Светлана Сурова
Конспект мастер-класса «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста»
▼ Скачать +Заказ
Ранняя профориентация детей дошкольного возраста
Детство – это тот удивительный мир, где еще, будучи ребенком, можно стать мамой и папой, пожарным и врачом, можно полететь в космос, попутешествовать по разным странам за один день или помечтать о будущем. Если еще несколько лет назад было достаточно познакомить детей с трудом повара, врача, продавца, водителя и военного, то на текущем этапе этого недостаточно. В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития.
Публикация «Конспект мастер-класса „Ранняя профориентация детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Именно в детском саду дети впервые знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Одна из задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» это формирование положительного отношения к труду.
На этапе завершения дошкольного детства часть Целевых ориентиров направлена на раннюю профориентацию дошкольников.
Проблема приобщения дошкольников к труду нашла достойное место в работах выдающихся педагогов прошлого. К. Д. Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить.
А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни.
Педагоги Н. Е. Веракса и Т. С. Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности.
Т. И. Бабаева и А. Г. Гигоберидзе рекомендуют не только знакомить с профессией, но и с личностными качествами представителей этих профессий.
Ранняя профориентация в дошкольном возрасте преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий, а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы).
Ребенок должен знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки.
Знания о труде должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада.
Социализация ребенка – дошкольника проводится в большей степени через игру как самый близкий, доступный, интересный для детей вид деятельности. Решение задач по ознакомлению с трудом взрослых строится на игровой основе.
Одна из основных задач дошкольного образования – формирование положительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Для этого очень важно у ребенка дошкольника развивать интерес к различным профессиям. Необходимо знакомить детей с профессиями, востребованными в современном обществе.
Работа по ранней профориентации дошкольников может быть осуществлена через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность.
Виды труда в детском саду- это самообслуживание, хозяйственно - бытовой труд, труд в природе, ручной труд.
Самообслуживание - труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей.
Хозяйственно-бытовой труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов.
Труд в природе воспитывать уважительное отношение к окружающему миру; учить заботиться о животных, воспитывать в детях стремление помогать взрослым в огороде или саду: садить, поливать, убирать сорняки.
Ручной труд. Задачи ручного труда: учить самостоятельно пользоваться предметами ручного труда на занятиях; учить малышей самостоятельно делать простые аппликации, картины, открытки, сувениры и украшения; формировать у детей желание починить и восстановить игрушки, книги и прочие предметы; учить детей грамотно и экономно расходовать используемый материал.
Для ознакомления детей с трудом взрослых применяются традиционные методы обучения и воспитания:
- словесный;
- наглядный;
- практический;
- игровой.
На практике все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом.
Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий строится с учетом современных образовательных технологий: таких,как технология проблемного обучения, технология детско-родительских проектов, квест –технология, кейс – технология, лэпбуки, мнемотехника.
Лэпбук – папка или мини-книжка, в которой много кармашков и конвертиков, содержащих необходимый систематизированный материал (в том числе иллюстративный) для изучения и закрепления знаний по теме. Пособие имеет яркое оформление, четкую структуру и в идеале разрабатывается для конкретного ребенка с его уровнем знаний.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию.
Мнемотаблица, как наглядно-практическое, схематическое средство познания, помогающее эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию.
Требования:
• четко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с ее помощью;
• быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней;
• соответствовать уровню развития детей.
Квест-технология (квестор) – от латинского слова guaero- ищу, разыскиваю, веду следствие.
Форма: Квест – игра - игра - приключение, в которой участники должны решать определенные задачи для продвижения по сюжету и для достижения конкретной цели.
Типы:
• квесты-бродилки;
• квесты-проекты;
• квесты-головоломки.
Виды:
• линейные, задача решается по цепочке, одна за другой;
• штурмовые, участники получают задачу, подсказки для ее решения, но пути решения выбирают сами;
• кольцевые, команды стартуют с разных точек, и каждая идет по своему пути к финишу.
Технология проектной деятельности позволяет усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая образовательный процесс интересным и мотивационным. В нашем дошкольном учреждении задачи по ознакомлению с профессиями преимущественно осуществляются через метод проектов, который дает возможность в интересной форме расширять и углублять знания детей, объединять профессии в тематические блоки, применять различные технологии, которые делают работу увлекательной. Проект «В мире профессий»
Технология исследовательской деятельности.
Детям старшего дошкольного возраста наиболее интересны опыты (экспериментирование) и коллекционирование (классификационная работа).
Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр.
Именно игра является фундаментом всего дошкольного образования. Ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! В играх дошкольники отражают содержание деятельности представителей самых разных профессий (врача, строителя, актера, спортсмена, летчика и др.).
Технология интегрированного обучения.
Ознакомление дошкольников с профессиями осуществляется с учётом принципа интеграции пяти образовательных областей в соответствии с ФГОС дошкольного образования, возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Информационно-коммуникационные технологии предполагают моделирование различных профессиональных ситуаций, которые невозможно воссоздать в условиях детского сада.
мультимедийные презентации;
виртуальные экскурсии.
обучающие видео, мультфильмы, аудиозаписи, презентации,
Важным аспектом в ранней профориентации детей в детском саду является оснащение РППС:
система студий (творческих мастерских) : «Строители» (архитектор, плотник и т. д.); «Ателье» (швея, модельер и т. д.); «Изостудия» (художник, скульптор, «Музыкальная школа» (инструменталисты, певцы);
подбор художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек-малышек, связанных с темой «Профессии», в книжном уголке;
создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда;
подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности;
подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями;
подбор демонстрационного материала по теме «Профессии»;
оформление альбома о профессиональных династиях воспитанников; альбома с фотографиями «Профессии наших родителей»;
материалы для сюжетно-ролевых игр.
Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наши дети: - понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни; - уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда; - познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате; - были готовы трудиться сами — по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо; - учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.
Сейчас мы с вами перейдём к практической части, где проверим свои знания о мире профессий.
Участники делятся на 2 команды
1 задание Игра «Самая, самая профессия»
Задача участников: назвать одну или несколько профессий подходящих под определение:
«вкусная», «весёлая»,
«опасная», «детская»,
«серьёзная», «общительная»,
«высотная», «сильная»,
«красивая», «заботливая»,
«быстрая», «глубокая»,
«ответственная», «интересная».
2 Игра «Придумать профессии, начинающиеся на букву …»
Задача участников: назвать как можно больше профессий, на заданную букву.
Условия игры: команды называют по одной профессии, друг за другом, не повторяясь. Выигрывают та команда, которая придумала больше профессий.
3 Конкурс «Закончи пословицу»
Условия конкурса: каждая команда выбирает одну карточку и получает две минуты на выполнение задания.
Задача команды: прочитать начало пословицы и сформулировать (додумать) её окончание.
«Какой мастер - ….» (такова и работа)
«Тяжко тому жить… (кто от работы бежит)
«Словами туда и сюда… (а делами – никуда)
«Труд кормит, … (а лень – портит)
«Кто любит трудиться, …. (тому без дела не сидится)
«Красна птица оперением,. (а человек – рукоделием)
4 Игра «Подскажи профессию»
Отгадайте загадки о профессиях, а чтобы отгадать нужно подобрать рифму.
В море коварном товаров и цен
Бизнес-корабль ведёт (бизнесмен).
От вирусов злобных компьютер наш чист
Программы и файлы спас (программист).
Высока, стройна, как ель,
В платье модном топ -(модель).
Вот вам чертёж, где каждый размер
Новой детали дал (инженер).
Замирает в страхе зритель -
В клетке с тигром (укротитель).
Дупло и берлогу, дом лисий и птичий
В лесу охраняет надёжно (лесничий).
Печь гудит, как самовар,
Сталь в ней варит (сталевар).
Мне поставила вчера
Два укола (медсестра).
У слона иль мышки жар
Их спасёт (ветеринар).
Слёзо-носо-вытиратель
В группе вашей - (воспитатель).
Лоботрясов укротитель
В школе учит нас (учитель).
Знает точно детвора:
Кормят вкусно (повара).
Шьёт прекрасно, порет лихо
Рукодельница - (портниха).
Письма в дом приносит он,
Долгожданный (почтальон).
Как воздушная принцесса,
В форме лётной (стюардесса).
Царь сегодня, завтра-вор,
Роли все сыграл (актёр).
Герои легендарные,
В огонь идут (пожарные).
Чтоб дымоход был свободен и чист,
Лезет на крышу всегда (трубочист).
Путь его тяжёл и долог,
Ищет залежи (геолог)
5 Викторина «Профессии любимых героев».
• Воспитательница, которая была о себе очень высокого мнения. «У меня,- говорила она,- и дети, и собаки становятся шёлковыми».(Фрекен Бок. А. Линдгрен «Три повести о Малыше и Карлсоне»)
• Из трёх девиц одна стала царицей, вторая-, а третья-(Ткачихой, поварихой. А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»).
• Профессия Врунгеля? Кто его помощник? Кто он по профессии (В. Н. Некрасов «Приключения капитана Врунгеля»)
• Профессия бессердечного друга Элли, Тотошки и Страшилы?.(Дровосек. А. Волков «Волшебник Изумрудного города»)
• Профессия Печкина проживающего в деревне Простоквашино. (Почтальон. Э. Успенский «Трое из Простоквашино»)
7 Конкурс «Он – она». Команды отвечают по очереди. Каждый правильный ответ оценивается в один жетон.
1. Она - балерина, он – …. (танцовщик).
2. Она – конькобежка, он – …. (конькобежец).
3. Она – швея, он – …. (портной).
4. Она – медсестра, он –….(медбрат).
5. Он- певец, она – …. (певица)
6. Он- моряк, она –….(морячка.)
7. Он – профессор, она – (профессор).
8. Он – кузнец, она – (кузнец).
9. Он – гимнаст, она – ….(гимнастка).
10. Он – водолаз, она – (водолаз)
«Счастье в профессии – это когда ты делаешь то, что у тебя очень хорошо получается, тебе нравится это делать, это нужно другим людям и тебе за это платят».
Собственно, именно в этой формуле и заложен перечень вопросов, которые обычно задают молодым людям, совершающим свой первый профессиональный выбор.