Баева Юлия
Развитие основных движений у детей младшего дошкольного возраста
Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, многочисленные педагогические наблюдения показывают, что физическое воспитание – первая ступень комплексной системы воспитания дошкольников. Поэтому крайне важно организовывать процесс физического воспитания именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем всестороннее гармоническое развитие личности.
Публикация «Развитие основных движений у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Деятельность ребенка выражается, прежде всего, в движениях, в двигательной деятельности. Двигательная активность особенно важна для ребенка раннего и дошкольного возраста, когда формируются все системы и функции организма. Физиологи, гигиенисты и врачи утверждают: без движений ребенок не может вырасти здоровым. Первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребенку приходят через движения его глаз, языка, рук, перемещение в пространстве. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие.
Развитость движений - один из показателей правильного нервно-психического развития в раннем возрасте. Познание окружающего посредством движений наиболее всего отвечает психологическим и возрастным особенностям детей первых трех лет жизни.
Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем.
Движения - первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ребенка, а у старших детей - форма проявления этих важных человеческих качеств. Таким образом, можно считать движение средством воспитания маленького ребенка.
Рассматривая понятие формирования основных видов движений детей, ученый утверждает, что центры, организующие одну и ту же функцию, объединяются в функциональную систему. В любом действии можно выделить три компонента:
– ориентировочный;
– исполнительный;
– контрольный.
Они всегда тесно связаны между собой и в любом действии представлены одновременно, последовательность освоения их всегда одна и та же. Если соблюдать последовательность действий при обучении основным видам движений, тогда ребенку будет легче освоить новые двигательные действия. Опираясь на компоненты, которые выделил автор, мы определили различия между двигательным умением и двигательным навыком.
При формировании двигательного действия возникает первоначальное двигательное умение. Оно представляет собой действие, не доведенное до значительной степени автоматизации. Однако для того, чтобы выработать даже первоначальные двигательные умения, необходимо: постоянная концентрация внимания в процессе действия (мотивацию ребенка); относительно невысокая степень участия двигательных автоматизмов в управлении движением (то есть, чтобы движение было новое, не доведенное до автоматизма); относительная изменчивость техники движений, а иногда и нарушение ее (вводить новые правила игры, проведение в новых условиях – на полянке, в бассейне); маловыраженная слитность движений и обусловленная этим растянутость их во времени (детальный показ движения и повторение).
В результате неоднократного повторения двигательное умение выполняется автоматически и превращается в двигательный навык. Двигательный навык - автоматизированная форма приобретенного двигательного действия. Эту способность он приобретает при правильном методическом обучении в дошкольном возрасте. Навык возникает на основе умения и вместе с тем сам является основой для возникновения новых умений.
Одной из наиболее известных, последовательных и полных концепций, раскрывающих процессы (и функции) управления и регулирования двигательных действий, является теория Н. А. Бернштейна. Она создана на основе оригинальных и новых методов исследования, разработанных ученым для изучения различных видов трудовых и спортивных двигательных действий, анализа игры выдающихся пианистов. Он предложил многоуровневую систему управления двигательными действиями, выделив такие сенсорные системы как зрительная, слуховая, тактильная. От того, как они объединяются, воспринимая объяснение, показ, повторение движений, зависит уровень построения движений.
Как отмечает Н. А. Бернштейн, каждая двигательная задача находит себе, в зависимости от содержания и смысловой структуры, тот или иной ведущий уровень. Уровни построения движений различаются между собой не только видом сенсорного синтеза, но и совокупностью органов нервной системы, без которых функция этого уровня невозможна. Рассмотрим уровни регуляции движений (по Бернштейну).
1. Первый уровень (А) регуляции движений. С его помощью осуществляются простейшие чисто рефлекторные движения. Сенсорным звеном этого рефлекторного кольца служат мышечно-суставные компоненты, замыкающиеся в спинном мозге и в стволе головного мозга. Основная его роль в выполнении движений - чисто фоновая, подчиненная более высоким уровням построения движений;
2. Второй уровень (В) - уровень стереотипных движений, в которых участвуют большие группы мышц (сюда относятся, например, потягивания всем телом, движения ласкания, мимика). Второй уровень обеспечивает внутреннюю координационную работу таких движений как ходьбы, бега, плавание, подражательные движения;
3. Третий уровень (С) - в нем собрано наибольшее число двигательных действий, относящихся к области физического воспитания и спорта. Если обратиться к сравнительной физиологии движений и двигательной активности, то нетрудно убедиться, что по ряду движений этого класса человек уступает многим высшим животным;
4. Четвертый уровень (Д) - уровень действий (предметных действий, смысловых цепей). Осуществление двигательных действий класса «предметной, или ручной, ловкости» доступно только человеку. В двигательных действиях такого класса движений имеет место широкая заменяемость одних элементарных операций другими при условии выполнения конечной цели всего двигательного акта;
5. Пятый уровень (Е). К нему Н. А. Бернштейн относит уровни символических координации (письмо, речь, музыкальные фразы).
Из краткого рассмотрения уровней построения движений и процесса управления движениями вытекает, что организация и управление любым двигательным действием происходят на разных этапах центральной нервной системы. Согласно представлениям Н. А. Бернштейна, для осуществления двигательных задач формируются различные уровни. Каждому из этих уровней соответствует анатомический субстрат в определенном отделе центральной нервной системы и характерные для данного уровня сенсорные коррекции, являющиеся основой координации движений. Уже у маленьких детей можно заметить различную «предрасположенность» к основным движениям. Одни лучше бегают, другие точно метают, третьи – ловко прыгают и лазают.
Такой же характер понятия формирования двигательных навыков и умений раскрывается у Д. В. Хухлаевой. Она пишет о том, что у детей пластичная нервная система. Поэтому двигательные навыки и умения формируются у детей сравнительно легко. Важно и то, что большинство движений дети используют в обычной жизни для передвижения. Поэтому всегда основные движения у детей в развитии. Автор замечает, что от того, как ребенок будет двигаться – правильно или нет, зависит, сколько сил физических он будет затрачивать. Правильное выполнение основных движений позволяют экономить физические силы. Это происходит оттого, что, делая движение без напряжения, он тратит меньше нервно-мышечной энергии на его выполнение.
Основные движения, доведенные до автоматизма, развивают способность легко овладевать более сложными движениями и различными видами деятельности, включающими эти движения. А это уже начальный этап развития ловкости. Ловко выполняемые движения приводят к двигательной активности ребенка. Таким образом, в разные периоды дошкольного детства ребенок овладевает разными движениями, что зависит от созревания нервной системы, поэтому можно говорить об особенностях двигательной активности у дошкольников.
Список использованных источников
1. Белкина В. Н. Дошкольник : обучение и развитие. Воспитателям и родителям / Н. В. Белкина, Н. Н. Васильева, Н. В. Елкина. – Ярославль: Академия развития, 2018. – 256 с.
2. Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность / Н. А. Бернштейн – М. : Книга по Требованию, 2016. – 496 с.
3. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Л. И. Божович. – 3-е изд. - М. : Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2017. – 352 с.
4. Бордовская Н. В. Педагогика: Учебник для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – СПб. : Питер, 2018. – 304 с.
5. Голощапов Б. Р. История физической культуры и спорта: учебное пособие для студ. вузов / Б. Р. Голощапов. – М. : Академия, 2018. – 312с.
6. Горелов А. А. Проблемы физического воспитания детей дошкольного возраста и подходы к их решению // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2017. – №4. – С. 50-53.
7. Дворкин А. С. Возрастные особенности развития психических процессов детей 3-6 лет средствами физического воспитания // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2018. – №2. – С. 32-34
8. Дошкольная педагогика : учебное пособие. / В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохин, Т. А. Ильина и др. ; Под ред. В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохина. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Просвещение, 2018. – 415с
9. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ : пособие для воспитателей / Под ред. З. И. Бересневой. – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 32 с.
10. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации Материалы Всероссийского совещания. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2019. – 320 с.