Елена Манжос
Ранняя профориентация в ДОУ с применением современных сюжетно-ролевых игр
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад № 9 общеразвивающего вида г. Владивостока»
ОПЫТ РАБОТЫ
«Ранняя профориентация в ДОУ с применением современных
сюжетно-ролевых игр»
составила воспитатель
Манжос Е. Е.
г. Владивосток
2021г.
Публикация «Ранняя профориентация в ДОУ с применением современных сюжетно-ролевых игр» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Работа по ранней профориентации дошкольников осуществляется через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка.
«Игра это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается жизненный поток Представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это игра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»
Сухомлинский В. А.
Актуальность темы обусловлена тем, что современная система дошкольного образования ставит перед педагогами задачу - знакомить дошкольников с миром профессий взрослых. В связи с этим меня заинтересовала проблема: как заложить основы для профессионального самоопределения дошкольника.
Работая по этой теме я поставила перед собой цель:
• сделать всё чтобы в будущем ребёнок мог успешно реализовать себя как личность в профессиональной среде и обладать чертами: педагога, исследователя, изобретателя, предпринимателя, экономиста…;
• разработать система мероприятий, направленная на ознакомление дошкольников с максимальным количеством профессий и оказание помощи подрастающему поколению в разумном выборе профессии, с учетом его индивидуальных возможностей;
Работая по этой теме, я определила для себя следующие задачи:
• обогащать и конкретизировать представления детей о профессиональной деятельности, воспитывать интерес к различным профессиям;
• формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса;
• закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления;
• стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей;
• воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам;
• помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.
Основным видом профориентационной деятельности в ДОУ является игра.
Игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Большое количество своего времени дети проводят за игрой. Следовательно, игра является ключевым средством формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях взрослых. Основным видом игры, где непосредственно осуществляется ознакомление детей с профессиями взрослых, является сюжетно-ролевая игра.
В сюжетно-ролевой игре происходит воспроизведение детьми взрослого мира. Здесь они создают воображаемую ситуацию, перевоплощаются в образы окружающих его взрослых, беря на себя их роли, и выполняют его в созданной ими игровой обстановке. Например, играя в больницу, изображают врача, принимающего больных у себя в кабинете.
Основная черта сюжетно-ролевой игры – это самостоятельность детей. Они сами выбирают тему игры, определяют линии сюжета, берут на себя роли, решают, где развернуть игру и т. д. При этом я даю детям свободу в выборе средств для создания своего образа. Например, взяв в руки любую книгу и палочку «указку» они могут стать учителями в школе. Такая игра фантазии и свобода в реализации замысла игры позволяет ребенку ощутить себя частью взрослого мира, вжиться в любую профессию, которые в реальной жизни ему еще не скоро будут доступно.
Свою работа по ранней профориентации дошкольников я строю с учетом следующих принципов:
1. Принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).
2. Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы).
3. Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат).
4. Принцип активного включения детей в практическую деятельность (экскурсия, наблюдение, трудовые поручения, беседы, развлечение, викторина, игры).
5. Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности.
Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения.
Для реализации профориентационной деятельности, необходимо взаимодействие детей и взрослых. Она включает сотрудничество детей не только с педагогами, но и с родителями и представителями различных профессий. Для этого на занятия я приглашаю родителей, которые рассказывают о своих профессиях. В процессе сотрудничества со взрослыми у детей развиваются коммуникативные и познавательно-исследовательские навыки, формируется понимание норм и правил общественного поведения.
Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применять традиционные методы обучения и воспитания:
• словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);
• наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);
• практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);
• игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).
В практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом.
Информацию о профессиях мои дети получают на экскурсиях, если, нет возможности выехать за пределы ДОУ например провожу экскурсию по детскому саду, для того, чтобы дети наглядно увидели в практике работу персонала детского сада, так же для того, чтобы ввести в курс профессий я использую возможности ИКТ.
В своей работе я так же использую инновационный метод для достижения поставленных мной целей по теме ранней профориентации, это современные сюжетно-ролевые игры. Придумывая игры, дети основываются на телевизионной информации и компьютерных играх. А это означает что, тематика сюжетно-ролевых игр должна дополнятся с изменением социума.
Мною были разработаны следующие современные сюжетно-ролевые игры :
• Туристическое агентство;
• Сбербанк;
• Салон красоты;
• Морской порт;
В ходе непрерывной образовательной деятельности я продолжала знакомить детей с современными профессиями.
Созданные мной дидактические игры, сюжетные альбомы так же способствуют знакомству с современными профессиями.
Свои опытом работы регулярно делюсь с коллегами, публикую авторские статьи на своём персональном сайте, участвую в конференциях, провожу открытые показы НОД, успешно представляла на Фестивале образования свой проект, «В мире современных профессий –как инновационный метод реализации задач ФГОС».
Результаты моего опыта работы свидетельствуют о позитивных изменениях в представлениях детей о труде взрослых понимание ценности труда людей современных профессий, умение переносить знания о содержании и структуре труда взрослых на собственную трудовую деятельность, понимание значимости своего труда) .
Таким образом, сюжетно-ролевая игра является проводником детей старшего дошкольного возраста в профессию взрослых. Так как данный вид игры способствует практическому переживанию окружающей действительности, то дети расширяют свои знания и впечатления, усваивают что-то новое. Сюжетно-ролевая игра дает радостное осознание того, что вот ребенок стал взрослым человеком, у него есть профессия и он стремится выполнить какие-либо профессиональные действия, пусть даже в рамках игры.
Мой опыт работы показывает большую заинтересованность детей в в выборе интересующего их вида деятельности, получив представления о мире профессий они осознали ценностное отношение к труду взрослых, проявили самостоятельность, активность и творчество, а это всё поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела!
Литература
1. Бойченко, Н. А. и др. Сюжетно-ролевые игры дошкольников. / Н. А. Бойченко, Г. И. Григоренко, Е. И. Коваленко, Е. И. Щербакова – К. : Рад. школа,
2. Кондрашев, В. П. Введение дошкольников в мир профессий : Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашев. – Балашов: Изд. «Николаев», 2004.
3. Михайленко, Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду : Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова – М. : Изд. «Гнои и Д», 2000. – 96 с.
4. Смирнова Е. И. Современный дошкольник : особенности игровой деятельности. // Дошкольное воспитание. 2002. - №4. - С. 70 – 74
5. Солнцева О. В. Дошкольник в мире сюжетно-ролевых игр. Сопровождение сюжетных игр детей. Издательство «Речь», 2010 г.
6. Эльконин Д. Б. Детская психология: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Д. Б. Эльконин; ред. -сост. Б. Д. Эльконин -6-е изд. стер. – М: Издательский центр «Академия» 2011. -384 с.
Электронные ресурсы:
1.https://ipk74.ru/virtualcab/professional/uchebno-metodicheskoe-obespechenie/doshkolnoe-obrazovanie/sovremennye-syuzhetno-rolevye-igry-v-praktike-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya
2.https://glorify.ru/dlya-studenta/1-kurs/modelirovanie-siuzhetnorolevykh-igr/