Светлана Геннадьевна Куличева
Развитие креативности у детей дошкольного возраста (на примере использования разнообразных материалов)
▼ Скачать + Заказать документы
В психолого-педагогической литературе понятие креативность чаще всего связывается с понятием творчества и рассматривается как личностная характеристика. Многие исследователи определяют креативность через свойства личности, способности, отражающие глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения. К данному понятию многие ученые обращаются в связи с концепцией современных подходов к образованию, где ставится акцент на развитие творческой личности, способной выходить за пределы известного, принимать нестандартные решения, создавать продукты, характеризующиеся новизной.
Публикация «Развитие креативности у детей дошкольного возраста (на примере использования разнообразных материалов)» размещена в разделах
Психологи А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, A.M. Матюшкин, Д. Б. Богоявленская Л. А. Венгер, В. Н. Дружинин, О. М. Дьяченко при характеристике креативности указывают на проблему способностей и рассматривают креативность как общую творческую способность, процесс преобразования знаний. При этом они утверждают, что креативность связана с развитием воображения, фантазии, порождением гипотез.
Среди предпосылок и оснований, характерных для проявления креативности, отечественные психологи выделяют перцептивные особенности творческой личности: необыкновенной напряженностью внимания, огромной впечатлительностью, восприимчивостью. К числу интеллектуальных проявлений относят интуицию, могучую фантазию, выдумку, дар предвидения, обширность знаний. Среди характерологических особенностей подчеркивают уклонение от шаблона, оригинальность, инициативность, упорство, высокую самоорганизацию, колоссальную работоспособность. Особенности мотивации деятельности наблюдаются в том, что гениальная личность находит удовлетворение не столько в достижении цели творчества, сколько в самом его процессе. Специфическая черта творца характеризуется как почти непреодолимое стремление к творческой деятельности.
В отечественных исследованиях креативность чаще всего заменяется творческостью. Выготский Л. С., обращаясь к творчеству, указывает на необходимость проявления и развития способности к созданию нового. В работах Пономарева Я. А. отмечается, что к полноценной творческой деятельности способен лишь человек, обладающий развитым внутренним планом действий, что позволяет ему ассимилировать нужным образом сумму специальных знаний той или иной области деятельности.
Обращаясь к вопросу о том, что является критерием творчества человека, многие исследователи указывают на воображение.
В философском словаре под воображением (фантазией) понимается психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Различают воображение воссоздающее и творческое. Воссоздающим воображением называют процесс создания образа предмета по его описанию, рисунку, чертежу. Творческим воображением называют самостоятельное создание новых образов, которое требует отбора материалов, необходимых для построения образа желаемого.
Наглядно-схематическое мышление создает возможности для освоения внешней среды, выступая средством для создания ребенком обобщенной модели различных предметов и явлений. Приобретая черты обобщенного, эта форма остается образной, опирающейся на реальные действия с предметами и их заместителями. В то же время она становится основой для образования логического мышления, связанного с использованием и преобразованием понятий.
Таким образом, к 6— 7 годам ребенок может подходить к решению проблемы тремя способами: используя наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышление. В старшем дошкольном возрасте начинает интенсивно формироваться логическое мышление, как бы определяя тем самым ближайшую перспективу творческого развития.
Накопление опыта практических действий, определенный уровень развития восприятия, памяти, воображения создают ситуацию уверенности в своих силах. Это выражается в постановке все более разнообразных и сложных целей, достижению которых способствует волевая регуляция поведения. Ребенок 6—7 лет может стремиться к далекой (в том числе и воображаемой) цели, выдерживая при этом сильное волевое напряжение в течение довольно длительного времени.
Исследования Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева и др. показывают, что в старшем дошкольном возрасте, по сравнению с ранним детством, появляется новый тип деятельности — творческий. Своеобразие данного типа состоит в том, что он рождает возможность идти от мысли к ситуации, а не наоборот, как было ранее. Однако, характеризуя особенности творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста, педагоги и психологи подчеркивают ее специфичность. Так, многие из компонентов творчества в этом возрасте только начинают развиваться, хотя субъективно ребенок постоянно открывает что-то новое. Н. Н. Поддьяков отмечал, что в детском возрасте творчество следует понимать, как механизм развития разнообразных деятельностей ребенка, накопления опыта, личностного роста [36]. По мнению Л. С. Выготского, основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе такой деятельности.
В исследованиях, посвященных проблемам развития детского творчества, отмечается, что в дошкольном возрасте у ребенка появляется ряд черт, характеризующих его как творца. Это проявление активности и инициативы в применении уже освоенных приемов работы по отношению к новому содержанию, нахождение оригинальных способов решения поставленных задач, использование разных видов преобразований и т. п.
В исполнительских видах деятельности развитие способности к творчеству идет от подражания взрослому к попытке самостоятельного переноса приобретенного опыта в повседневную жизнь, а затем и к творческой инициативе.
Известно, что психологической основой творческой деятельности является воображение — психический процесс, заключающийся в создании образов предметов и ситуаций, основанных на результатах их восприятия и осмысления.
Наука и техника изучения цветовых вариаций с ребенком, или же с начинающим художником называется колристика. Чтобы объяснить ребенку количество и названия цветов необходимо как следует подготовиться, для чего понадобиться запастись следующими подручными материалами :
Цветной бумагой и карандашами;
Красками;
Цветными кубиками, или частями конструктора;
Для того чтобы объяснить названия и количество цветов девочке можно попробовать купить разноцветные бантики, или заколки, мальчик вероятнее всего лучше усвоит цвета на примере машинок. При помощи игрушек занятия по изучению цветов с детьми получаться веселыми и интересными.
Изучать цветоведение с детьми следует начать с рассказа о том, что людей на протяжении всей их жизни окружают цвета, в качестве примера можно попросить ребенка назвать цвет одежды, которая на данный момент на них надета. Если ребенок справиться с этим заданием, необходимо продолжить рассказ и пояснить, что чистых цветов всего три, ими считаются желтый, красный и синий, остальные же цвета всего лишь производные от перечисленных.
Также можно воспользоваться бумагой и красками, смешать синий цвет с желтым, в результате чего получиться зеленый, который и необходимо наглядно продемонстрировать детям.
Продолжив урок необходимо назвать наиболее распространенные цвета, также рассказав детям о том, что больше всего цветов вмещает в себя радуга – целых 7, после чего следует попросить детей нарисовать радугу, воспользовавшись кисточками или же карандашами. Также радугу можно предложить составить из листиков цветной бумаги.
Обучение основам цветоведения самых маленьких детей можно начать с игры с машинками, кубиками, куклами, в процессе которой, каждый участник, получивший игрушку должен назвать как можно большее количество цветов, в которые она окрашена. Проводя подобные игры важно помнить, что все подсобные материалы, в том числе и игрушки должны быть предусмотрены для детей конкретного возраста, а также быть безопасными.
Говоря с детьми о композиции, я всегда обращаю их внимание на то, что в основе любой картины (композиции) лежит идея, над воплощением которой мы в дальнейшем и должны работать.
На начальном этапе необходимо определиться, каков творческий замысел ребёнка, какой художественный образ он хочет создать, какое настроение выразить. Для этого я прошу детей подумать и дать ответы на несколько простых вопросов и только потом приступать к работе над эскизом. Ребята отвечают на вопросы: «Где и когда?», «В какое время года?», «В какое время суток?», «В каких краях?», «В современном мире или давным-давно?», а может быть «В будущем?» происходит данное событие. «Кто главный персонаж?» «Как он одет?» «Какое место персонаж занимает в картине?» Также мы часто прибегаем к проговариванию замысла, что помогает ребенку-автору попытаться представить конечный результат. Мы определяем, что главное в картине: настроение, окружающая среда или персонаж?
Работая над заданиями, необходимо чётко формулировать композиционные задачи, а не только практические. Например, рисуя пейзаж, можно попросить ребят провести линию, горизонта значительно выше отступив от края листа, чтобы возникло пространство для последующего изображения деревьев, цветов, животных, птиц, грибов и упавших листьев (если мы изображаем осень). Затем можно нарисовать деревья разной высоты с разной шириной стволов и кроны (таким образом, знакомясь с ритмом, одной из композиционных закономерностей).
Что касается линии горизонта в построении композиции, это отдельная и, на мой взгляд, очень интересная тема. Спросите у ребё нка: «Что такое линия горизонта? Где она?» Ответ всегда будет правильным - «Это граница между небом и землёй». Дело в том, что дети рисуют то, что видят, а видят они, благодаря своему еще невысокому росту, огромное небо и лишь ощущают землю под ногами, не видя её. Именно поэтому дети строят своё изображение прямо на краю листа. Это связано с психологическими особенностями возраста ребенка. Теперь, будучи учителем, я это знаю, но когда-то простой случай помог мне разобраться в ситуации и не мучить детей своей настойчивостью. В первый год работы с детьми я пыталась добиться от ребят хотя бы немного приподнять линию горизонта от края листа, объясняла им, что тогда мы сможем поместить на первом плане много дополнительных персонажей и тому подобное, но ничего не помогало. А однажды у меня на уроке мальчик маленького роста, сидящий за первой партой, пробурчал: «Линия горизонта, линия горизонта… Зачем она нужна? Ведь небо оно везде.» Я присела к нему на корточки, чтобы было удобнее с ним разговаривать, и вдруг поняла, что мы с ним смотрим на мир с разных точек зрения. Для него, действительно, небо тогда было везде, и понять меня ему было очень сложно. Хорошо, что я его в тот момент услышала и поняла.
Повторив с детьми названия цветов несколько раз, а также по возможности просмотрев дополнительно обучающие мультики, которые легко найти в интернете, воспитатель, или же родитель должен предложить малышам поработать с цветами самостоятельно, используя несколько приведенных ниже заданий для детей :
Малыши, впервые столкнувшиеся с понятием цвета, могут раскрасить раскраску, в которой имеется наглядный пример того, как должен выглядеть рисунок;
Дети от 5 и до 8 лет могут раскрасить эту же раскраску, но уже без примера, при условии того, что с ними было заранее обговорено то, почему тому, или иному предмету принадлежит определенный цвет.
Также детям следует в обязательном порядке предложить попробовать себя в составлении собственных цветов при помощи кисточек и красок. Мама, или воспитатель может дать задание на получение оранжевого, сиреневого, розового и других цветов.
Искусствоведческий рассказ педагога даётся после того, как дети самостоятельно рассмотрят произведение. Структура искусствоведческого рассказа:
1. сообщение названия картины, фамилии художника; о чём написана картина;
2. что самое главное в картине (выделить композиционный центр);
3. как оно изображено (цвет, построение, расположение);
4. что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали;
5. что красивого показал своим произведение художник;
6. о чём думается, что вспоминается.
Работая с детьми, учитель не имеет права быть равнодушным и не интересующимся, не имеет права быть неинтересным ученику. Всегда нужно стараться быть способным увлечь за собой, заинтересовать, уметь в простом рассмотреть сложное, а в сложном найти много простого. Я, как педагог, обязана развивать в своих воспитанниках одаренность, учить их творить, любить и ценить свое творчество и творчество друг друга.