Наталья Климова
Работа со старшими дошкольниками по обучению правилам дорожного движения
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: «Работа со старшими дошкольниками по обучению правилам дорожного движения»
Воспитатель: Климова Н. В.
Актуальность
Дороги, транспорт – реалии сегодняшней жизни. Скорость движения, интенсивность транспортных потоков на улицах нашего города быстро возрастают, и будут увеличиваться в дальнейшем.
С прогнозом Всемирной организации здравоохранения количество пострадавших в дорожно – транспортных происшествиях в ближайшие годы будет быстро расти.
Публикация «Работа со старшими дошкольниками по обучению правилам дорожного движения» размещена в разделах
Нынешним детям предстоит жить при несравненно большей агрессивности автомобильного движения, а потому с каждым днём всё сложнее обеспечить их безопасность.
Как свидетельствует анализ, большинство ДТП происходит по причине безнадзорности. Ребятам всё интересно на улице, и они стремятся туда, не понимая ещё, что неожиданно появиться на проезжей части или перебежать дорогу на близком расстоянии от проходящего транспорта – это большая опасность.
Одной из основных причин дорожно – транспортных происшествий с детьми является незнание ими правил дорожного движения.
Наша задача сформировать у дошкольников навыки безопасного поведения на дороге, воспитать законопослушного гражданина. Важно развить в детях понимание опасности, которую таит в себе автомобильный мир. И надо сделать это до того, пока ребёнок не перенял неправильных стереотипов поведения на дороге, к сожалению, на сегодняшний день преобладающих во взрослой среде.
Я хочу поделиться опытом своей работы со старшими дошкольниками по обучению правилам дорожного движения. Эту работу углублённо я начала проводить со старшей группы. Чтобы определить эффективность своей работы я провела вначале педагогическое наблюдение с целью: выявить уровень имеющихся у детей знаний ПДД.
Я отметила: с младшего возраста дети хорошо усвоили сигналы светофора, но в ходе целевой прогулки выявилось, что дети путают сигналы светофора для пешеходов и водителей, поэтому возникла неуверенность, когда можно переходить проезжую часть. Не всегда дети могли правильно оценить ситуацию, предложенную на иллюстрации.
Я сделала вывод, что высокого уровня знаний ПДД не было ни у кого из детей.
74 % детей имели средний уровень: они давали правильные ответы, но стоило только усложнить ситуацию (разыграть её, как дети вставали в тупик и не знали, как следует действовать.
26 % детей имели низкий уровень. Эти дети имели неустойчивые знания, колебались в своих ответах, затруднялись найти выход из проблемной ситуации, меняли свою позицию, иногда просто молчали, или повторяли ответы своих товарищей.
В старшей группе работа по воспитанию грамотного пешехода приобретает особую значимость в преддверии школьной поры.
Я поставила перед собой следующие задачи:
1. Продолжать работу по ознакомлению старших дошкольников с правилами дорожного движения, дорожными знаками.
2. Совершенствовать культуру поведения на улице и в транспорте.
3. Формировать у детей чувство ответственности и сознательного отношения к соблюдению правил безопасного поведения на улицах и дорогах города.
4. Активизировать работу с семьёй по обучению дошкольников ПДД.
В настоящее время выходит большое количество методических разработок, интересного опыта работы по данной проблеме. Мы ознакомились со многими новинками. Большую помощь в нашей работе нам оказали следующие методические пособия:
Ф. С. Майорова «Изучаем дорожную азбуку»
Т. Г. Хромцева «Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице»
С. Н. Черепанова «Правила дорожного движения дошкольникам»
О. Ю. Старцева «Школа дорожных наук»
Л. Б. Поддубная «Правила дорожного движения»
Т. И. Данилова «Программа «Светофор»
А. В. Горская «Правила – наши помощники»
Т. А. Шорыгина «Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет» и т. д.
Уголок по безопасности движения занимает центральное место в группе. Здесь у нас представлен богатый материал по ознакомлению с ПДД: макет улиц и дорог города, различные виды транспорта, светофор на батарейках, богатый иллюстративный материал, подборка художественной литературы, плакатов и т. п.
Особое внимание уделили различным видам игр: настольным, дидактическим, сюжетно-ролевым, подвижным. Для того, чтобы дети могли в самостоятельной деятельности закреплять свои знания.
Разработали систему мероприятий на весь год, куда включили разнообразные формы работы с детьми :
• Экскурсии;
• Прогулки к проезжей части улицы;
• Познавательные игровые занятия с использованием наглядных средств;
• Кукольные спектакли и театральные инсценировки;
• Чтение художественных произведений;
• Обучающие занятия в городке безопасности движения;
• Объяснение ситуаций правильного и неправильного поведения на улице;
• Развлечения и досуги.
Для закрепления знаний детей ПДД используем нетрадиционные формы проведения занятий: КВН, «Поле чудес», Занятие с элементами театрализации «Как Лунатики изучали правила дорожного движения», игровые занятия «Путешествие в страну Светофорию»и др. (конспекты занятий представлены на выставке).
Эта тема находит отражение и на занятиях по продуктивной деятельности:
Рисованию, ручному труду, конструированию. Так на занятии по конструированию дети изготовили макет улицы, на занятии по рисованию «Дорога не терпит шалости, наказывает без жалости» дети отразили опасные ситуации, которые могут произойти на проезжей части улицы с нерадивыми пешеходами.
В уголке изобразительной деятельности в книжках – раскрасках такой тематики: «Я на улице», «Азбука пешехода», «Транспорт», дети так же закрепляли свои знания ПДД.
Из художественной литературы отклик у детей нашла книга Попова «Смешуроки на дороге». Дети хорошо воспринимают ситуации, описанные в книге. Особенно нравилось им отвечать на вопросы Кар – Карыча после каждого проблемного
эпизода.
Использование в работе с детьми по ознакомлению с правилами дорожного движения занимательных материалов: подвижных, дидактических игр, игровых ситуаций: «Сложи знак», «Дорожное – не дорожное», «Можно – нельзя», «Найди жезл» и т. п. делает процесс усвоения знаний детьми увлекательным, ненавязчивым.
Предпочтение в своей работе отдавали проблемным ситуациям, где создавали условия для упражнения детей в правильном поведении на дороге.
Осознавая особую роль родителей в решении поставленных задач по обучению правилам поведения на дорогах, ведь именно они являются примером для детей, постарались использовать активные формы их участия, а именно:
- Анкетирование по теме «Дорога и мой ребёнок» (с помощью которой выявили отношение родителей к данной проблеме);
- совместное с детьми изготовление объектов для макета улицы;
- участие в конкурсе плакатов по ПДД;
- совместные мероприятия: КВН, досуги; викторины.
- участие в выставке рисунков «Дорога не терпит шалости»;
- Родители приняли участие в подборе загадок, стихов по правилам ДД.
- Организовали обмен опытом семейного воспитания через оформление фото-ширм;
- Некоторые родители зарисовали схему своего безопасного маршрута от садика до дома;
- Оформили информационный стенд для родителей по теме: «Родители – водители»,
Где особое внимание уделили правилам безопасной перевозки детей.
Проведё нное в конце года повторное педагогическое обследование детей по усвоению ПДД показало хорошие результаты: 35 % детей имели высокий уровень знаний и умений, 65 % показали средний уровень, низкий уровень отсутствовал.
Самым главным результатом своей работы мы считаем проявление у детей и их родителей ответственности за поведение на дороге, осознание со стороны родителей значимости своего участия в процессе усвоения детьми правил безопасного поведения на дорогах города.