Русанова Лариса
Развитие математических представлений и логического мышления у детей дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
В школе математика является наиболее трудным учебным предметом. А что же дошкольники? Они ведь еще не знают, что математика- трудная дисциплина. Задача педагога –дать ребенку возможность почувствовать, что он сможет понять, усвоить материал.
Для успешной организации образовательной деятельности необходима:
готовность воспитателя к НОД.
В дошкольном учереждении успешной организацией образовательной деятельности является: выбор оптимальных методов и приемов.
Публикация «Развитие математических представлений и логического мышления у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Логическое мышление
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников педагог использует разнообразные методы обучения: практические, наглядные, словесные, игровые. При выборе метода учитывается ряд факторов: программные задачи, решаемые на данном этапе, возрастные и индивидуальные особенности детей, наличие необходимых дидактических средств и т. д.
В формировании элементарных математических представлений ведущим является практический метод. Суть его заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение строго определенных способов действий с предметами или их заменителями (изображениями, графическими рисунками, моделями и т. д.)
Основным средством обучения является комплект наглядного дидактического материала для занятий. В него входит следующее:
объекты окружающей среды, взятые в натуральном виде:
разнообразные предметы быта, игрушки, посуда, пуговицы, шишки, желуди, камешки, раковины и т. д. ;
изображения предметов : плоские, контурные, цветные, на подставках и без них, нарисованные на карточках;
графические и схематические средства: логические блоки, фигуры, карточки, таблицы, модели.
В основе методики обучения математическим знаниям лежат общедидактические принципы: систематичность, последовательность, постепенность, индивидуальный подход. Предлагаемые детям задания последовательно, от занятия к занятию, усложняются, что обеспечивает доступность обучения. При переходе к новой теме не следует забывать о повторении пройденного. Повторение материала в процессе изучения нового не только позволяет углубить знания детей, но и дает возможность легче сосредоточить внимание на новом.
При организации педагогического процесса с детьми 2-3 лет необходимо помнить, что формирование первоначальных представлений о множествах, отношениях, геометрических фигурах, пространственных и временных отношениях - неотъемлемая часть познания ребёнком окружающего мира, это обязательное условие для дальнейшего благоприятного развития общих умственных и математических способностей. В силу этих обстоятельств при организации процесса обучения детей этого возраста в программе ДОУ следует предусматривать занятия по математике, они должны проводиться не менее двух раз в неделю и чередоваться с занятиями по сенсорному развитию детей, так как именно эти дисциплины имеют наибольшее количество единых целей, задач и средств обучения. Полученные математические представления следует закреплять в различных видах деятельности: конструировании, лепке, рисовании, в играх, труде, на прогулках и т. д. При планировании занятия необходимо учитывать способы и формы его организации, подобрать средства, которые помогут на протяжении 10-15 минут удерживать внимание и активность ребёнка, смену видов деятельности, позволяющих избежать его физического переутомления. Важное требование к таким занятиям - строгая дозировка программного материала, доступность и привлекательность содержания детям, их деятельностно - игровой характер.
Дети четырёх лет активно осваивают счёт, пользуются числами, осуществляют элементарные вычисления по наглядной основе и устно, осваивают простейшие временные и пространственные отношения, преобразуют предметы различных форм и величин. Ребёнок, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметах и числовом уровне.
Играя и занимаясь с детьми, воспитатель способствует развитию у них умений и способностей:
- оперировать свойствами, отношениями объектов, числами; выявлять простейшие изменения и зависимости объектов по форме, величине;
- сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вычленять закономерности чередования и следования, оперировать в плане представлений, стремиться к творчеству;
- проявлять инициативу в деятельности, самостоятельность в уточнении или выдвижении цели, в ходе рассуждений, в выполнении и достижении результата;
- рассказывать о выполняемом или выполненном действии, разговаривать со взрослыми, сверстниками по поводу содержания игрового (практического) действия.
В старшей группе продолжается работа по формированию элементарных математических представлений, начатая в младших группах. Обучение проводится на протяжении трех кварталов учебного года. В четвертом квартале рекомендуется закреплять полученные детьми знания в играх, на занятиях физической культурой, на прогулках и в повседневной жизни. Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 25 минут.
Формированию у детей элементарных математических представлений способствуют используемые методические приемы (сочетание практической и игровой деятельности, решение детьми проблемно-игровых и поисковых ситуаций).
Большинство занятий носит интегрированный характер, в которых математические задачи сочетаются с другими видами детской деятельности. Основной упор в обучении отводится самостоятельному решению дошкольниками поставленных задач, выбору ими приемов и средств, проверке правильности его решения. Обучение детей включает как прямые, так и посредственные методы, которые способствуют не только овладению математическими знаниями, но и общему интеллектуальному развитию.
Сделаем вывод: что использование различных методов и приемов при формировании элементарных математических представлений зависит от возраста детей, уровня математического развития, индивидуальных особенностей каждого ребенка. А также следует отметить и такую особенность, что для более эффективного обучения детей математике необходимо интегрирование всех методов и приемов обучения детей дошкольного возраста.