Наталья Тарасенко
Развитие креативного мышления дошкольников с помощью сказки
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие креативного мышления дошкольников с помощью сказки»
В современной системе дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС приоритетное значение отдаётся личностному развитию ребёнка. Сегодня высоко ценятся люди, обладающие творческим мышлением, креативными способностями. Достичь высокого уровня креативного мышления возможно при его развитии начиная с раннего возраста, при этом огромная роль возлагается на педагога, ведь он и сам должен быть разносторонне развитой личностью, чтобы способствовать формированию творческого потенциала ребенка.
Публикация «Развитие креативного мышления дошкольников с помощью сказки» размещена в разделах
Что же такое «креативность?»
Креативность (от лат. creative — создание; англ. creativity — создание, творение, творчество) уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. (Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь. -М. ,2005г.)
• Оригинальность — потенциал к интеллектуальной новизне
• Семантическая спонтанная гибкость — умение «производить» различные идеи в ситуациях без сопутствующих ориентиров.
• Образная адаптивная гибкость — умение, связанное с изменением восприятия объекта, то есть, в скрытых от наблюдения сторонах, увидеть нечто новое.
• Познавательная гибкость — умение посмотреть на объект под новым углом, и расширить его функциональное применение на практике.
Что такое «креативное мышление?»
Креативное мышление — это умение отыскивать нестандартные подходы и решения сложных ситуаций. Дети с развитым креативным мышлением умеют отойти от шаблонов и знают, что у проблемы может быть больше одного решения.
По мнению психологов - это:
1. Гибкость ума – способность к выделению существенных признаков и способность быстро перестроиться с одной идеи на другую.
2. Систематичность и последовательность – идеи строятся системно и последовательно анализируются.
3. Диалектичность мышления – умение сформулировать противоречия, отслеживать динамику их развития и найти способ его разрешения.
4. Готовность к риску и ответственности за принятое решение.
В настоящее время в психолого-педагогической литературе остается актуальным вопрос о значении восприятия сказки для психического развития ребёнка, его становления как личности, раскрытия творческого потенциала. Это напрямую связано с открытием новых возможностей и методов работы со сказкой. Современные научные данные показывают, что сказка формирует базовое доверие ребенка к миру, его открытость. Сказка прививает ценности добра и справедливости, душевной красоты, учит различать трудолюбие и ленивость, храбрость и трусость, добро и зло; воспитывает уважение к семье, к взрослым, и к детям. Сказка несет в себе культурное наследие и духовный опыт социума. В самой природе сказки заложены возможности развития гибкости и оригинальности мышления.
Главное в работе - это постоянно создавать условия для активной деятельности, чтобы чувства, испытанные дошкольником во время чтения, обыгрывания проявились в окружающей реальности. Работа с детьми проводится так, чтобы сказка продолжала жить в группе в виде различных игр, драматизаций, бесед, творческих заданий.
Так, нами были использованы различные виды театра с нестандартным подходом это - театр тантамарески, на стаканах, на кубиках, тарелках и др. Данные виды театров помогают детям по-новому взглянуть на окружающий мир предметов, т. к. персонажей можно сделать из подручных средств, нужно только включить воображение и творчество, например, цилиндры туалетной бумаги превратить в героев любой сказки.
А вот что такое тантамареска?
Тантамареска – это стенд с ярким рисунком, который содержит забавный сюжет, а на месте голов персонажей вырезаны отверстия. Тантамареска может быть как с одной прорезью для лица, так и с несколькими, всё зависит от задумки всей композиции в целом (могут использоваться рулоны обоев).
Дети с удовольствием играют с персонажами в одиночку или с подгруппой детей, сочиняя свои сказки. Так же я использую интересные для воспитанников постановки сказок, например, каждый ребенок придумывает продолжение сказки, мы записываем выдуманную сказку на видео и предлагаем для просмотра родителям на родительских собраниях или размещаем наше творение в интернет-группе. Увлекательны для детей спектакли, поставленные при помощи кукол-перчаток, театрализованные игры на прогулке, сказки на песке.
Работа со сказкой на уровнях слова, художественного образа позволяет формировать у дошкольника активный речевой запас. Сочинение сказки и собственная иллюстрация к ней развивают вербальное и невербальное воображение, которое в свою очередь является основой творческих способностей. Дети лепят и рисуют сказочных героев и придумывают небольшие истории о них. Сочиняем небольшие приключения со сказочными героями на новый лад, показывая эпизод с помощью мимики, жестов, наряжаясь в придуманные костюмы.
«Всё можно изменить в лучшую сторону» - творческий девиз нашей совместной деятельности с детьми. Мы можем изменим ход сказки, например, к сказке «Три медведя», придумаем сказку наоборот – три медведя заблудились в городе и попали к девочке - Красной шапочке домой. Дома никого не было, как повели себя медведи?
Сказка «Лиса и журавль» заканчивается тем, что лиса и журавль раздружились и перестали ходить друг к другу в гости, но дети изменили конец сказки, чтобы лиса и журавль остались добрыми друзьями. Таким образом, дети действуют самостоятельно, чтобы вывести героя из беды, возникает обратная связь: ребёнок сам творит добро, фантазирует, развивает собственное воображение.
Для развития речи, воображения, фантазии часто использую метод придумывания новых названий для известных сказок. Дети с удовольствием включаются в эту игру. Так для сказки «Рукавичка» были придуманы новые названия: «Большая варежка, домик для зверей», «Как дед рукавичку потерял», «Происшествие в лесу». Для сказки «Волк и семеро козлят» были придуманы новые названия: «Семь невнимательных козлят», «Хитрый волк», «Козлята открыли дверь чужому». В подобных играх мы также закрепляем знания по ОБЖ.
Часто в работе я использую «Волшебную палочку», прием «оживления неживого» (ожила и заговорила старая книга, рассказал о своей жизни глобус, деревянные матрёшки пустились в пляс…).
Есть и такой метод, как постановка проблемного вопроса поискового характера, например, «Почему, зачем, а если бы, всегда ли?» - «А если бы людоед не превратился в мышку, как бы кот в сапогах оказался победителем?», «Как вы догадались, какое настроение было у хозяйки в начале стихотворения С. Маршака «Котята»? «А как бы выглядел твой смелый заяц, если бы он повстречал волка?» и др.
Творческие задания детям очень нравятся позволяют им расслабиться, эмоционально настроиться на восприятие воображаемой ситуации в сказке, передать свои чувства, создать атмосферу креативной сказки. «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» - эти слова мы знаем с детства. Ведь сказка не только развлекает, но и ненавязчиво развивает креативное мышление, знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом.
Спасибо за внимание!