Ольга Герасимова
Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с объектами природы
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ
Развитие мелкой моторики руки имеет непреходящее значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Психологи, педагоги, физиологи, медики постоянно подчеркивают: уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, музыкально-исполнительских, конструктивных и трудовых умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма и др. Однако этот развивающий потенциал может быть реализован лишь в том случае, если движения рук ребенка будут носить осмысленный характер, а сами руки станут своеобразными орудиями детского воображения. Активно участвуя в порождении и передаче образов воображения, движущиеся руки способны в буквальном смысле слова приоткрыть дверь в завтрашний день ребенка. Впрочем, по словам великого немецкого мыслителя И. Канта, рука является как бы вышедшим наружу головным мозгом. Продолжая аналогию руки с мозгом, можно сказать: именно мелкие мышцы руки подобны высшим отделам коры мозга, обеспечивающим работу мысли и функции речи.
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с объектами природы» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
При выполнении действий с предметами, в нашем случае с объектами природы, решается бльшая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления. Чем больший запас действий и проб накопит в своем опыте ребенок, тем скорее он перейдет к более высокому уровню развития мышления – наглядно-образному – и будет оперировать уже не предметами, а их образами.
На 2-3 году жизни у детей уже, как правило, сложились представления о предметах и их признаках. Словесное обозначение качества ощупываемого предмета является обязательным условием процесса его осознания. Усвоив обобщающее слово, обозначающее признак предмета, ребенок приобретает способность сравнивать предметы по качеству, а для этого ему необходимо развивать чувствительность пальцев, которая обеспечивает восприятие таких свойств предмета, как мягкость – твердость, форма, вес (легкий – тяжелый, особенности поверхности (гладкий – шершавый).
Узнавание ребенком предметов на ощупь в дальнейшем дает возможность правильно держать кисть, регулировать силу ее захвата и улучшает тонус мышц, что делает движения руки более точными. При систематической работе по развитию тактильного восприятия значительно активизируются познавательные процессы ребенка, расширяется его активный и пассивный словарь. Для того чтобы ребенок познавал свойства предметов, необходимо ввести предметы в его развивающую среду, а также проводить занятия по развитию тактильных чувств рук ребенка.
Содержание проекта включает:
1. Массаж с «дарами природы».
Эмоциональность и яркость настроя детей на лечебный массаж с природным материалом придает то, что это все живое и настоящее, а, самое главное, это все нас окружает как в сельской местности, так и в городской. Природа настолько разнообразна, что, прикасаясь к ней, мы обогащаем тактильную чувствительность рук, но реальный мир малыша, организованный взрослыми, для познавательных процессов, заполирован, гладок, однообразен по ощущению. Именно с обогащения тактильной чувствительности руки, особенно пальцев, улучшается кинестетическая (двигательная) память артикулярных органов, она необходима для эффективности работы с детьми дошкольного возраста.
2. Игры на развитие тактильных ощущений.
Знакомство с качествами предмета будет проводиться поэтапно.
Этапы ознакомления с качествами предмета: 1) привлечь внимание ребенка к тактильному объекту; 2) показать, как обследовать объект; 3) дать ребенку самостоятельно определить качество предмета.
Перед проведением игры на ощупывание ребенку необходимо подержать кисти рук в мисочке с теплой водой или провести зубной щеткой по подушечкам пальчиков сверху вниз – это повысит их чувствительность.
3. Игры на выкладывание.
Проводя игры на выкладывание, мы преследовали следующие цели: развитие щипкового захвата указательным и большим пальцами; совершенствование движения «глаз – рука»; развитие воображения; обогащение словарного запаса; совершенствование зрительного восприятия. Прежде чем приступить к работе, следует рассмотреть объект, который предстоит выкладывать, выделить в нем значимые детали.
Если малыш хорошо владеет речью и мелкой моторикой, можно предложить ему самостоятельно обвести обследуемый предмет и назвать его значимые детали. Если ребенок еще мал или не способен сделать это самостоятельно по другим причинам, нужно взять его руку в свою, вытягивая и удерживая его указательный палец, и начинать обводить предмет по контуру, называя при этом детали, а затем предложить рассмотреть изображение предмета или его схему.
Игру необходимо повторять для лучшего усвоения, но поскольку ребенок развивается на эмоциональном интересе и новизне, то задание при повторении каждый раз надо усложнять:
а) выкладывать на образце (методика накладывания);
б) выкладывать под образцом;
в) выкладывать по памяти;
г) выкладывать со сменой материла – от крупного к мелкому.
4. Упражнения с шишками.
Обучение действиям с шишками лучше начинать со свежих шишек, так как они не колются, приятны на ощупь и не вызывают отрицательных эмоций. В дальнейшем используются сухие, колючие шишки.
5. Игры и упражнения с песком.
6. Упражнения с крупами.
Выполняя ручками мелкую работу, малыш не только вырабатывает ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, но и развивает речь, так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. К тому же игры с мелкими предметами очень полезны для улучшения остроты зрения. Они увлекательны и доступны для двухлетних детей : сортировка и перебирание крупы, создание вместе с родителями мозаики, панно из природных и съестных материалов.
7. Упражнения с семенами и косточками.
Работа с косточками и семечками воспитывает усидчивость, аккуратность, внимательность, терпение, развивает воображение, эстетический вкус, чувство меры, закрепляет понятие трехмерности предметов, навыки передачи объема предмета.
В работе можно использовать семена и косточки всех овощей и фруктов, а также арбуза. Особой подготовки перед работой косточки и семена не требуют, кроме абрикосовых косточек (некоторые сорта, семян арбуза и дыни. Их необходимо хорошо промыть, просушить, т. к. плохо просушенные семена могут покорежиться в работе или покрыться плесенью.
Наклеивают семечки, косточки клеем ПВА на картон, фанеру, ДВП. На выполненную работу после высыхания можно нанести гуашевые краски или оставить не раскрашенными. После полного высыхания работу покрыть лаком по дереву. Завершить работы можно проглаженными листьями винограда, яблони, груши и других деревьев, а также травинками, веточками.
При использовании косточек и семян следует учитывать следующее:
1) у абрикосовых косточек клей наносят на выпуклую часть;
2) у скорлупок ореха (фисташек, грецкого ореха) клей наносят на половину косточки;
3) семена перца насыпают щепоткой на нанесенный клей;
4) для винограда косточки раскрашивают заранее.
Работы, выполненные в этой технике, поражают оригинальностью и яркостью. Привлекает их объемность. Дети знакомятся с рельефом, учатся передавать объем, фактуру.
8. Упражнения с опилками, стружками.
Одно дело – работа с крупой, гладкой поверхностью. Совсем другое – работа с материалом, обладающим шероховатой поверхностью: грубая структура, к примеру, опилок стимулирует нервные окончания, находящиеся на подушечках пальцев. Выполняя пальчиками различную работу с природным материалом, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук. Работа с мелким материалом необходима для развития тактильных ощущений и тактильной памяти.
По выполненному рисунку натуральными опилками можно, когда он просохнет, нанести акварельные краски с помощью кисточки. С цветными опилками работают только по предварительному рисунку: опилки наносят на рисунок на клеевые «мазки», передают цвет и объем, форму предмета или особенность изображения. Цветные опилки можно смешивать в работе как краски (желтые с синим – издалека выглядит как цвет морской волны). Можно наносить опилки на акварельный рисунок, не давая ему хорошо просохнуть. Крупными опилками и стружкой работают в технике аппликация без окрашивания, а также с предварительным окрашиванием. Стружку можно использовать и для оформления рисунка – в качестве рамки, и тогда работа приобретает законченность. Выполнять рисунки опилками можно в любом жанре. Работать ими интересно и полезно. Во время работы развиваются воображение, фантазия, эстетический вкус, представление о предмете, а также чувство цвета, объема, размера.
9. Игры с пластилином.
Прежде чем дать ребенку материал для лепки (глину или пластилин, нужно познакомить его со свойствами материала, с которым он будет работать (пластилин мягкий, он разминается, скатывается, расплющивается). Показать, как можно работать с материалом: разминать его пальцами, ощупывать, раскатывать на столе, между ладошками, скатывать из него шарики, соединять детали из пластилина. Начиная работу, не нужно давать детям большой кусок пластилина, так как он плохо разминается и с ним трудно работать. Это может быть причиной отказа ребенка от работы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Наши пальчики играют (развитие мелкой моторики). – СПб. : «Паритет», 2003. – 144 с.
2. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста / Т. Л. Богина, Т. Г. Казакова, Е. А. Тимофеева и др. ; под ред. Г. Н. Годиной, Э. Г. Пилюгиной. – М. : Просвещение, 1987. – 160 с.
3. Галкина Г. Г., Дубинина Т. Н. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей. – М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2007. – 40 с.
4. Генералова Р. Н., Кондратьева С. Ю., Силиванова Л. В. Упражнения с природным материалом в коррекционной работе с дошкольниками // Дошкольная педагогика. – 2012. – № 4. – С. 44 – 47.
5. Жукова О. Дошкольный возраст : о развитии ручной умелости // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 8. – С. 34 – 38.
6. Завгородняя О. И. Развитие тонких движений пальцев у детей с нарушениями в развитии // Дошкольная педагогика. – 2012. – № 9. – С. 56 – 58.
7. Киселева В. Развитие тонкой моторики // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 1. – С. 65 – 69.
8. Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 224 с.
9. Корницкая И. Крупинка к крупинке // Няня. – 2004. – № 1. – С. 44 – 45.
10. Кудрявцев В. Дошкольная группа : двигательно-оздоровительные моменты на занятиях // Дошкольное воспитание. – 2000. – № 4. – С. 93 – 100.
11. Лапина Т. А. Работа с природным материалом // Начальная школа. – 2006. – № 8. – С. 78 – 80.
Печора К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М. : Просвещение, 19