Светлана Таенкова
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики. Подготовка руки к письму»
▼ Скачать + Заказать документы
Поступление в школу – важный момент в жизни каждого ребенка и родителя. Чем лучше ребенок будет подготовлен психологически, физически, эмоционально и интеллектуально, тем увереннее он будет себя чувствовать и легче пройдет адаптационный период.
Дошкольный возраст – наилучшее время для запуска необходимых в дальнейшем способностей, в этот период взросления, формирование личности ребенка происходит наиболее быстро. Л. Н. Толстой писал: «От пятилетнего ребенка до меня – один шаг, а от новорожденного – страшное расстояние».
Один из видов специальных умений – графические умения, обеспечивающие готовность к письму.
Важно точно знать, что у ребенка нет нарушения зрения, так как в этом случае развитие графических навыков будет одним из самых сложных этапов подготовки руки к систематическому обучению. Это связано с психофизиологическими особенностями старшего дошкольника и с самим процессом письма.
Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Значение мелкой моторики очень велико. С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо развивать движения пальцев рук, сенсомоторные функции.
Мелкая моторика рук влияет на формирование и развитие высших функций сознания: внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Развитие мелкой моторики – это длительный и трудный процесс. Он включает в себя: зрительный контроль, двигательный контроль, скорость деятельности и движений, наличие координации движений рук, высокую подвижность пальцев, кисти.
Особенности графической деятельности требуют совместного развития руки и глаза.
Стоит отметить, что у детей, имеющих зрительные нарушения, слабо развита зрительно – моторная координация, недостаточно развита тонкая моторика, наблюдаются отклонения в темпе и ритме действий.
Часто дети испытывают неуверенность при выполнении даже простых заданий. А активное познание мира возможно только в движении, в действии. Значит, чем точнее будут детские движения, тем богаче будут ощущения ребёнка, ярче, глубже и осмысленнее будет проходить знакомство ребёнка с окружающей средой и практическое её освоение.
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей улучшается внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, зрительно – двигательная координация.
Необходимо влиять на развитие моторики уже в раннем возрасте-приучать ребенка манипулировать игрушками: погремушка, мяч, машинка, кукла, конструктор и т. д., со временем ребенок начнет ее одушевлять-оречевлять.
В подготовительной группе очень важно уделать внимание развитию моторики при помощи: пальчиковой гимнастики, нейро техник, вырезать, обводить и закрашивать, а также можно использовать парные и групповые игры: зарядка, ладушки, передай другому, повторяй за мной, съедобное/несъедобное и многое другое.
Чем раньше вы обратите внимание на развитие моторики и совместно с ребенком будете играть в многочисленные игровые развивашки, тем успешнее пройдет обучение вашего ребенка в начальной школе.