Анна Савчук
Работа детей средней группы в паре: развивающие методики согласно ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Реализация ФГОС ДО предусматривает осмысление и выбор педагогами конкретных методик образовательной деятельности в ДОО для эффективного решения сформулированных в нем задач.
Смысл методики работы детей в паре состоит в том, что задание получает не каждый ребёнок группы в отдельности, а пара воспитанников, которая должна его выполнить совместно. Развивающие возможности этой методики при определённых условиях состоят в развитии у детей саморегуляции и умении взаимодействовать в паре. Центральным компонентом развития умения взаимодействовать в паре является умение договариваться. Отметим, что среди целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в ФГОС ДО обозначено, что ребёнок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми способен договариваться, учитывать интересы и чувства других». Напомню, что суть методики состоит в движении от простого получения позитивного опыта работы в паре под руководством взрослого к готовности к самостоятельному договору детей подготовительной группы о том, кто, что и каким образом будет делать. Первый этап начинается со средним возрастом – дети 4-5лет направлен на то, чтобы воспитанники получили позитивный опыт работы в паре и группе сверстников под руководством взрослого.
Публикация «Работа детей средней группы в паре: развивающие методики согласно ФГОС до» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Средняя группа
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Развитие саморегуляции - важнейшее новообразование психики ребёнка на этапе завершения дошкольного детства. Стандарт указывает на необходимость развития способности ребёнка к волевым усилиям, саморегуляции, целенаправленности, ответственности, самостоятельности. Организованная определённым образом работа в паре создаёт уникальные возможности для стимулирования развития саморегуляции, произвольности поведения детей в её важнейшем проявлении – самоконтроле.
Что является теоретическим обоснованием этой возможности и каким образом должна быть организованна работа в паре, чтобы стимулировать развитие самоконтроля ребёнка? Во-первых, это культурно историческая концепция Л. С. Выготского, которая раскрывает понимание развития высших психических функций человека: «Всякая функция в культурном развитии ребёнка выходит на сцену дважды, в двух планах, сперва в социальном, потом- психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребёнка, как категория интрапсихическая».
В этом движении по мнению Л. С. Выготского, ведущее значение имеет речь, как знаковая система. Слово взрослого, обращенное к ребёнку, объясняет и побуждает действовать определённым способом, позволяет ему осознать своё поведение, сделать его произвольным.
Итак, соединение речи взрослого и предоставления ребёнку опыта того, «как нужно действовать», например, в игровой роли, создаёт условия для развития у него произвольности, саморегуляции поведения. Если эти положения отнести к работе детей в паре, то её можно организовать по системе двух ролей «действующий – проверяющий» :
•Задание получает пара детей;
•«действующий» выполняет задание;
•«проверяющий» проверяет, находит ошибки (если они есть, обсуждает их с «действующим»;
•«действующий» исправляет ошибки;
«проверяющий» сообщает о выполнении задания.
При выполнении следующего задания дети меняются ролями.
При такой организации работы в паре ребенку, находящемуся в игровой роли «проверяющего», предоставляется вначале в речи взрослого сам «образ действия» (что ему нужно сделать). Далее он делает это, получая опыт развёрнутой и внешне выраженной и распределённой (с другим ребёнком как объектом контроля) деятельности контроля. Этот опыт работы «образа действия» выступит ориентиром того, что ему нужно будет делать, чтобы проверить себя, т. е. послужит основой самоконтроля.
В возрасте 5 лет дошкольники начинают осознавать, соответствует их поведение правилу или нет.
Ещё одна развивающая возможность методики работы детей в паре состоит в том, что она является гармоничным средством «объединения обучения и воспитания в образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».
Взаимодействуя в паре, ребёнок не только обучается, накапливает представления об окружающем мире, но получает важный социальный опыт, осваивает социальные ценности и нормы, у него развиваются социальные чувства и навыки поведения.
Как работает методика :
1. мотивирование на работу в паре;
2. подробная инструкция «проверяющему», которую также слышит «действующий»;
3. оказание помощи детям в процессе;
4.cмена ролей в паре для выполнения нового задания, работа в котором осуществляется аналогично;
5. анализ педагогом индивидуальных особенностей детей, уровня сформированности у них контроля и самоконтроля;
6. завершение занятия заданием для пар детей, направленным на проявление креативности и творчества.
Таким образом, методика работы в паре является необходимым и гармоничным средством реализации задач ФГОС ДО и должна занимать соответствующее место в методическом обеспечении образовательной деятельности в ДОО.