Приложение МААМ

Разработка методов мотивации дошкольников к разным видам деятельности

Анастасия Матвеева
Разработка методов мотивации дошкольников к разным видам деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Я, Матвеева Анастасия Дмитриевна, предлагаю вашему вниманию работу СЛАЙД 1 на тему «Разработка методов мотивации дошкольников к разным видам деятельности»

Современные условия реализации образовательного процесса характеризуются обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней личности.

Важнейшей характеристикой личности, показателем ее сформированности является мотивация, система интересов растущего человека.

Публикация «Разработка методов мотивации дошкольников к разным видам деятельности» размещена в разделах

Выбор темы определен тем, что задача дошкольных учреждений в свете современных требований к дошкольному образованию, в т. ч. ФГОС ДО – развивать у детей устойчивую потребность в познаниях и мотивацию к различным видам деятельности. В реальной жизни, особенно в современных условиях, мотивация к различным видам деятельности наблюдается далеко не у всех детей.

Именно с мотивации начинается всякое взаимодействие между реб нком и взрослым. Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей. Изучение мотивов принадлежит к наиболее трудным практическим задачам, решать которые необходимо, если ставить цели повышения качества обучения и образования.

Актуальность данного исследования определила СЛАЙД 2 предмет, объект и цель работы, которые вы видите на слайде.

Задачи и методы исследования СЛАЙД 3 так же помещены на слайде.

Слайд 4

Мотивацию мы рассматривали как побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Одним из источников мотивации выступают потребности. Под потребностями подразумевают стремление к тем условиям, без которых невозможно поддерживать свое нормальное физическое и психическое состояние. Потребность — осознаваемое и переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо. Осознанные потребности — это желания. Их человек может сформулировать, для реализации их он намечает план действий. Чем сильнее желание, тем энергичнее стремление преодолеть преграды на его пути.

Изучение и знание насущных потребностей человека, может помочь разобраться и в системе его мотивов.

Мотив в отличие от мотивации - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотив так же можно определить, как понятие, которое в обобщенном виде представляет множества диспозиций.

Дошкольный период является одним из интереснейших в плане становления и развития мотивов, определяющих поведение ребенка.

Слайд 5

Проанализировав психолого-педагогическую литературу мы определили основные мотивы, типичные для дошкольного возраста.

1. Мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, с их стремлением действовать, как взрослые.

2. Игровые мотивы, связанные с интересом к самому процессу игры.

3. Мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми.

4. Мотивы самолюбия, самоутверждения.

5. Познавательные и соревновательные мотивы

6. Нравственные мотивы, выражающие отношения ребенка к другим людям

На основе всего этого можно выделить пути формирования мотивации : через организацию различных видов деятельности, общения, самостоятельной деятельности, что обеспечит целостное формирование познавательной мотивации детей дошкольного возраста в образовательном процессе ДОУ.

Слайд 6

В педагогической практике выделяют четыре типа мотивации :

Первый тип – игровая мотивация - «Помоги игрушке».

Второй тип-помощь взрослому - «Помоги мне».

Третий тип мотивации - «Научи меня».

Четвёртый тип мотивации - «Создание предметов своими руками для себя».

Определили Правила построения мотивации : необходимость учета возраста; мотивация должна быть экономной (2-3 мин, она не должна доминировать, иначе теряется познавательный интерес; завершенность ситуации, персонаж должен проявиться в течении непосредственно образовательной деятельности. Используя игровую мотивацию, воспитателю необходимо принять позицию «равного» партнера.

В практической части исследования мы провели диагностику по

выявлению уровня мотивации старших дошкольников к разным видам деятельности

Исследовательская работа проводилась на базе МКДОУ Детский сад «Малинка».

В исследовании участвовало 20 детей старшего дошкольного возраста.

В ходе исследования использовались следующие методы :

Слайд 7

Методика «Выбор деятельности» (автор Л. Н. Прохорова). Цель: выявить сформированность мотивации у детей дошкольного возраста.

Для аналитической обработки результатов и получения количественных показателей были выделены три уровня направленности познавательного мотива детей старшего дошкольного возврата : низкий, средний и высокий.

Низкий уровень – не проявляют инициативности и самостоятельности в выборе деятельности, не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, нуждаются в помощи взрослого.

Средний уровень – частичная степень самостоятельности и инициативности в выборе детской деятельности и поиске способа ее выполнения.

Высокий уровень – проявление инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.

Исследование по выявлению мотивационной потребности в деятельности, показал, что у детей преобладает мотивация к следующим видам деятельности, которые мы представили в таблице 2. и рис. 1 Слайд 8

Исходя из полученных результатов можно сделать вывод, что преобладающим видом деятельности у детей старшего дошкольного возраста является игровая (45%). Это связано с тем, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра.

Детское экспериментирование предпочитают (25%) детей старшего дошкольного возраста.

Третье место по популярности в группе занимают следующие виды деятельности : конструирование (15%, а изобразительная деятельность (10%).

Наименьшей популярностью среди участников экспериментальной группы пользуются такие виды деятельности как труд в «Центре природы» (5%).

На основании результатов использования диагностического инструментария Л. В. Прохоровой следует отметить, что у обследуемых детей группы вызывают интерес различные виды детской деятельности, поэтому необходимо использовать индивидуализированный и дифференцированный подход в организации образовательного процесса и планировать работу по всем видам детской деятельности.

Вторая методика - методика определения уровня развития мотивации к продуктивной деятельности у дошкольников реализуется в процессе наблюдения за деятельностью детей.

Оценивались следующие показатели: эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность; целенаправленность деятельности, ее завершенность; степень инициативности ребенка.

Слайд 8

Из таблицы 4 и рис. 2 мы видим, что дети имеют различный уровень развития мотивации к деятельности : большинство дошкольников – 11 человек, что составляет 55%, набрали 5-7 баллов, что свидетельствует о среднем уровне развития мотивации; 6 дошкольника, что составляет 30 %, набрали от 8 до 9 баллов, т. е. у них зафиксирован высокий уровень развития мотивации; 3 человека (15%) получили 2-4 балла – низкий уровень.

Таким образом, данные исследования позволяют сделать заключение о необходимости проведения целенаправленной работы по развитию мотивации детей к различным видам деятельности, обеспечении условий, позволяющих успешно реализовывать это направление педагогической работы.

Целью нашей практической работы является сформированность мотивационной сферы у детей через различные виды мотивации.

На данном этапе мы разработали и реализовали систему работы с детьми, разработали картотеку мотивации детей к совместной деятельности.

Слайд 9

Исходя из проведенной практической работы мы определили следующие виды мотиваций : Мотивация для сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте : игры – фантазии, проблемные ситуации, использование наглядности, фотографии картины, презентации.

Мотивация к трудовой деятельности.

- Создание игровой ситуации- появление героя.

- обучение героем детей трудовым действиям.

- Жалобное письмо от книг (организация книжкиной больницы).

Интересный метод мотивации по привлечению детей к экспериментальной деятельности : что-то малыши мои заскучали, хочу их чем-то развеселить, порадовать, позабавить, но не могу ничего придумать. Вы бы не могли мне помочь?

При проведении занятий по продуктивным видам деятельности эффективен метод мотивации : сделаем подарок маме, бабушке, дедушке, другу на день рождение и т. д.

Таким образом, используя методы мотивации к различным видам деятельности, мы добились, того, что дети не только активно включались в деятельность, предложенную педагогом, но и сами становились инициаторами деятельности и реализовывали свою инициативу и мотивацию Дети знали, что это будет интересно и занимательно. Даже обыкновенная уборка игрового уголка превращалась в занимательное задание.

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ

Публикации по теме:

Фотоотчет детских работ по продуктивным видам деятельности в младшей разновозрастной группе за 2018–2019 учебный годФотоотчет детских работ по продуктивным видам деятельности в младшей разновозрастной группе за 2018–2019 учебный год Уже краснеют листья за окном, тихо кружа и падая на мокрый асфальт. А это значит, что осень вступает в свои права и наступает новый учебный.

Фотоотчёт о семинаре-практикуме в ДОУ «Создание игровой мотивации для детей в различных видах деятельности»Фотоотчёт о семинаре-практикуме в ДОУ «Создание игровой мотивации для детей в различных видах деятельности» Фотоотчёт о семинаре-практикуме в ДОУ «Создание игровой мотивации для детей дошкольного возраста в различных видах деятельности» Как известно,.

Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».

Конспект НОД по нескольким видам деятельности в первой младшей группе «Весёлая такса»Конспект НОД по нескольким видам деятельности в первой младшей группе «Весёлая такса» Предлагаю вашему вниманию НОД по теме:"ВЕСЁЛАЯ ТАКСА", который включает в себя - ознакомление с окружающим (знакомство с породой собаки,.

«Люблю я макароны» или применение нетрадиционных методов развития мелкой моторики — развивающие игры дошкольников«Люблю я макароны» или применение нетрадиционных методов развития мелкой моторики — развивающие игры дошкольников О том, что мне нравиться использовать в работе что-то необычное, я писала в предыдущих публикациях. Сегодня хочу остановиться на применении.

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми в старшей группе «Заколдованный лес»Методическая разработка образовательной деятельности с детьми в старшей группе «Заколдованный лес» Конспект занятия в старшей группе Тема: «Заколдованный лес»Цель: развивать воссоздающее воображение посредством природоведческих игр. Программные.

Методические рекомендации «Использование пособия «Чудо — дерево» для мотивации речевой деятельности детей»Методические рекомендации «Использование пособия «Чудо — дерево» для мотивации речевой деятельности детей» 1. На чудо - дереве появляются листья – поддувалочки. Педагог (без детей) снимает с чудо – дерева листья поддувалочки и раскладывает их.

Обучающий семинар на тему «Интегрированное занятие как средство повышения мотивации к деятельности у дошкольников»Обучающий семинар на тему «Интегрированное занятие как средство повышения мотивации к деятельности у дошкольников» Обучающий семинар для молодых педагогов на тему: «Интегрированное занятие как средство повышения мотивации к деятельности дошкольников»Инсценирование.

Разработка вопросов к самоанализу профессиональной деятельности воспитателя за год Самоанализ воспитателя по определению профессиональной деятельности за ___ учебный год 1. Ф. И. О. ___ 2. Образование.

Стимулирование как метод повышения учебной мотивации дошкольниковСтимулирование как метод повышения учебной мотивации дошкольников Стимулирование как метод повышения учебной мотивации дошкольников. Автор: Назарова Татьяна Валентиновна, педагог дополнительного образования.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Разработка методов мотивации дошкольников к разным видам деятельности
Опубликовано: 27 апреля 2023 в 09:40
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Разработка методов мотивации дошкольников к разным видам деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Матвеева (УИ 1693997) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД