Ирина Савченко
Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Межполушарные связи — что это такое?
Человеческий мозг состоит, как известно, из правого и левого полушарий. Каждое из них отвечает за разные функции. Левое — за логическое мышление, анализ, способности к математике, речь. Правое — за умение планировать, образное мышление, креативность, восприятие информации на слух. Для правильной работы мозга оба полушария должны быть равноценно развиты.
Функции межполушарных связей :
• эмоциональная устойчивость к негативным факторам;
• координация движений;
• успешное усвоение информации и ее анализ.
Публикация «Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Когда связь между полушариями головного мозга слаба, ведущую роль берет на себя сильное, следовательно, функциональность другого блокируется. Это приводит к тому, что ребенок испытывает дезориентацию в пространстве, ему трудно дается обучение письму и чтению, нарушаются зрительное и слуховое восприятие, возможно неадекватное эмоциональное реагирование на различные жизненные ситуации. В результате ребенок с трудом усваивает обучающий материал и становится мнительным.
Признаки недостаточности развития межполушарных связей у детей.
Данные связи формируются у ребенка до 12–15 лет, причем поэтапно. Очень важным для генерации специалисты считают период от 3 до 8 лет. В это время у ребенка формируется кинетическое, звуковое и зрительное смыслоразличение и др.
Если у ребенка присутствуют следующие симптомы, следует задуматься о возможном нарушении межполушарного взаимодейсвия :
• агрессия;
• плохое запоминание;
• непонятная и сбивчивая речь;
• зеркальное написание букв и цифр;
• сложности в описании действия, изображенного на рисунке;
• сложности в общении с ровесниками;
• проблемы в написании диктантов или переписывании текстов.
Тест
Для проверки развитости связей между полушариями, можно провести несложный тест. Пусть он заведет одну руку за спину, а вы кисточкой прикоснитесь к любому пальцу (за исключением большого). Большим пальцем руки ребенок должен указать на место прикосновения кисточки к коже. Таких попыток должно быть 10, и, если ребенок ошибся более 3 раз, это свидетельствует о слабом развитии межполушарных связей.
Причины
В некоторых случаях слабость развития связей между полушариями мозга у ребенка может быть связана со стрессовым состоянием матери во время беременности или болезнью.
Кроме того, на развитие может негативно повлиять особенность мозгового строения или аномалии мозолистого тела, расстройства неврологического характера.
Чаще всего слабое взаимодействие мозговых полушарий наблюдается при отсутствии развивающих занятий и игр в жизни ребенка — всестороннее развитие ребенка должно начинаться с самого раннего возраста.
Другими причинами могут быть:
• травмы во время родов;
• серьезные заболевания в первый год жизни;
• сидячий образ жизни;
• последствия общего наркоза;
• затяжной стресс.
Для чего развивать межполушарные связи и как это делать?
Для развития используют специальные упражнения и игры, которые задействуют работу обоих полушарий. Это называется мозговой гимнастикой, достаточно нескольких минут занятий в день. Они полезны и для детей, и для взрослых.
На взаимодействие мозговых полушарий положительным образом влияют:
• пальчиковая гимнастика;
• кинезиологические упражнения;
• самомассаж;
• дыхательные упражнения;
• дидактические задания;
• творчество;
• прослушивание классических музыкальных композиций;
• логоритмика.
Важно понимать, что чем лучше развито взаимодействие между полушариями мозга, тем проще ребенок будет обучаться новому, лучше выстраивать взаимоотношения с людьми, достигать отличных спортивных показателей.
Специальные упражнения
Упражнение «Балансир». Ребенку нужно балансировать коробочкой так, чтобы попасть шариков в отверстие. Для усложнения используем несколько видов шариков (деревянный, стеклянный и пластиковый). Есть несколько видов балансиров: большой, маленький, с лабиринтом.
Упражнения на тренажере межполушарного взаимодействия, которые даются в определенной последовательности от простого к сложному.
Варианты игр и упражнений на тренажере:
Знакомство с тренажером. Пальчиком ведущей руки проходим лабиринт.
Проходим лабиринт пальчиком второй руки. Проводим от начала к середине лабиринта и обратно.
Усложняем. Ведущая рука проводит пальчиком по лабиринту и обратно, а вторая катает шарик по столу, стучит пальчиком или перебирает пальчики.
Проходим лабиринты пальчиками обеих рук, от начала и до конца, затем в обратном направлении.
Подключаем бегунки. Ведущей рукой проходим лабиринт. Затем возвращаемся обратно.
Вторая рука проходит лабиринт от начала и до конца, затем обратно.
Проводим бегунки по лабиринту одновременно обеими руками. Затем обратно.
Самое сложное. Бегунок ведущей руки стоит в центре лабиринта (где его завершение, а второй бегунок в начале и проходим обеими руками лабиринт.
Меняем руки и выполняем тоже самое действие.
Важно! Стремиться выполнять задания синхронно. Ведущая рука обычно впереди, если не контролировать процесс.
Упражнение «Кулак - ладонь». Руки в разных позах и одновременно меняются.
Упражнение «Мы играли в ладушки, жарили оладушки». Руки в разных позах: одна ладонью вверх, другая вниз. Поочередно меняем положение.
Упражнение «Лягушка хочет в пруд». Поочередно руками синхронно меняем позы кулак-ребро-ладонь.
Упражнение «Дорожки». На листах А4 рисуем симметричные дорожки и двумя руками одновременно их обводим. Усложняем несимметричными узорами.
Упражнение «Цветные дорожки» (Коняхиной Н). Пальчиками обеих рук одновременно проходим дорожки по кружкам определенного цвета.
Игра «Соревнования по бегу». Ребенку предлагается в каждую руку по игрушке животного и пробежать с разным ритмом и скоростью одновременно двумя руками. Например, заяц прыгает быстро, а медведь медленно и редко.
Игра «Сделай так». Педагог показывает позы руками (или на карточке, а ребенок пытается повторить. Усложняем разными позами для обеих рук одновременно.
Игра «Прищепки». Ребенку предлагается взять в руки прищепки разных цветов и собрать ими помпоны соответствующего цвета.
Игра «Перекрестия». Одна рука вверху в кулаке, вторая под ней - ножницы. Нижнюю руку перебрасываем наверх и меняем позы. Можно усложнить последовательностью из трех поз (камень-ножницы-бумага).
Игра «Ловкость рук». Ловим из коробки палочками-сачками двумя руками одновременно помпоны.
Игра «Пальчиковый твистер». На ткани пуговицы такого цвета, как на двух кубиках. Какой цвет выпал, на те пуговки и ставим пальчики. Играют поочередно две руки.
Игра «Какой пальчик». Ребенок держит одну руку за спиной (вначале можно обе руки держать перед глазами). Взрослый притрагивается кисточкой к фалангам пальцев. Ребенок показывает другой рукой, к какому пальцу было прикосновение.
Геометрические фигуры для штриховки
Игра «Сели, присели, встали». Даем детям одну из из этих инструкций, а они выполняют. Суть в том, что инструкция не совпадает со зрительной подсказкой.
Игра «Музыка клавесов». Дети должны следить за педагогом и отстукивать ритм, который он задает. А педагог, в свою очередь, путает их неправильными речевыми инструкциями (стучит медленно, а говорит, что нужно быстро).
Игра «Путаница». Называем детям часть тела, которую они должны показать. Путаем их, показывая другие части на себе.
Игра «Внимание!». Перед детьми коробка с предметами. Даем инструкцию: -Дай Ане синий кубик, а Сереже красный мяч. И так по кругу.
Игра «Волшебная дорожка». Наклеиваем дорожку на полу из вырезанных картинок ступней и ладошек в разных направлениях и сочетаниях. Ребенку нужно пройти и не ошибиться.
Моторная программа «право-лево». Ребенок идет по дорожке и выполняет инструкцию. Например: слева клади банан, справа клади яблоко.
Игра «Колбаса». Носит соревновательный характер. Детям нужно наперегонки докатить двумя руками черенок до финиша.