Екатерина Хавренкова
Развитие межполушарного взаимодействия у дошкольников
▼ Скачать
Развитие межполушарного взаимодействия у дошкольников.
Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария головного мозга в единую, целостно работающую систему, формируется под влиянием как генетических, так и средовых факторов. Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.
Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.
Публикация «Развитие межполушарного взаимодействия у дошкольников» размещена в разделах
Межполушарные связи формируются вплоть до 12–15 лет. Развитие происходит постепенно, в несколько этапов. Но особое значение ученые придают возрастному периоду от 3 до 8 лет. Именно в этом возрасте закладывается интеллектуальная основа – зрительное, слуховое, кинетическое, зрительно-моторное, слухомоторное восприятие, смыслоразличение звуков и многое другое.
Причины слабого развития межполушарных связей у детей.
1. Неврологические расстройства
2. Патологии мозолистого тела. Мозолистое тело – система нервных волокон, соединяющая полушария.
3. Особенности анатомического строения головного мозга.
4. Отсутствие в жизни ребенка игр и занятий по возрасту. Окружающая среда должна быть развивающей с самого младенчества.
Использование игр на развитие межполушарного взаимодействия является, базовыми упражнениями, которые включают мозговую активность ребенка и способствуют повышению эффективности и оптимизации всех видов развивающих и коррекционных занятий с ним.
Игры на развитие и тренировку межполушарных связей целесообразно использовать в начале занятия, т. к. они позволяют включить внимание и сосредоточенность ребенка для активного познания и дальнейшего взаимодействия с ним на занятии.
Выполнять упражнения лучше каждый день, хотя бы по 5-10 минут. Эти упражнение являются "гимнастикой для мозга". И будут полезны детям и взрослым, даже если с сформированностью межполушарных взаимодействий все в порядке.
Задачи игр: развивать межполушарное взаимодействие, концентрацию внимания, зрительно-моторную координацию.
Для более старших детей (от 5 лет) очень полезны задания, которые направлены на формирование и развитие графомоторных навыков координации движений, синхронизацию работы глаз и рук, развитию межполушарных связей.
Зеркальное рисование.
Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы, симметричные узоры или простые картинки. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга. Можно использовать специальные прописи для развития межполушарного взаимодействия, а также для развития межполушарного взаимодействия у детей существует специальная рабочая тетрадь.
Рисунки можно распечатать или приобрести рабочую тетрадь. Полезные игры, задания и упражнения вы найдете в следующих пособиях:
• «Развитие межполушарного взаимодействия у детей», Трясорукова Т. П. ;
• «Графомоторика», Давыдова О. А. ;
• «Развитие межполушарного взаимодействия и пространственного мышления», Давыдова О. А. ;
• «Волшебные обводилки», Г. М. Зегебарт;
• «Нейропрописи: развитие межполушарного взаимодействия и графических навыков», Ирина Праведникова.
Ухо – нос
Левой рукой взяться за кончик носа, правой за противоположное ухо. Одновременно отпустить, хлопнуть в ладоши и взяться наоборот. 6-8 повторений, чем быстрее скорость, тем лучше результат.
Колечко.
По очереди соединяйте мизинец, безымянный, средний и указательный пальцы с большим пальцем в колечко. Выполняйте упражнение то в одном порядке, то в другом. Сначала участвует только одна рука, правая или левая, потом обе руки одновременно.
Перекрестные движения.
Выполняются одновременные перекрёстные движения. Например: поднять левую ногу вверх и дотронуться до неё правой рукой
Ребро, кулак, ладонь.
Ребенку показывают три положения руки, последовательно сменяющих друг друга: ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямленная ладонь. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем двумя руками вместе по 8-10 раз. Ребенок выполняет движения вместе с взрослым, затем по памяти.
Горизонтальная восьмерка.
Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза - сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе. Не забываем следить глазами за рукой!
Пальчиковые упражнения
Поочередно и как можно быстрее необходимо перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
Логоритмика.
Это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова. Одновременное проговаривание слов и выполнение соответствующих движений отлично развивают взаимодействие левого и правого полушария и ещё способствует развитию речи.
Межполушарные доски.
Межполушарные доски представляют собой механический тренажёр в виде доски с зеркальным насечением узоров различной сложности для правой и левой руки. Узоры встречаются разные: от простых кругов до лабиринтов; чем больше углов в узоре, тем сложнее считается упражнение.
Полезными такие доски будут всем, независимо от возраста и особенностей, главное помнить, что это тренажёр и упражнения должны носить регулярный характер.
Обычно понятие "межполушарные доски" встречается в контексте психокоррекции.
Нейрокоррекционные упражнения на данном тренажёре можно рекомендовать детям при различных особенностях развития: например, ЗПР, РАС, ДЦП, СДВГ, а также взрослым пациентам после травм головного мозга и инсульта. Тренажёр будет полезен норматипичным детям для развития функций внимания и самоконтроля.
Сами упражнения представляют собой следующую схему действий:
• упражнение выполняется одной (ведущей) рукой по часовой стрелке, а затем этой же рукой - против часовой стрелки;
• упражнение выполняется другой рукой по часовой стрелке, а затем этой же рукой - против часовой стрелки;
• упражнение выполняется синхронно двумя руками: пробуем пройти лабиринт сперва по часовой стрелке, а потом - против часовой стрелки;
• последним заданием будет прохождение лабиринта одновременно двумя руками, но в разном направлении.
При выполнении задания главным правилом является движения от простого к сложному. Не переходите к следующему упражнению если не освоили предыдущие.