Александра Шейко
Развитие мелкой моторики у ребенка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Зачем нужно развивать мелкую моторику?
Развитие мелкой моторики, тонких движений кистей и пальцев рук, один из показателей психического развития ребенка. Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе. Мелкая моторика основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи.
Публикация «Развитие мелкой моторики у ребенка дошкольного возраста» размещена в разделах
При недостаточно развитой мелкой моторике у ребенка возникают трудности :
-неспособность провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную).
-трудность формирования правильной траектории движений при выполнении
графического элемента (букв, цифры, геометрические фигуры).
-неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяженность
графических элементов, большие растянутые, разнонаклонные буквы).
Развивать моторику ребенка старшего дошкольного возраста эффективней
по циклам:
-Пальчиковый игротренинг;
-«Озорной карандаш»;
-«Творческие упражнения».
1 цикл «Пальчиковый игротренинг» включает в себя:
-самомассаж кистей;
- пальчиковую гимнастику с предметами (карандаш, катушка, мяч);
- пальчиковые кинезиологические упражнения.
- «Колечко» Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук,
соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний
и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в
обратном (от мизинца к указательному пальцу)
порядке.
В начале упражнение выполняется каждой рукой
отдельно, затем вместе.
- «Кулак - ребро – ладонь» Три положения руки на плоскости стола,
последовательно сменяя друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак
ладонь, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала
правой рукой, потом - левой, затем двумя руками вместе. Количество
повторений - по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в
выполнении помогайте себе командами («кулак - ребро – ладонь», произнося
их вслух или про себя.
-«Змейка» Скрестите руки ладонями друг к другу,
сцепив пальцы в замок, выверните руки к себе.
Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец
должен двигаться точно и четко, не допуская
синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя.
Последовательно в упражнении должны
участвовать все пальцы обеих рук.
-«Горизонтальная восьмерка» Возьмите в руку карандаш и начертите на
бумаге восьмерку (знак бесконечности, теперь - левой. А теперь правой и
левой одновременно
«Лезгинка». Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого
тела, произвольности и самоконтроля. Ребенок складывает левую руку в кулак,
большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе.
Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к
мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой
рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости
смены положений.
«Замок». Цель: развитие межполушарного
взаимодействия (мозолистого тела, произвольности
и самоконтроля. Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в
замок, развернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет инструктор.
Палец должен двигаться точно и четко. Нежелательно допускать движения
соседних пальцев. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в
упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук. В дальнейшем дети
могут выполнять упражнение в парах.
2 цикл «Озорной карандаш» включает в себя:
-графические диктанты;
-штриховки;
-работа с трафаретами;
-лабиринты;
-дорисовка (по принципу симметрии);
-рисунок по образцу;
-волшебные картинки (раскрась по цифрам)
3 цикл «Творческие упражнения» включает в себя:
-работу с пластилином (картины из кусочков пластилина, выкладывание
сюжета на пластилиновой основе крупами, пластилиновые узоры);
-игры с пуговицами;
-шнуровка;
-рисование веревочкой (выкладывание нитками контура рисунка на бархатной
бумаге);
-мозаика