Ирина Семенова
Развитие интеллекта дошкольника методами кинезиологии
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер - класс для родителей
средней группы
тема: " Развитие интеллекта дошкольника
методами кинезиологии"
Выполнила:
воспитатель МБДОУ детский сад
ЦРР№35 " Золотой ключик"
Семенова Ирина Леонтьевна
г. Моздок
2022г.
Цель мастер - класса :
Публикация «Развитие интеллекта дошкольника методами кинезиологии» размещена в разделах
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
• повышение уровня знаний родителей по использованию кинезиологических упражнений,
• пропаганда и распространение нетрадиционных методов и форм работы с дошкольниками
Задачи:
• познакомить участников мастер - класса (родителей) с эффективными упражнениями, способствующими умственному и физическому развитию дошкольников
• отработать с родителями последовательность действий и приемов работы по применению кинезиологических упражнений
• повысить мотивацию к овладению нетрадиционными методиками, их широкому применению в совместной деятельности с ребенком
Оборудование:
карточки для определения доминирующего полушария (по Павлову, карандаши, чистые листы бумаги
Предварительная работа:
изготовление папки - передвижки для родителей на тему: " Развитие интеллекта дошкольника методами кинезиологии",
консультация на тему: " Кинезиологические упражнения дома с ребенком"
изготовление буклета " Использование кинезиологических упражнений в образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста"
Ход
- Здравствуйте, уважаемые родители!
Крикните громко и хором, друзья
Помочь откажетесь мне? (нет или да)
Деток вы любите? Да или нет?
Пришли вы на мастер-класс,
Сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)
Я вас понимаю…
Как быть друзья?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да)
Дайте мне тогда ответ
Помочь откажетесь мне? (Нет)
Последнее спрошу у вас я:
Активными все будете? (Нет или Да)
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс " Развитие интеллекта дошкольника методами кинезиологии" Мне бы хотелось, чтобы вы сегодня были не только слушателями, но и активными участниками этого мастер -класса.
Мы с вами будем передавать наш мячик по часовой стрелке и по очереди назвать:
• свое имя;
• профессию;
• хобби;
• имя ребенка;
• возраст ребенка;
• ласковое имя ребенка.
Все Вы назвали множество ласковых имен, показав тем самым, как сильно любите своего малыша. Действительно, в жизни нет ничего важнее счастья, которое дарят нам дети, и, естественно, каждому родителю хочется, чтобы его ребенок был самым счастливым и не по годам развитым. Что же значит, быть развитым?
Какие критерии нормального, полноценного развития существуют? (ответы родителей)
Как говорил Мишель де Монтень: «Мозг хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг хорошо наполненный». Что значит «мозг, хорошо устроенный»? Это тогда, когда все отделы мозга работают синхронно.
Все мы знаем, что существует асимметрия в работе полушарий головного мозга. Обычно у человека одно из полушарий является доминирующим и это проявляется в различии способа переработки информации. Люди с доминирующим левым полушарием обладают логическим складом ума. А творческие личности – это люди с доминирующим правым полушарием.
Мы предлагаем Вам прямо сейчас определить, какое полушарие доминирует именно у Вас. Для этого мы сейчас воспользуемся одной из методик определения функциональной асимметрии полушарий (тест Павлова).
Разложите карточки по 3 на 3 группы так, чтобы в каждой группе было что-то общее.
Оценка результатов:
Если Вы разложили карточки по 1 варианту, а именно:
1-я группа карточек – «карась», «орел», «овца».
2-я группа карточек – «бегать», «плавать», «летать».
3-я группа карточек – «шерсть», «перья», «чешуя».
То у Вас преобладает логическое мышление, у вас мыслительный тип и доминирует левое полушарие.
Если Вы разложили карточки по 2 варианту, а именно:
1-я группа карточек – «карась», «плавать», «чешуя».
2-я группа карточек – «орел», «летать», «перья».
3-я группа карточек – «овца», «бегать», «шерсть».
То у вас образное мышление, у Вас художественный тип и доминирует правое полушарие.
Кинезиология - наука о развитии головного мозга через движение. Существует уже 2000 лет, используется во всём мире. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ. Развитие межполушарного взаимодействия является основой интеллекта. Межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи специальных кинезиологических упражнений. Всем нам известно, что человеческий мозг состоит из двух полушарий. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга –гуманитарное, образное, творческое –отвечает за тело, координацию движений, пространственное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга –математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое –отвечает за восприятие –слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Обычно у человека одно из полушарий является доминирующим и это проявляется в различии способа переработки информации. Люди с доминирующим левым полушарием обладают логическим складом ума. А творческие личности –это люди с доминирующим правым полушарием.
Кинезиологическая программа для дошкольников имеет цель :
• развитие межполушарного взаимодействия;
• синхронизация работы полушарий;
• развитие мелкой и крупной моторики;
• развитие памяти, внимания, речи;
• развитие мышления
Сегодня для вас я подготовила комплекс некоторых более интересных упражнений. Они направлены на развитие мелкой моторики; развитие памяти, мышления, внимания, речи.
Эти упражнения необходимо проводить ежедневно. Ребенок выполняет вместе с взрослыми, затем самостоятельно по памяти, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность. Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе.
1. Колечки
. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук,
соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
2. Кулак - ладонь
Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак, поменять руки. Движения по мере усвоения можно ускорять, но следить за тем, чтобы сжатия
- разжатия производились попеременно, не соскальзывая на одновременные.
Вот ладошка, вот кулак.
Всё быстрей делай так
3. Кулак – ребро –ладонь.
Три положения руки на плоскости стола,
последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола: выполняется сначала правой рукой, потом –левой, затем –
двумя руками вместе.
Повторить 8-10 раз.
При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами (кулак – ребро –ладонь, произнося их вслух или про себя.
Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь,
Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь).
4. Лезгинка
Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в
горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого
одновременно смените положение правой и левой рук.
Повторить 6 -8 раз.
Добивайтесь высокой скорости смены положений.
5. Ухо-нос.
Левая рука -взяться за кончик носа, правая рука -взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук
"с точностью наоборот".
Повторить 8 раз
6. Горизонтальная восьмерка. Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т. е. одновременно с глазами следить за движением пальцев, хорошо выдвинутым изо рта языком
7. Мельница. Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.
8. Маршировка. Выполнять лучше под ритмичную музыку. Шагать на месте. При этом шаг левой ногой сопровождается взмахом левой руки. Шаг правой ногой сопровождается взмахом правой руки.
9. Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки : круг, квадрат, треугольник, елочку, дом, любые 5 букв
При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
Хотелось бы обратить внимание еще на несколько важных моментов в проведении подобных упражнений:
• Во время занятия проводить такие упражнения можно только в том случае, если идет стандартная учебная работа. Творческую деятельность прерывать кинезиологическими упражнениями нецелесообразно.
• Если же ребенку предстоит интенсивная умственная нагрузка, то комплекс упражнений лучше проводить перед работой.
• Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т. е. накапливающийся эффект.
• Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 12 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована, то есть в работе с дошкольниками этот метод будет эффективен.
• Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При более интенсивной нагрузке и значительнее изменения.
Итак, сегодня мы познакомились с упражнениями и играми, используя которые в занятиях со своими детьми, вы можете тренировать блоки мозга. Самое главное требование и условие — это регулярность и повторяемость. Только регулярностью тренировок можно добиться ощутимого эффекта.
Большинство из нас выполняют рутинные ежедневные физические действия «удобной» рукой. Попробуйте сами и предложите вашему малышу :
• чистить зубы, причесываться,
• доставать предметы,
• рисовать и даже писать другой рукой.
Исследования показывают, что выполнение обычного действия «необычной» рукой активизирует новые участки мозга и помогает развивать новые контакты между клетками мозга. Так что пробуйте, экспериментируйте. Это не только полезно, но и весело!
Уважаемые родители, скажите, пожалуйста, что нового вы узнали; было ли вам интересно и будете ли вы применять полученные знания на практике? Спасибо за внимание! Если у вас возникли вопросы, я отвечу на них.