Папки-передвижки

Проект «Путешествие в супермаркет»

Харламова Лариса
Проект «Путешествие в супермаркет»
▼ Скачать + Заказать документы

1-этап – Целеполагание

Если хочешь быть богатым,

нужно быть финансово грамотным.

Роберт Кийосаки.

Дошкольное детство - самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Именно с дошкольного возраста необходимо внедрять современные технологии образовательного процесса, которые открывают хорошие возможности для успешного развития дошкольников.

Публикация «Проект „Путешествие в супермаркет“» размещена в разделах

В последние 10 лет в Российской Федерации все большее внимание уделяется вопросам повышения финансовой грамотности как важнейшего фактора экономического развития страны Утвержден документ: «Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы»(Распоряжение Правительства РФ от 25.09.2017№2039-р).«Целью стратегии является создание основ для формирования финансово грамотного поведения населения как необходимое условие повышения уровня и качества жизни граждан, в том числе за счет использования финансовых продуктов и услуг надлежащего качества. Реализация настоящей Стратегии позволит потребителям финансовых услуг получить необходимые знания, повысить доверие к финансовой системе, снизить свои риски и улучшить уровень благосостояния. Формировать компетенции в сфере финансовой грамотности необходимо разрабатывать и внедрять образовательные программы повышения финансовой грамотности с дошкольного возраста».

Учитывая проникновение экономики во все сферы жизнедеятельности людей, очень актуально дать детям элементарное экономическое образование, для финансового благополучия дошкольников, когда они станут взрослыми. Ведь с самого раннего детства дети, вместе с родителями, заходят в банки, в магазины, видят акции, по которым один товар можно приобрести за меньшую стоимость, знают, что такое пластиковые карты, участвуют в купле – продаже товара, овладевая таким образом первичными экономическими знаниями.

Как мы, взрослые, можем помочь дошкольникам получить полезные сведения о науке экономике, развить их экономическое мышление, речь, воображение? Конечно, в процессе игры, ведь в дошкольном возрасте она является ведущей деятельностью и имеет огромное значение для воспитания и развития личности. Особое место в деятельности дошкольников занимают сюжетно - ролевые игры, в них дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.

Используя сюжетно - ролевые игры, для обучения детей азам экономики, мы в доступной форме позволяем им сформировать первичные представления, закреплять, обобщать и систематизировать их.

Область экономической действительности - одна из жизненно важных, поэтому необходимо подготовить детей к жизни в социуме, научить их ориентироваться в происходящих экономических явлениях. Ведь человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети достойны того, чтобы стать успешными, активными и финансово - образованными во взрослой самостоятельной жизни.

Цель проекта : формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством обогащения знаний о деятельности сотрудников супермаркета

Задачи:

1. Определить уровень финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

2. Разработать план мероприятий по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность по теме «Путешествие в супермаркет»;

3. Провести работу по развитию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством реализации мероприятий проекта «Путешествие в супермаркет»;

4. Создать партнерские взаимоотношения между участниками проекта;

5. Определить эффективность проделанной работы.

Участники: дети, родители, воспитатели группы

Вид проекта : познавательно - игровой

Продолжительность проекта : средней продолжительности.

Предполагаемый результат:

- у детей сформировываются элементы финансовой грамотности: знание о деньгах, взаимоотношения участников купли-продажи, понятия «потребности», стоимость труда и др;

-дети получат знания о профессиях в супермаркете;

- у детей будет развиваться умение самостоятельно разворачивать сюжетно-ролевую игру в группе;

-игра супермаркет поможет детям выступать в роли партнёров на протяжении игры, развивать коммуникативные навыки;

- игра воспитывает уважение к работникам магазинов и супермаркетов.

Второй этап - подготовительный

Задачи:

1. Выявить уровень сформированности основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста;

2. Создать условия для реализации проекта : РППС, разработка плана реализации.

3. Мотивировать детей и родителей на участие в проекте.

Для определения уровня сформированности финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста и об отношении детей и родителей, к формированию финансовой грамотности проводился мониторинг: диагностика детей и анкетирование родителей (Приложение 1)

На подготовительном этапе была проведена диагностика, в которой приняли участие 15 детей. В результате проведенной диагностики было выявлено следующее:

- у 10 детей низкий уровень, дети не могут объяснить смысла экономических понятий, не проявляют интереса к потребностям своей семьи, труду родителей, окружающим явлениям современного общества, не употребляют в речи экономические слова; не склонны к бережному отношению к личной и общественной собственности; при выполнении работы не проявляют какой-либо заинтересованности в ее результате; безответственны, безынициативны, не проявляют упорства в достижении цели.

Результаты анкетирования родителей (приняло участие 15 человек) показали следующее:

8 родителей считает, что нужно рассказывать детям о деньгах, но 7 человек не согласны знакомить с экономикой, в то же время положительно отнеслись к желанию у ребенка иметь копилку.

Проведенное анкетирование показало, что большинство родителей считают рано внедрять в педагогический процесс экономическое воспитание, высказали мнение, что данная тема сложная и не интересная для детей.

Для мотивации родителей использовались не только групповые беседы. Было проведено собрание, на котором родителей ознакомили с результатами мониторинга. Собрание проводилось в нетрадиционной форме. Родителям была продемонстрирована презентация, в содержание которой включили интервью с детьми, которая показала их желание узнать об основах экономической грамотности, через сюжетно-ролевую игру. А также воспитатели добавили, что формирование основ финансовой грамотности дошкольников находится в тесной взаимосвязи с игровой деятельностью. Дети играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Различные виды игр включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у дошкольников основ культуры финансов.

На собрании родители предложили пополнить предметно-развивающую среду атрибутами для сюжетно-ролевой игры «Супермаркет».

Для решения поставленных задач разработали план мероприятий по реализации проекта.

На этом же этапе проводилась работа по организации РППС: в группе был создан и оформлен супермаркет «Пятерочка», изготовили банкомат «Совкомбанк», кассовый аппарат, весы, деньги, чеки, банковские карты, бейджики для работников, сшили униформу для продавца, различные атрибуты для сюжетно-ролевой игры.

Этап 3 – Основной

На основном этапе были поставлены задачи:

1. Провести работу по развитию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством реализации мероприятий проекта «Путешествие в супермаркет»;

2. Создать партнерские взаимоотношения между участниками проекта.

Основной этап работы был условно разделен на несколько смысловых блоков:

1 блок - путешествия по профессиям супермаркета значимость труда работников, стоимость продукции, взаимоотношения продавец-покупатель

2 блок - деньги

3 блок - потребности

4 блок - игровой (реализация сюжетной линии, формирование знаний об профессиональных взаимоотношениях, финансовые понятия)

1 блок «Профессии супермаркета»

кассиры

продавцы-консультанты

фасовщики

грузчики

Содержанием этого блока стала работа по обогащению знаний детей с различными профессиями, связанными с торговлей и работой супермаркета. Для более детального ознакомления с профессиональной деятельностью работников супермаркета было предложено детям совместно с родителями сходить в супермаркет и понаблюдать за деятельностью работников. В группе на утреннем сборе дети делились впечатлениями и наблюдениями, которые получили в супермаркете. Затем вместе с детьми рассматривали альбомы и иллюстрации с изображением сотрудников супермаркета : продавцов – консультантов, кассиров, директора, фасовщиков, грузчиков и др. ; просмотрели фрагмент м/ф «Уроки тётушки Совы» (6 серия). Поговорив о профессиях, дети, полученные знания и впечатления отражали в игре.

2 блок - деньги

Следующим шагом в работе было более детальное ознакомление детей с понятиями: деньги (купюра, монета).

-Провели беседу «Что такое деньги и откуда они берутся»;

-Просмотрели презентацию «История возникновения денег», в которой познакомили с историей возникновения денег, их изменением со временем, современным видом денег, электронными деньгами;

-Чтение и обсуждение армянской народной сказки «Золотая монета»; Цель: познакомить детей с основами экономического воспитания через знакомство со сказкой и ее героями;

- Просмотр мультфильма «Уроки тетушки совы», познакомить детей с основами экономического воспитания через знакомство с мультфильмом;

- Мультфильм «Фиксики», «Как делают деньги» — в эпизоде рассказано про тонкости изготовления банкнот. Например, какую бумагу для этого используют и почему;

- Обсуждение пословиц: Копейка к копейке – проживет семейка, не имей сто рублей, а имей сто друзей, Деньги счет любят, Бережливость не скупость, Считай деньги в своем кармане. Кто долго спит, то денег не скопит.

Играли в дидактические игры:

- «Размен», в которой дети учатся считать деньги;

- «Назови монету» : закрепить знание детей о достоинствах монет; развивать речь;

- «Все ли можно купить за деньги»;

- «Для чего нужны нам деньги»;

- «Купюры разных стран»;

- Разрезные картинки;

3 блок - потребности

Работа в следующем блоке направлена на ознакомление детей с понятием-потребности.

- Беседа «Что такое потребности», в которой сформировывается у детей представление о материальных и духовных потребностях человека; уточнить значение слов «потребности» и «желания», установить различия в значении этих слов.

- Чтение и обсуждение сказок о потребностях и возможностях: «Жадная старуха», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», ознакомление дошкольников с понятиями неограниченности потребностей человека, сравнение с возможностями их удовлетворения.

Играли в дидактические игры:

- «Я хочу», в которой нужно группировать потребности в соответствии со своими желаниями; раскрыть разнообразие потребностей каждого человека;

- «д/и «Мои потребности» : формировать представление с экономической точки зрения о происхождении окружающих нас предметов, товаров; о товарах первой необходимости, о потребностях и возможностях человека;

4 блок Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»

Работа в четвертом блоке направлена на формирования финансовой грамотности посредством развития сюжетно-ролевой игры «Супермаркет», развития сюжетной линии и ролевых взаимодействий, а также сюжетосложения. Особое внимание уделялось закреплению финансовых понятий: деньги, стоимость, бюджет, продукт, покупки и др. Все полученные знания, игровые умения, ролевые взаимодействия дети могли реализовать в развитии сюжетных линий: семья, работа супермаркета, работа в кафе, в парикмахерской. При руководстве детской игровой деятельности, уделялось внимание в развитии у детей умений выполнять действия в соответствие с принятой на себя ролью и вести ролевые диалоги, в которых ребята использовали финансовые понятия; стоимость продукта, понятия дешевле-дороже, стоимость покупки и другое.

В процессе игровой деятельности ребята осваивали торговые отношения и закрепляли операционные действия сотрудников супермаркета.

4 этап.

Презентация проекта проходила в форме досуга, где дети выполняли различные финансовые задания, проводили презентацию отделов супермаркета и профессии торговых работников. Так же продуктом проекта стал лэпбук, содержанием которого стали:

«Что такое деньги и зачем они нужны», содержанием которого стали:

- Кто выпускает деньги в России;

- Что такое кредит;

- Что такое вклад;

- История возникновения денег;

- Первые монеты на Руси;

- Откуда берутся деньги.

«Коллекция денежных знаков» :

- Коллекция банкнот;

- Коллекция монет;

- Как определить подлинность монет;

- Пословицы и поговорки.

5 этап - заключительный.

На этом этапе проводился итоговый мониторинг.

Задачи: определить эффективность проделанной работы;

сделать вывод.

Для определения эффективности проведённой работы была проведена контрольная диагностика, которая показала, что 5 детей находится на высоком уровне, 10 детей находятся на среднем уровне, на низком уровне детей не выявлено.

- Дети с высоким уровнем могут объяснить элементарный смысл экономических понятий, проявляют ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, имеют представление о работе родителей, употребляют в игре слова и словосочетания характерные работникам торговли и др. финансовым организациям; находятся в позиции активных участников событий, способны отразить полученные знания в играх; готовы к общению с взрослыми и сверстниками, задают множество вопросов и самостоятельно пытаются найти ответы на них; своевременно выполняют поручения, способны контролировать свои действия, оценивать результаты деятельности; стремятся и умеют проявлять инициативу, энергично выполняют поручения, доводят начатое дело до конца.

- Дети со средним уровнем имеют представление об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их; у них наблюдается неустойчивый интерес к потребностям своей семьи, труду родителей; имеющиеся у них знания нечеткие, поверхностные; имеют достаточно представлений об окружающем мире, но не умеют использовать имеющиеся знания; под руководством взрослого умеют организовывать свою деятельность, своевременно выполняют поручения; добросовестно относятся к материальным ценностям, но большую заботу проявляют лишь к вещам личного пользования; порученную работу выполняют вовремя и добросовестно только под руководством взрослого; не всегда активны, но способны проявлять упорство в достижении цели.

Поэтапное и целенаправленное информирование родителей позволило повысить уровень знаний взрослых об использовании экономических представлений в условиях детского сада, и привлекло внимание к реализации проекта и совместной деятельности по нему.

Проведенное контрольное анкетирование показало, что большинство родителей изменили мнение и считают, что нужно рассказывать детям о деньгах, потребностях, знакомить с экономикой.

Вывод.

По итогам контрольной диагностики, можно сделать вывод о том, что работа по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством обогащения знаний о деятельности сотрудников супермаркета оказалось эффективной. В ходе нашей работы дети получили знания о профессиях в супермаркете. У детей сформировались элементы финансовой грамотности: знание о деньгах, взаимоотношения участников купли-продажи, понятия «потребности».

В ходе нашей работы дети стали проявлять больший интерес к сюжетно-ролевым играм, улучшились коммуникативные навыки, повысилась дисциплина, организованность детей, расширились сведения об окружающем, обогатился и активизировался словарь детей, повысился интерес к трудовой и познавательной деятельности, улучшились взаимоотношения между детьми в группе.

Таким образом, проектная деятельность с использованием сюжетно-ролевых игр явилась одним из средств формирования основ финансовой грамотности детей седьмого года жизни.

Работа по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством обогащения знаний о деятельности сотрудников супермаркета будет продолжена и далее.

Список литературы:

- Епанешникова Т. П. «Дошкольник в мире экономики» -СПб: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

- Краснощекова Н. В. «Сюжетно - ролевые игры для детей дошкольного возраста»-Изд. 8-е. -Ростов н / Д: Феникс, 2014г.

- Алоева А. Дети и деньги / А. Алоева. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. – С. 260-266.

- Блискавка Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей / Е. Блискавка. – М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 80 с.

- УльеваЕ. Откуда ерутся деньги? : Энциклопедия для малышей в сказках. Ростов н/ Д: Феникс, 2018. -45 с.

-Белокашина С. В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с. 8.

- Жуйкова Т. П., Кокухина А. А. Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 821-823.

- Шатова, А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М. : Педагогическое общество России, 2005.

- Шатова, А. Д. Нужно ли, и зачем дошкольнику экономическое воспитание/ А. Д. Шатова// Дошкольное воспитание. -1989.-№7.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Супермаркет»Фотоотчет «Супермаркет» Все дети любят играть в «магазин». Среди ребят сюжетно-ролевая игра «Супермаркет» - одна из любимых. Детям нравится брать на себя роль.

Фотоотчёт о весенних утренниках в подготовительных группах «Мэри Поппинс и волшебный супермаркет»Фотоотчёт о весенних утренниках в подготовительных группах «Мэри Поппинс и волшебный супермаркет» Фотоотчёт о весенних утренниках в подготовительных группах «Мэри Поппинс и волшебный супермаркет» Я завершаю свой цикл фотоотчётов о проходивших.

Конспект занятия по ФЭМП с элементами финансовой грамотности в старшей группе «Поход в супермаркет»Конспект занятия по ФЭМП с элементами финансовой грамотности в старшей группе «Поход в супермаркет» Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений с элементами финансовой грамотности в старшей группе Тема: «Поход.

Мастер-класс по изготовлению атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Супермаркет»Мастер-класс по изготовлению атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Супермаркет» Мастер класс по изготовлению атрибутов для сюжетно – ролевой игры «Супермаркет»Уважаемые коллеги сегодня я покажу вам свои идеи по изготовлению.

Сценарий праздника посвященный Международному женскому Дню для детей старшего дошкольного возраста «Супермаркет для мам»Сценарий праздника посвященный Международному женскому Дню для детей старшего дошкольного возраста «Супермаркет для мам» Сценарий праздника посвященный Международному женскому дню для детей старшего дошкольного возраста «Супермаркет для мам»Ход праздника: 1.

Сценарий празднования 8 марта в подготовительной группе «Мэри Поппинс и волшебный супермаркет»Сценарий празднования 8 марта в подготовительной группе «Мэри Поппинс и волшебный супермаркет» Сценарий празднования 8 марта в подготовительной группе «Мэри Поппинс и волшебный супермаркет» В зал под песню «Нынче праздник бабушек.

Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет «Пятёрочка» в подготовительной группеСюжетно-ролевая игра «Супермаркет «Пятёрочка» в подготовительной группе В рамках регионального проекта «Подмосковный PRE-SCHOOL» в МБОУ «Лицей г. Рошаль» в ходе инновационной деятельности и реализации проекта.

Сюжетно-ролевые игры «Кафе» и «Супермаркет» при обучении финансовой грамотности детей подготовительной группыСюжетно-ролевые игры «Кафе» и «Супермаркет» при обучении финансовой грамотности детей подготовительной группы Сюжетно-ролевые игры "Кафе" и "Супермаркет" при обучении детей подготовительной группы по финансовой грамотности. Детский сад — второй.

Фотоотчет «Увлекательная экскурсия в супермаркет с воспитанниками детского дома»Фотоотчет «Увлекательная экскурсия в супермаркет с воспитанниками детского дома» Воспитанники детского дома «Родник» в рамках реализации проекта «Юный финансист» посетили супермаркет «Гуливер». Вспомнили с детьми правила.

Вязаные продукты питания для сюжетно-ролевой игры «Супермаркет»Вязаные продукты питания для сюжетно-ролевой игры «Супермаркет» Одна из любимых сюжетно-ролевых игр воспитанников в учреждении дошкольного образования - "Супермаркет". Ведь дети как взрослые выбирают.

Автор публикации:
Проект «Путешествие в супермаркет»
Опубликовано: 21 марта 2023 в 11:28
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Путешествие в супермаркет»» (включая файлы) размещена пользователем Харламова Лариса в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД