Марина Кукушкина
Развитие изобразительного творчества у детей дошкольного возраста при ознакомлении с природой
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема воспитания творческой личности актуальна во все времена, так как процесс определяют творческие люди, умеющие действовать не только по стереотипу, а находить нестандартные решения ситуаций, преобразовывая окружающую действительность.
На современном этапе особое значение придается развитию творческой личности ребенка. Однако воспитывать творческую личность невозможно, не приобщая к лучшим произведениям классического и современного искусства, не формируя художественного вкуса и художественных способностей.
Публикация «Развитие изобразительного творчества у детей дошкольного возраста при ознакомлении с природой» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
В содержание образования нашего детского сада заложена основная образовательная программа МБДОУ, которая позволяет выполнять федеральный государственный образовательный стандарт. Развитие изобразительного творчества при ознакомлении с природой относится к областям «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие».
В соответствии с ФЗ-273 и ФГОС дошкольного образования обследование развития воспитанников может проходить только при письменном разрешении родителей, и мы это разрешение в прошлом учебном году получили.
Провели диагностику по Г. Г. Григорьевой для выявления способностей к самостоятельному созданию и реализации замысла. Дополнительно педагог-психолог использовала для анализа сформированности творческих способностей Е. Е. Туника. Тест проводился в индивидуальной форме в благоприятной психологической атмосфере. Было обследовано 25 детей. Детям было предложено добавить любые детали к изображенным на листе 10 кругам, чтобы получились интересные рисунки. Разрешалось рисовать и внутри круга и снаружи.
Цель и задачи работы:
1. Обогащение представлений детей об окружающем мире;
2. Развитие замысла и технических умений у детей;
3. Ознакомление детей с нетрадиционными изобразительными материалами и техниками работы с ними.
На основе полученных данных мы построили свою работу по трем этапам.
• I этап: Накопление непосредственных впечатлений о природе.
• II этап: Овладение техникой и развитие изобразительных умений и навыков детей в изобразительной деятельности.
• III этап: Творческий.
Сначала была поставлена задача: создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды.
При её создании мы опирались:
• на особенности развития детей 6-ого года жизни;
• ООП и ФГОС ДО;
• принципы создания предметно-развивающей среды.
В группе есть уголок художественно-эстетического развития, в котором размещены различные изобразительные материалы : гуашь, акварель, восковые мелки, пастель, цветные карандаши, бумага разной фактуры и качества, формы и формата, кисточки разных номеров (белка, щетина, различные трафареты животных, предметов, овощей и фруктов. Весь этот материал доступен для детей, и они могут в любое время по желанию рисовать. Детские рисунки хранятся, выставляются, дарятся своим друзьям, воспитателям и родственникам. Мы добавили следующие материалы: уголь, манку, рис. Дети заинтересовались новым материалом и стали его использовать: на манке они рисовали. Кроме этого есть дидактические игры по ознакомлению с объектами природы, по пейзажам, так же есть поэтапное рисование объектов природы.
Аня намазала клеем листок в виде сугроба, а потом высыпала манку, когда она приклеилась, получился замечательный сугроб.
На I этапе работы нами были поставлены задачи
• Расширять представление у детей о природе
• Знакомить с характерными отличительными чертами растений, животных.
• Воспитывать интерес и положительное эмоциональное отношение к природе.
• Создать условия для возникновения потребностей детей в самостоятельной художественной деятельности замечать красоту, необычность природы
Развитие воображения, творчества, эстетического отношения к окружающему невозможно без накопления знаний, без обогащения жизненного опыта, без наблюдений.
Нами был составлен перспективный план экскурсий в природу с учетом рекомендаций Григорьевой. С этой целью мы организовывали различные тематические прогулки, экскурсии (в сквер, за территорию детского сада на огород, наблюдения начали с непосредственного восприятия образов природы. Наблюдение за сезонными изменениями в природе обогащают речь и впечатление детей.
Мы обращаем внимание на красоту живой и неживой природы. Какие краски неба, земли? Какие сказочные, необыкновенные деревья? Умение видеть красоту, вглядываться в природу, наслаждаться, любоваться ею – это важно для развития детского творчества.
Итогом этих занятий и экскурсий стало не столько изображение природных явлений на бумаге, но и развитие речи детей, их образности, эмоциональности. Дети составляли рассказы о природе, пробовали сочинить стихи, загадки о природе. Из детских творений была составлена книга детских рисунков и высказываний о природе. Рассказы записывались и на телефонный диктофон. А к празднику 8 Марта в родительском уголке расцвели необычные цветы со стихами и рассказами детей о весне, маме, бабушке.
На II этапе работы нами были поставлены задачи Данный этап включал в себя серию занятий, которые были объединены единой тематикой. В организованной, мотивированной деятельности дети закрепляли знания, полученные на этапе ознакомления с предметами природы, и учились новыми способами работы с изобразительными материалами, с которыми дети познакомились и пробовали с ними действовать в предметно-развивающей среде группы. Полученные умения побудили детей самостоятельно применять полученные навыки. На занятиях по изобразительной деятельности мы ознакомили детей с нетрадиционной техникой: рисования свечой, кляксографией, по сырому фону, монотипией, углем, пастелью, восковыми мелками, использовали рис и манку в пластилиновых картинах.
Третий этап – развитие творческих способностей у детей при организации творческих занятий. Задачи этапа: содействовать развитию творческих замыслов, развивать умение детей замечать выразительность и своеобразие работ, зависимость выразительного образа от способов изображения. Особенно эффективны для развития инициативы, активности и самостоятельности занятия, на которых дети сами придумывают содержание своих работ. Мы предлагали вспомнить наши экскурсии, походы, путешествия с родителями, любимые сказки, песенки, стихи и выбрать по ним тему. Однако легко найти тему, гораздо труднее представить себе конкретное содержание рисунка. Решение этой задачи более ценно для развития творчества ребенка. Поэтому мы использовали занятия, на которых ставили перед детьми конкретные творческие задачи. Причем, тему предлагали в такой форме, чтобы выполнить ее можно было по-разному, проявляя инициативу в воплощении замысла. Например, в мотивированной деятельности, возникала необходимость рисования «сказочного леса», изображение «царства деревьев», рисование «музыки», изображении «красоты». Активность детей достигается и путем их привлечения к анализу выполненных работ. Дети сами выбирали лучшие работы для того, чтобы поместить их на постоянной выставке для родителей. Юные художники принимают участие в конкурсах, их рисунками оформляют интерьеры групп и коридоров МБДОУ.
Параллельно с работой с детьми по развитию их творческих способностей в изодеятельности, необходимо взаимодействие с родителями. Исходя из результатов анкетирования, 33% родителей не придают особого значения этому занятию. Этим родителям были даны консультации о значении искусства и изобразительной деятельности, о нетрадиционных техниках рисования, о рисовании дома.
Были организованы совместно с родителями и детьми выставки: «Лето, ах, лето», «Красавица осень». Ребята вместе с родителями выполнили свои работы. Они рассуждали, беседовали со своими сверстниками, радовались друг за друга. В тесном взаимодействии с семьей мы решили многие проблемы детей. Ушла застенчивость, боязнь не справиться с заданиями, поставленными перед ними.
В апреле 2014 года была проведена повторная диагностика Григорьевой.
Качественные и количественные изменения произошли у каждого ребенка. Даже у детей высокого уровня увеличилась эмоциональность, авангардность изображения. Дети стали использовать разнообразные техники и нестандартные материалы.
Также повторно было проведено психологическое обследование творческих способностей детей по методике Туника. В результате можно сделать следующие выводы: Уровень развития творческих способностей увеличился.
ВЫВОДЫ: Развитие творчества детей имеет особую значимость для детей дошкольного возраста, так как оно благоприятно для развития образного мышления и воображения.
Наибольший потенциал для развития детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников.
В результате накопления впечатлений о природе и ознакомление детей с нестандартными материалами, уровень из технических навыков повысился, появились оригинальные, непохожие на другие работы. У детей повысился интерес к работам товарищей.
Создание данных условий способствовало не только развитию творческих способностей детей, но и формированию самосознания, т. е. осознание ребенком себя, как субъекта деятельности.
Перспективы работы следующие
Продолжать работу по развитию изобразительного творчества детей.
Продолжать работу по взаимодействию с родителями и специалистами по развитию изобразительного творчества детей.