Папки-передвижки

Развитие наглядно-образного мышления в онтогенезе

Марина Смородина
Развитие наглядно-образного мышления в онтогенезе
▼ Скачать +Заказ

Информация, которую получает человек посредством изучения окружающего мира, предоставляет возможность представлять не только внутреннюю, но также внешнюю сторону предмета, представлять предметы, несмотря на их отсутствие, предвидеть их трансформацию во времени, при этом устремляя мысли в бесконечные далее и микромиры. Все это становится возможным благодаря использованию мышления. Психологи по-разному трактуют мышление. Н. Н. Поддъяков определяет мышление как «высшую форму отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный, психический процесс, свойственный только человеку. Близкое по смыслу дает определение Венгер Л. А. : «Мышление – это высший познавательный психический процесс, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности и существующих связей между явлениями внешнего мира» Козлова С. А. определял мышление, как процесс сознательного отражения действительности в таких объективных её свойствах, связях и отношениях, в которые включаются и недоступные непосредственному. чувственному восприятию объекты Согласно установлению Блонского П. П. «мышление - неразрывно связанный с речью социально обусловленный процесс (психологический) самостоятельного искания и раскрытия новейшего, то есть опосредованного и общего отображения реальности, появляющихся на базе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходящий за его пределы в процессе анализа и синтеза.» Степанова О. А. дают такое определение: «Мышление – процесс опосредованного и обобщенного отражения в сознании человека существенных свойств предметов и явлений объективного мира». По мнению Сахаутдиновой М. Р, мышление - наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познавательными объектами. Р. С. Немов полагал, что «мышление - это в первую очередь высший познавательный процесс. Отличия мышления от других психологических процессов состоит в том, что оно почти всегда связано с присутствием проблемной ситуации, задачи, которую необходимо решить, и активным изменением условий, в которых данная задача зада. Мышление – это самая высокая ступень познания человеком окружающей действительности. В качестве чувственной основы мышления выступают восприятия, ощущения и представления. Посредством органов чувств, которые выступают в качестве единственных каналов связи организма с окружающей действительностью, поступает информация в мозг. Далее содержание информации обрабатывается мозгом. Одной из наиболее сложных форм переработки информации можно считать деятельность мышления. Осуществляя решение мыслительных задач, которые возникают перед человеком в реальной жизни, он размышляет, приходит к определённым выводам, и таким образом он познает сущность явлений вещей, исследует закономерности их связей, далее на этом основании изменяет мир. Мышление, как восприятие и ощущение, представляет собой психический процесс. Тем не менее, в отличие от процессов чувственного познания, в ходе мышления осуществляется отражение явлений, предметов, действительности, существенных отношений и признаков. Посредством восприятия человек осуществляет познание единичных предметов во множестве их основных и случайных признаков. Выделяя в ходе мышления основное, существенное в явлении, человек проникает вглубь вещей, изучает разнообразие зависимости между закономерностями и их явлениями. В жизни каждого человека постоянно возникают неотложные и острые задачи и проблемы. Появление таких трудностей, проблем, неожиданностей свидетельствует о том, что окружающем нас мире имеется ещё много непонятного, неизвестного, неизведанного, непредвиденного, то есть того, что требует более глубокого изучения, открытия в мире все новых и новых процессов, взаимоотношений, а также свойств. Вселенная является бесконечной, и также бесконечен процесс её познания. Мышление нацелено на эти бескрайние глубины нового, неизведанного. Каждый человек осуществляет множество различных открытий своей жизни, будь то ребёнок или взрослый. Таким образом, мышление представляет собой социально обусловленный, взаимосвязанный с речью психический процесс поисков и открытия чего-то нового. Мышление появляется на основании практической деятельности чувственного познания и выходит далеко за его границы. Для осуществления мыслительной деятельности человека существенное значение имеет её взаимосвязь не только с чувственным познанием, но и с речью, и с языком. В этом заключается одно из главных отличий между психикой животных и психикой человека. Лишь с возникновением речи стало возможным отделение от познаваемого объекта того или иного свойства, а также стало возможным закрепление, фиксация представления или понятия о нём при помощи специального слова. Мысли обретают при помощи слова свою материальную оболочку. Таким образом, человеческое мышление, в каких бы формах оно не происходило, неразрывно связано с языком. Любая мысль появляется и развивается в неразрывной связи с речью. Чем основательные и глубже продумана мысль, тем более ясно и чётко она выражается в словах, а также в письменной и устной речи. И, напротив, чем больше совершенствуется, оттачивается словесная формулировка какой-либо мысли, тем понятнее и отчётливее становится данная мысль. В том случае, если рассматривать мышление в плане оригинальности и новизны решаемых задач, то можно выделить мышление творческое, то есть продуктивное, и воспроизводящее, то есть репродуктивное. Творческое мышление нацелено на формирование новых идей, в качестве его результата служат открытие нового или совершенствование решения той или ин ой задачи. В процессе творческого мышления появляется новые знания, которые касаются мотивации, оценок, целей, а также смыслов внутри самой познавательной деятельности Основными мыслительными операциями являются анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и конкретизация. Анализ - это мыслительная операция, которая разделяет целое на части или выделяет целое его сторон, действий, отношений. В простом смысле анализ выражается в фактическом разложении предметов на составные части. Синтез - это мысленное соединение частей, свойств, действий в единое целое. Операция синтеза противоположна анализу. Синтез не сводится к сумме, так как является механическим соединением частей. Сравнение - это обнаружение сходства и различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками. Сравнение бывает односторонним (неполноценным по одному признаку) и многосторонним (полным по всем признакам); не опосредованными опосредованным. Обобщение - это мысленное соединение предметов и явлений по их общему признаку. Абстракция - это сложный процесс, зависящий от своеобразия и целей, стоящих перед исследованием и состоит в том, что субъект отвлекается от остальных, вычленяя какие - либо свойства, признаки изучаемого объекта. Абстрагирование осуществляется в результате анализа. Путем абстрагирования были создан ы отвлечённые, абстрактные понятия длины, широты, количества и т. д. Конкретизация - предполагает возвращение мысли от абстрактного и общего к конкретному с целью раскрыть содержание. К конкретизации обращаются в том случае, если высказанная мысль оказывается непонятной или необходимо показать проявление общего в единичном. По типу решаемых задач мышление делится на практическое и теоретическое. Практическое мышление имеет взаимосвязь с поставленными целями, разработанными планами, проектами и достаточно часто осуществляется в обстановке не хватки времен и, что обусловливает большую сложность, чем в случае с теоретическим мышлением, которое нацелено на выявление и познание свойств объектов, различных закономерностей. Одна из наиболее распространённых классификаций видов мышления, – классификация по содержанию поставленных задач. В данном случае выделяется предметно-действенное, словесно-логическое, а также наглядно-образное мышление. Специфика предметно-действенного мышления заключается в том, что все задачи решаются при помощи реального, физического изменения ситуации, апробирования свойств объектов. Наглядно-образное мышление имеет взаимосвязь с ведением ситуации и изменение её. При помощи наглядно-действенного мышления в достаточно полном объеме воссоздается все множество разнообразных реальных характеристик предмета. В самом образе может быть закреплен о одновременное видение предмета с различных точек зрения. Одно из специфических особенностей такого мышления является выявление непривычных сочетаний предметов их свойств. Словесно-логическое мышление возникает на основании практического и образного опыта у человека в виде абстрактных понятий. Словесно-логическое мышление осуществляется на основании языковых средств и выступает в качестве одного из наиболее позднего этапа онтогенетического и исторического развития мышления. Словесно-логическому мышлению свойственно применение понятий, логических конструкций, которые в некоторых случаях не обладают прямым образным выражением. При помощи словесно-логического мышления человек может выявлять наиболее общие закономерности, предсказывать развитие процессов в обществе и природе, а также осуществлять обобщение разнообразного наглядного материала. Таким образом, можно сделать следующие выводы. Мышление – это самая высокая ступень познания человеком окружающей действительности. В качестве чувственной основы мышления выступают восприятия, ощущения и представления. Посредством органов чувств, которые выступают в качестве единственных каналов связи организма с окружающей действительностью, поступает информация в мозг. Далее содержание информации обрабатывается мозгом. Одной из наиболее сложных форм переработки информации можно считать деятельность мышления. Осуществляя решение мыслительных задач, которые возникают перед человеком в реальной жизни, он размышляет, приходит к определённым выводам, и таким образом он познает сущность явлений вещей, исследует закономерности их связей, далее на этом основании изменяет мир. Словесно-логическое мышление осуществляется на основании языковых средств и выступает в качестве одного из наиболее позднего этапа он то генетического и исторического развития мышления. Словесно-логическому мышлению свойственно применение понятий, логических конструкций, которые в некоторых случаях не обладают прямым образным выражением. Необходимо отметить тот факт, что термин «мышление» содержит в себе термин «логическое мышление», и они соотносятся друг с другом в качестве рода и вида. Проблема изучения наглядно-образного мышления является достаточно актуальной темой в психолого-педагогической литературе. Имеется множество научных публикаций, которые посвящены данной проблеме, в н их содержится теоретическое обоснование необходимости возможности развития наглядно образного мышления ребёнка, обозначены пути решения данной задачи. Однако возрастное распределение по данной проблеме в научной литературе достаточно мало представлено. Результатом наглядно-образного мышления является осмысление, понимание того, что происходит вокруг, выявления существенных связей, сторон явлений окружающего мира.

Публикация «Развитие наглядно-образного мышления в онтогенезе» размещена в разделах

Публикации по теме:

Дидактическая игра на развитие логического мышления «Пятый лишний»Дидактическая игра на развитие логического мышления «Пятый лишний» Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску.

Дидактические и словесные игры для дошкольников на развитие логического мышления Дидактическая игра "Разложи картинки в нужный конверт" У каждого ребёнка конверты с наклеенными на них геометрическими фигурами,которые.

Консультация для родителей «Развитие логического мышления у детей» Консультация для родителей. «Развитие логического мышления у детей» Консультация для родителей. «Развитие логического мышления у детей».

Консультация для родителей «Развитие внимания, памяти, логического мышления» Консультация для родителей. Развитие внимания,памяти,логического мышления. Роль памяти в развитии ребёнка огромна. Усвоение знаний об окружающем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие наглядно-образного мышления в онтогенезе
Опубликовано: 11 октября 2024 в 11:13
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие наглядно-образного мышления в онтогенезе» (включая файлы) размещена пользователем Марина Смородина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД