Айгюль Алексеева
Работа по ЗОЖ со старшими дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Януш Корчак писал: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, поутонули бы, попали бы под машины, повыбивали бы себе глаза, поломали бы ноги и позаболели бы воспалением мозга и воспалением легких – и уже сам не знаю, какими болезнями. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься».
Публикация «Работа по ЗОЖ со старшими дошкольниками» размещена в разделах
Основная задача дошкольного образовательного учреждения-сохранение и укрепление здоровья воспитанников - основывается на осознанном отношении ребенка к своему здоровью. А отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия. Поэтому задача педагогов состоит в том, чтобы организовать и проводить систематическую работу по формированию у дошкольников осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
От чего же зависит здоровье ребенка?
Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, т. е. экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.
Если на первые 50% здоровья мы, педагоги, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам.
Алгоритм формирования потребности здорового образа жизни для ребенка таков: от удовольствия – к привычке, от привычки – к потребности.
А для формирования потребности в здоровом образе жизни необходимо:
-развивать у детей дошкольного возраста навыки личной гигиены и навыки оказания первой помощи;
-формировать у дошкольников элементарные представления:
- о полезности, целесообразности физической активности и личной гигиены (при проведении занятий обращать внимание детей на значение конкретного упражнения для развития определенной группы мышц; при выполнении гигиенической процедуры рассказывать дошкольникам о ее влиянии на состояние кожи, зубов и т. д.);
- о способах сбережения психического здоровья (позитивный эмоциональный настрой, развитие умения контактировать с другими людьми, умения расслабляться и др.);
-поддерживать возникновение у детей в процессе физической активности положительных эмоций, чувства “мышечной радости”;
-привлекать родителей к формированию у ребенка ценностей здорового образа жизни.
Система работы с детьми предполагает
различные формы, средства и методы формирования основ здорового образа жизни у дошкольников. Основными формами работы являются занятия, досуги, режимные моменты, спортивные соревнования и праздники.
На занятиях по ознакомлению с окружающим миром формируют представления детей о человеке как живом существе, его организме и здоровье; об образе жизни человека и зависимости здоровья от образа жизни; о влиянии различных факторов на здоровье и образ жизни человека; о поведении человека, способствующем здоровью и здоровому образу жизни.
Занятия по изобразительной деятельности можно направлять на реализацию продуктивной деятельности дошкольников, способствующей выражению их представлений о ЗОЖ в рисунках, аппликации, поделках из пластилина, теста, глины.
На музыкальных занятиях у детей формируют представления о значении для ЗОЖ развития творческих возможностей человека. т. к музыка способствует развитию творчества, фантазии.
Использование театрализованной деятельности детей и взрослых в учебных проблемных ситуациях позволяет активизировать выбор детьми решений, соответствующих ЗОЖ.
Средствами формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников являются дидактические и сюжетно-ролевые игры, художественная литература, продуктивная и предметно-практическая деятельность. Например, В сюжетно-ролевых
играх «Больница», «Семья» следует формировать у дошкольников поведение, способствующее ЗОЖ, на основе представлений о значении для здоровья проветривания помещения, его влажной уборки, стирки белья, ограничения времени просмотра телевизора, использования для профилактики заболеваний закаливающих мероприятий, санитарно-гигиенических процедур. Наиболее эффективным в воспитании здорового ребенка являются физические упражнения и физкультурные занятия.
Игры и занятия на воздухе во все времена года способствуют закаливанию организма ребенка, повышению его работоспособности и снижению заболеваемости.
Во время режимных моментов формируются и закрепляются санитарно-гигиенические навыки, опыт закаливания. (Полезно во всех отношениях, хождение по массажным дорожкам, ходьба босиком, гимнастика после сна, потому что является профилактикой плоскостопия, тонизирует организм, повышает основные процессы жизнидеятельности. Полоскание после дневного приема пищи, что служит профилактикой различных заболеваний полости рта (стоматит, кариес, ангина). Пальчиковые игры, являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Дыхательные упражнения, обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дых. путей, укрепляют дыхательную мускулатуру.)
Стоит отметить, главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Поэтому, вопросы воспитания здорового ребенка должны решаться в тесном контакте с семьей. Без помощи родителей оздоровительная работа, организуемая в образовательном учреждении, не может быть успешной.
1. Для решения этой проблемы необходимо дать родителям полное представление о динамике развития и состоянии здоровья каждого ребенка. (антопометрические данные, рост, вес)
2. Проведение консультаций по вопросам оздоровления (закаливание, двигательная активность, питание, дыхательные системы). Совместные физкультурные занятия, гимнастики «Гимнастика вместе с мамой и папой». Проведение занятий в родительском клубе «Здоровая семья, совместные игры с родителями и детьми: «Веселые старты», «Вместе весело играть», «Здорово быть здоровыми», «Мой папа –самый лучший друг», и другие мероприятия.
Каждому ребенку хочется быть сильным, бодрым, энергичным - бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть вместе со сверстниками во дворе, не мучиться головными болями или бесконечными насморками. Поэтому, наша задача - научить их думать о своем здоровье, заботиться о нем, радоваться жизни
Конец
Очень важно, чтобы мероприятия по ЗОЖ проводились круглый год.
Существует 10 золотых правил здоровьесбережения.
• Соблюдайте режим дня!
• Обращайте больше внимания на питание!
• Больше двигайтесь!
• Спите в прохладной комнате!
• Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
• Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
• Гоните прочь уныние и хандру!
• Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
• Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
• Желайте себе и окружающим только добра! (Это касается всех нас, не только детей)
Пословицы.
«Есть ли большая беда, чем болезни и нужда», «Я здоровье берегу, сам себе я помогу»
загадки
1. Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я,
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится.
(мыло)
2. Пластмассовая спинка,
Жесткая щетинка,
С зубной пастой дружит,
Нам усердно служит.
(зубная щетка)
3. Вытираю я, стараюсь,
После ванной паренька.
Все намокло, все измялось –
Нет сухого уголка.
(полотенце)
4. Хожу, брожу не по лесам,
А по усам, по волосам.
И зубы у меня длинней,
Чем у волков, и медведей.
(расческа)
5. Я увидел свой портрет,
Отошел – портрета нет.
(зеркало)
6. Физминутка «Веселая зарядка» :
- А сейчас мы немножко разомнемся.
Солнце глянуло в кроватку,
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире,
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться – три, четыре,
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку,
Дружно делаем зарядку.