МААМ-картинки

Развитие креативного мышления дошкольников с помощью сказки

Наталья Тарасенко
Развитие креативного мышления дошкольников с помощью сказки
▼ Скачать + Заказать документы

«Развитие креативного мышления дошкольников с помощью сказки»

В современной системе дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС приоритетное значение отдаётся личностному развитию ребёнка. Сегодня высоко ценятся люди, обладающие творческим мышлением, креативными способностями. Достичь высокого уровня креативного мышления возможно при его развитии начиная с раннего возраста, при этом огромная роль возлагается на педагога, ведь он и сам должен быть разносторонне развитой личностью, чтобы способствовать формированию творческого потенциала ребенка.

Публикация «Развитие креативного мышления дошкольников с помощью сказки» размещена в разделах

Что же такое «креативность

Креативность (от лат. creative — создание; англ. creativity — создание, творение, творчество) уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. (Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь. -М. ,2005г.)

• Оригинальность — потенциал к интеллектуальной новизне

• Семантическая спонтанная гибкость — умение «производить» различные идеи в ситуациях без сопутствующих ориентиров.

• Образная адаптивная гибкость — умение, связанное с изменением восприятия объекта, то есть, в скрытых от наблюдения сторонах, увидеть нечто новое.

• Познавательная гибкость — умение посмотреть на объект под новым углом, и расширить его функциональное применение на практике.

Что такое «креативное мышление

Креативное мышление — это умение отыскивать нестандартные подходы и решения сложных ситуаций. Дети с развитым креативным мышлением умеют отойти от шаблонов и знают, что у проблемы может быть больше одного решения.

По мнению психологов - это:

1. Гибкость ума – способность к выделению существенных признаков и способность быстро перестроиться с одной идеи на другую.

2. Систематичность и последовательность – идеи строятся системно и последовательно анализируются.

3. Диалектичность мышления – умение сформулировать противоречия, отслеживать динамику их развития и найти способ его разрешения.

4. Готовность к риску и ответственности за принятое решение.

В настоящее время в психолого-педагогической литературе остается актуальным вопрос о значении восприятия сказки для психического развития ребёнка, его становления как личности, раскрытия творческого потенциала. Это напрямую связано с открытием новых возможностей и методов работы со сказкой. Современные научные данные показывают, что сказка формирует базовое доверие ребенка к миру, его открытость. Сказка прививает ценности добра и справедливости, душевной красоты, учит различать трудолюбие и ленивость, храбрость и трусость, добро и зло; воспитывает уважение к семье, к взрослым, и к детям. Сказка несет в себе культурное наследие и духовный опыт социума. В самой природе сказки заложены возможности развития гибкости и оригинальности мышления.

Главное в работе - это постоянно создавать условия для активной деятельности, чтобы чувства, испытанные дошкольником во время чтения, обыгрывания проявились в окружающей реальности. Работа с детьми проводится так, чтобы сказка продолжала жить в группе в виде различных игр, драматизаций, бесед, творческих заданий.

Так, нами были использованы различные виды театра с нестандартным подходом это - театр тантамарески, на стаканах, на кубиках, тарелках и др. Данные виды театров помогают детям по-новому взглянуть на окружающий мир предметов, т. к. персонажей можно сделать из подручных средств, нужно только включить воображение и творчество, например, цилиндры туалетной бумаги превратить в героев любой сказки.

А вот что такое тантамареска?

Тантамареска – это стенд с ярким рисунком, который содержит забавный сюжет, а на месте голов персонажей вырезаны отверстия. Тантамареска может быть как с одной прорезью для лица, так и с несколькими, всё зависит от задумки всей композиции в целом (могут использоваться рулоны обоев).

Дети с удовольствием играют с персонажами в одиночку или с подгруппой детей, сочиняя свои сказки. Так же я использую интересные для воспитанников постановки сказок, например, каждый ребенок придумывает продолжение сказки, мы записываем выдуманную сказку на видео и предлагаем для просмотра родителям на родительских собраниях или размещаем наше творение в интернет-группе. Увлекательны для детей спектакли, поставленные при помощи кукол-перчаток, театрализованные игры на прогулке, сказки на песке.

Работа со сказкой на уровнях слова, художественного образа позволяет формировать у дошкольника активный речевой запас. Сочинение сказки и собственная иллюстрация к ней развивают вербальное и невербальное воображение, которое в свою очередь является основой творческих способностей. Дети лепят и рисуют сказочных героев и придумывают небольшие истории о них. Сочиняем небольшие приключения со сказочными героями на новый лад, показывая эпизод с помощью мимики, жестов, наряжаясь в придуманные костюмы.

«Всё можно изменить в лучшую сторону» - творческий девиз нашей совместной деятельности с детьми. Мы можем изменим ход сказки, например, к сказке «Три медведя», придумаем сказку наоборот – три медведя заблудились в городе и попали к девочке - Красной шапочке домой. Дома никого не было, как повели себя медведи?

Сказка «Лиса и журавль» заканчивается тем, что лиса и журавль раздружились и перестали ходить друг к другу в гости, но дети изменили конец сказки, чтобы лиса и журавль остались добрыми друзьями. Таким образом, дети действуют самостоятельно, чтобы вывести героя из беды, возникает обратная связь: ребёнок сам творит добро, фантазирует, развивает собственное воображение.

Для развития речи, воображения, фантазии часто использую метод придумывания новых названий для известных сказок. Дети с удовольствием включаются в эту игру. Так для сказки «Рукавичка» были придуманы новые названия: «Большая варежка, домик для зверей», «Как дед рукавичку потерял», «Происшествие в лесу». Для сказки «Волк и семеро козлят» были придуманы новые названия: «Семь невнимательных козлят», «Хитрый волк», «Козлята открыли дверь чужому». В подобных играх мы также закрепляем знания по ОБЖ.

Часто в работе я использую «Волшебную палочку», прием «оживления неживого» (ожила и заговорила старая книга, рассказал о своей жизни глобус, деревянные матрёшки пустились в пляс…).

Есть и такой метод, как постановка проблемного вопроса поискового характера, например, «Почему, зачем, а если бы, всегда ли?» - «А если бы людоед не превратился в мышку, как бы кот в сапогах оказался победителем?», «Как вы догадались, какое настроение было у хозяйки в начале стихотворения С. Маршака «Котята»? «А как бы выглядел твой смелый заяц, если бы он повстречал волка?» и др.

Творческие задания детям очень нравятся позволяют им расслабиться, эмоционально настроиться на восприятие воображаемой ситуации в сказке, передать свои чувства, создать атмосферу креативной сказки. «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» - эти слова мы знаем с детства. Ведь сказка не только развлекает, но и ненавязчиво развивает креативное мышление, знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Дидактические и словесные игры для дошкольников на развитие логического мышления Дидактическая игра "Разложи картинки в нужный конверт" У каждого ребёнка конверты с наклеенными на них геометрическими фигурами,которые.

Фотоотчёт о семинаре-практикуме «Развитие познавательной активности у детей в условиях «Лаборатории креативного мышления»Фотоотчёт о семинаре-практикуме «Развитие познавательной активности у детей в условиях «Лаборатории креативного мышления» Фотоотчёт о семинаре-практикуме «Развитие познавательной активности у детей в условиях «Лаборатории креативного мышления»» 4 февраля в нашем.

Игра на развитие логического мышления «Загадочный квадрат» для старших дошкольниковИгра на развитие логического мышления «Загадочный квадрат» для старших дошкольников Игра на развитие логического мышления «Загадочный квадрат» для детей старшего дошкольного возраста. Цель игры: создавать условия для развития.

Консультация для родителей «Развитие логического мышления с помощью счётных палочек с детьми подготовительной группы»Консультация для родителей «Развитие логического мышления с помощью счётных палочек с детьми подготовительной группы» Консультация для родителей «Развитие логического мышления с помощью счётных палочек» Главной целью системы дошкольного образования является.

Конспект мастер-класса «Развитие дивергентного мышления у дошкольников»Конспект мастер-класса «Развитие дивергентного мышления у дошкольников» Добрый день! Меня зовут Шнейдер Екатерина Борисовна и я учитель – логопед МБДОУ детский сад № 2 «Ландыш». Коллеги! Я рада Вас приветствовать.

Мастер-класс «Снегирь». Объемное конструирование из кругов бумаги с элементами пластилинографии для креативного мышления детейМастер-класс «Снегирь». Объемное конструирование из кругов бумаги с элементами пластилинографии для креативного мышления детей Мастер класс «Снегирь» объемное конструирование из кругов бумаги с элементами пластилинографии для креативного мышления детей. Данный мастер.

Развитие критического мышления у дошкольников старшего возраста Развитие критического мышления у дошкольников старшего возраста. Лишь совершенно не так давно почти все преподаватели начали высказывать.

Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломокРазвитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломок Еще Л. С. Выготский подчеркивал: «…интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне.

Развитие мышления у дошкольников с ОВЗ. Актуальность проблемы. Наше время смело можно назвать временем перемен. Мы живём в веке новых технологий, когда очень ценится человек мыслящий, ищущий, творческий,.

Развитие пространственного мышления у дошкольников в рамках проекта «Эпоха Петра I»Развитие пространственного мышления у дошкольников в рамках проекта «Эпоха Петра I» Развитие пространственного мышления у дошкольников в рамках проекта «Эпоха Петра I». Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие креативного мышления дошкольников с помощью сказки
Опубликовано: 8 апреля 2023 в 08:10
+34Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие креативного мышления дошкольников с помощью сказки» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Тарасенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД