Людмила Кислюк
Работа по духовно-нравственному воспитанию детей в группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Работа по духовно-нравственному воспитанию детей в группе раннего возраста»
Подготовила: Воспитатель 1 младшей группы № 6 Кислюк Л. Н.
Первые годы жизни - начало формирования личности ребёнка, многих её сторон и качеств. Ни в один из последующих возрастных периодов ребёнок не развивается такими стремительными темпами, как в раннем детстве. Своевременно начатое, педагогически грамотное воспитание обеспечивает полноценное и всестороннее развитие малыша, способствует формированию различных видов деятельности, предупреждает возникновение отрицательных привычек и форм поведения. Поэтому так важно с рождения малыша правильно организовать процесс его воспитания и обучения, последовательно усложнять задачи, использовать целесообразные средства, методы и приёмы воздействия. В последние годы в российской системе образования произошли определё нные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. В сентябре 2010 г. была впервые опубликована инновационная общеобразовательная программа для дошкольных учреждений «От рождения до школы», программа, построенная на позициях гуманно - личностного отношения к ребёнку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. C января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Федеральный государственный образовательный стандарт – новый тип документа, утверждающий передовые традиционные подходы и инновационные идеи организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста. Стандарт поддерживает разнообразие детства, направлен на позитивное становление ребенка и учёт индивидуальных потребностей, проявление инициативы и интересов, его возможности на разных этапах освоения образовательной программы дошкольного образования. Посещая дошкольное образовательное учреждение, каждый ребенок получает возможность полноценно жить и развиваться, активно участвуя в специфически детских видах деятельности: игровой, коммуникативной, продуктивной, двигательной, познавательно-исследовательской. Являясь активным участником разных видов деятельности, ребенок социализируется: осваивает способы поведения, культурные нормы и ценности, научается их воспроизводить (использовать, что позволяет эффективно общаться, расти духовно и физически. Приобщение детей к народной культуре, по-прежнему остается одним из важнейших, наиболее значимых средств формирования у них патриотических чувств и развития духовности. В нашем детском саду традиционно и непрерывно проводится работа по духовно- нравственному воспитанию детей. С детьми старшего дошкольного возраста проводятся занятия по Программе духовнон р а в с т в е н н о го в о с п и т а н и я «Д о б р ы й с в е т», р а з р а б о т а н н о й квалифицированными педагогами ДОУ. Данная программа получила признание и была отмечена рядом высоких наград в нашем городском округе. Работая в группе раннего возраста, также считаю необходимой и центральной работу по духовно-нравственному воспитанию наших малышей. Многолетний опыт работы позволил мне выделить некоторые особые методы и подходы решения стоящей передо мной задачи. Во - первых, приобщение малышей к истокам русской народной культуры - доступное и наиболее ценное средство духовно-нравственного развития и воспитания детей раннего возраста. Работая в этом направлении, мы в своей группе выбрали следующие приоритеты: 1. окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они часть великого русского народа. 2. Широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, пословицы, поговорки и т. д.) В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, потешками, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В них метко оцениваются различные жизненные позиции, восхваляются положительные качества людей, высмеиваются недостатки. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Но это еще не все, что составляет содержание нашей работы по духовно-нравственному воспитанию малышей. Что же еще всё-таки нужно для становления нравственного поведения, которое в раннем возрасте начинает только формироваться? Для этого необходимо выполнять нижеуказанные педагогические правила, общие для всего периода раннего детства : 1. Должно быть обеспечено единство оздоровительной и воспитательной работы. Это выполнение всех гигиенических, оздоровительных и воспитательных мероприятий, которые должны быть объеденены в единую систему. 2. Обеспечение единого подхода к детям со стороны лиц, имеющих отношение к их воспитанию. Единство и постоянство одних и тех же требований к ребёнку, прежде всего, является основным условием для формирования у него навыка, привычки. Для этого мы устанавливаем и постоянно поддерживаем контакт с родителями: знакомим их с работой детского сада, режимными моментами, приёмами воспитания. 3. Детям должно быть обеспечено частое и преимущественно индивидуальное общение со взрослыми. 4. Особенно большое значение в развитии и поведении детей раннего возраста имеют положительные эмоции - удовольствие, радость, любовь и симпатия к людям, заинтересованность. Основной способ направить поведение ребёнка, заставить его что-либо сделать - это вызвать эмоционально-положительное отношение к данному действию. Обращение должно быть ровным, спокойным и преимущественно ласковым, эмоциональным. 5. Для того чтобы обеспечит активное, бодрое состояние детей очень важно, чтобы занятия соответствовали уровню их развития, пособия были более разнообразные и с постепенно усложняющейся деятельностью. 6. Необходимо уже рано приучать детей спокойно выполнять требования взрослых, т. е. прежде чем требовать от него выполнения какоголибо правила, нужно знать, может ли он это сделать, а если ему трудно, воспитатель должен оказать ребёнку помощь, но данное ею поручение должно быть выполнено. Обязательно нужно похвалить ребёнка, сказать, какой он молодец! 7. При воспитании детей раннего возраста следует придерживаться правила - не делать за ребёнка то, что он сам, хотя и с некоторым усилием, может сделать. 8. Поведение взрослых должно быть образцом для подражания детей. Чем старше ребёнок становится, тем легче и быстрее воспроизводит он всё, что видит и слышит. Путём подражания ребё нок учится многому: кормить, укладывать куклу спать, собирать пирамидку, одеваться, говорить и т. д. Однако одного подражания недостаточно, нужно ещё объяснить ему почему? зачем? как? 9. Перед всяким действием ребёнка очень важно создать определённую положительную настроенность, желание, как бы "установку" на выполнение данного действия, что обеспечивает наилучшие условия для его выполнения. 10. Чаще организовывать консультации, беседы с родителями. В работе с родителями мы можем следующее: помочь семье осознать цели и задачи нравственного воспитания детей, используя для этого игру; осознать роль игры в развитии поведения, положительных взаимоотношений со взрослыми; помочь овладеть методами детской игры. Стремиться разносторонне рассматривать проблему нравственного воспитания в игре. Ведь игра - главное в жизни ребёнка. В игре каждый участник и актёр, и режиссёр и контролёр. Где совместная детская деятельность, там и игра, а в игре возникают первые формы, зачатки бескорыстного морального поведения, поведения, основанного на нравственной самооценке.