Анастасия Матвеева
Разработка методов мотивации дошкольников к разным видам деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Я, Матвеева Анастасия Дмитриевна, предлагаю вашему вниманию работу СЛАЙД 1 на тему «Разработка методов мотивации дошкольников к разным видам деятельности»
Современные условия реализации образовательного процесса характеризуются обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней личности.
Важнейшей характеристикой личности, показателем ее сформированности является мотивация, система интересов растущего человека.
Публикация «Разработка методов мотивации дошкольников к разным видам деятельности» размещена в разделах
Выбор темы определен тем, что задача дошкольных учреждений в свете современных требований к дошкольному образованию, в т. ч. ФГОС ДО – развивать у детей устойчивую потребность в познаниях и мотивацию к различным видам деятельности. В реальной жизни, особенно в современных условиях, мотивация к различным видам деятельности наблюдается далеко не у всех детей.
Именно с мотивации начинается всякое взаимодействие между реб нком и взрослым. Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей. Изучение мотивов принадлежит к наиболее трудным практическим задачам, решать которые необходимо, если ставить цели повышения качества обучения и образования.
Актуальность данного исследования определила СЛАЙД 2 предмет, объект и цель работы, которые вы видите на слайде.
Задачи и методы исследования СЛАЙД 3 так же помещены на слайде.
Слайд 4
Мотивацию мы рассматривали как побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
Одним из источников мотивации выступают потребности. Под потребностями подразумевают стремление к тем условиям, без которых невозможно поддерживать свое нормальное физическое и психическое состояние. Потребность — осознаваемое и переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо. Осознанные потребности — это желания. Их человек может сформулировать, для реализации их он намечает план действий. Чем сильнее желание, тем энергичнее стремление преодолеть преграды на его пути.
Изучение и знание насущных потребностей человека, может помочь разобраться и в системе его мотивов.
Мотив в отличие от мотивации - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотив так же можно определить, как понятие, которое в обобщенном виде представляет множества диспозиций.
Дошкольный период является одним из интереснейших в плане становления и развития мотивов, определяющих поведение ребенка.
Слайд 5
Проанализировав психолого-педагогическую литературу мы определили основные мотивы, типичные для дошкольного возраста.
1. Мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, с их стремлением действовать, как взрослые.
2. Игровые мотивы, связанные с интересом к самому процессу игры.
3. Мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми.
4. Мотивы самолюбия, самоутверждения.
5. Познавательные и соревновательные мотивы
6. Нравственные мотивы, выражающие отношения ребенка к другим людям
На основе всего этого можно выделить пути формирования мотивации : через организацию различных видов деятельности, общения, самостоятельной деятельности, что обеспечит целостное формирование познавательной мотивации детей дошкольного возраста в образовательном процессе ДОУ.
Слайд 6
В педагогической практике выделяют четыре типа мотивации :
Первый тип – игровая мотивация - «Помоги игрушке».
Второй тип-помощь взрослому - «Помоги мне».
Третий тип мотивации - «Научи меня».
Четвёртый тип мотивации - «Создание предметов своими руками для себя».
Определили Правила построения мотивации : необходимость учета возраста; мотивация должна быть экономной (2-3 мин, она не должна доминировать, иначе теряется познавательный интерес; завершенность ситуации, персонаж должен проявиться в течении непосредственно образовательной деятельности. Используя игровую мотивацию, воспитателю необходимо принять позицию «равного» партнера.
В практической части исследования мы провели диагностику по
выявлению уровня мотивации старших дошкольников к разным видам деятельности
Исследовательская работа проводилась на базе МКДОУ Детский сад «Малинка».
В исследовании участвовало 20 детей старшего дошкольного возраста.
В ходе исследования использовались следующие методы :
Слайд 7
Методика «Выбор деятельности» (автор Л. Н. Прохорова). Цель: выявить сформированность мотивации у детей дошкольного возраста.
Для аналитической обработки результатов и получения количественных показателей были выделены три уровня направленности познавательного мотива детей старшего дошкольного возврата : низкий, средний и высокий.
Низкий уровень – не проявляют инициативности и самостоятельности в выборе деятельности, не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, нуждаются в помощи взрослого.
Средний уровень – частичная степень самостоятельности и инициативности в выборе детской деятельности и поиске способа ее выполнения.
Высокий уровень – проявление инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.
Исследование по выявлению мотивационной потребности в деятельности, показал, что у детей преобладает мотивация к следующим видам деятельности, которые мы представили в таблице 2. и рис. 1 Слайд 8
Исходя из полученных результатов можно сделать вывод, что преобладающим видом деятельности у детей старшего дошкольного возраста является игровая (45%). Это связано с тем, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра.
Детское экспериментирование предпочитают (25%) детей старшего дошкольного возраста.
Третье место по популярности в группе занимают следующие виды деятельности : конструирование (15%, а изобразительная деятельность (10%).
Наименьшей популярностью среди участников экспериментальной группы пользуются такие виды деятельности как труд в «Центре природы» (5%).
На основании результатов использования диагностического инструментария Л. В. Прохоровой следует отметить, что у обследуемых детей группы вызывают интерес различные виды детской деятельности, поэтому необходимо использовать индивидуализированный и дифференцированный подход в организации образовательного процесса и планировать работу по всем видам детской деятельности.
Вторая методика - методика определения уровня развития мотивации к продуктивной деятельности у дошкольников реализуется в процессе наблюдения за деятельностью детей.
Оценивались следующие показатели: эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность; целенаправленность деятельности, ее завершенность; степень инициативности ребенка.
Слайд 8
Из таблицы 4 и рис. 2 мы видим, что дети имеют различный уровень развития мотивации к деятельности : большинство дошкольников – 11 человек, что составляет 55%, набрали 5-7 баллов, что свидетельствует о среднем уровне развития мотивации; 6 дошкольника, что составляет 30 %, набрали от 8 до 9 баллов, т. е. у них зафиксирован высокий уровень развития мотивации; 3 человека (15%) получили 2-4 балла – низкий уровень.
Таким образом, данные исследования позволяют сделать заключение о необходимости проведения целенаправленной работы по развитию мотивации детей к различным видам деятельности, обеспечении условий, позволяющих успешно реализовывать это направление педагогической работы.
Целью нашей практической работы является сформированность мотивационной сферы у детей через различные виды мотивации.
На данном этапе мы разработали и реализовали систему работы с детьми, разработали картотеку мотивации детей к совместной деятельности.
Слайд 9
Исходя из проведенной практической работы мы определили следующие виды мотиваций : Мотивация для сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте : игры – фантазии, проблемные ситуации, использование наглядности, фотографии картины, презентации.
Мотивация к трудовой деятельности.
- Создание игровой ситуации- появление героя.
- обучение героем детей трудовым действиям.
- Жалобное письмо от книг (организация книжкиной больницы).
Интересный метод мотивации по привлечению детей к экспериментальной деятельности : что-то малыши мои заскучали, хочу их чем-то развеселить, порадовать, позабавить, но не могу ничего придумать. Вы бы не могли мне помочь?
При проведении занятий по продуктивным видам деятельности эффективен метод мотивации : сделаем подарок маме, бабушке, дедушке, другу на день рождение и т. д.
Таким образом, используя методы мотивации к различным видам деятельности, мы добились, того, что дети не только активно включались в деятельность, предложенную педагогом, но и сами становились инициаторами деятельности и реализовывали свою инициативу и мотивацию Дети знали, что это будет интересно и занимательно. Даже обыкновенная уборка игрового уголка превращалась в занимательное задание.
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ