Харламова Лариса
Проект «Путешествие в супермаркет»
1-этап – Целеполагание
Если хочешь быть богатым,
нужно быть финансово грамотным.
Роберт Кийосаки.
Дошкольное детство - самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Именно с дошкольного возраста необходимо внедрять современные технологии образовательного процесса, которые открывают хорошие возможности для успешного развития дошкольников.
Публикация «Проект „Путешествие в супермаркет“» размещена в разделах
В последние 10 лет в Российской Федерации все большее внимание уделяется вопросам повышения финансовой грамотности как важнейшего фактора экономического развития страны Утвержден документ: «Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы»(Распоряжение Правительства РФ от 25.09.2017№2039-р).«Целью стратегии является создание основ для формирования финансово грамотного поведения населения как необходимое условие повышения уровня и качества жизни граждан, в том числе за счет использования финансовых продуктов и услуг надлежащего качества. Реализация настоящей Стратегии позволит потребителям финансовых услуг получить необходимые знания, повысить доверие к финансовой системе, снизить свои риски и улучшить уровень благосостояния. Формировать компетенции в сфере финансовой грамотности необходимо разрабатывать и внедрять образовательные программы повышения финансовой грамотности с дошкольного возраста».
Учитывая проникновение экономики во все сферы жизнедеятельности людей, очень актуально дать детям элементарное экономическое образование, для финансового благополучия дошкольников, когда они станут взрослыми. Ведь с самого раннего детства дети, вместе с родителями, заходят в банки, в магазины, видят акции, по которым один товар можно приобрести за меньшую стоимость, знают, что такое пластиковые карты, участвуют в купле – продаже товара, овладевая таким образом первичными экономическими знаниями.
Как мы, взрослые, можем помочь дошкольникам получить полезные сведения о науке экономике, развить их экономическое мышление, речь, воображение? Конечно, в процессе игры, ведь в дошкольном возрасте она является ведущей деятельностью и имеет огромное значение для воспитания и развития личности. Особое место в деятельности дошкольников занимают сюжетно - ролевые игры, в них дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.
Используя сюжетно - ролевые игры, для обучения детей азам экономики, мы в доступной форме позволяем им сформировать первичные представления, закреплять, обобщать и систематизировать их.
Область экономической действительности - одна из жизненно важных, поэтому необходимо подготовить детей к жизни в социуме, научить их ориентироваться в происходящих экономических явлениях. Ведь человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети достойны того, чтобы стать успешными, активными и финансово - образованными во взрослой самостоятельной жизни.
Цель проекта : формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством обогащения знаний о деятельности сотрудников супермаркета
Задачи:
1. Определить уровень финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
2. Разработать план мероприятий по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность по теме «Путешествие в супермаркет»;
3. Провести работу по развитию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством реализации мероприятий проекта «Путешествие в супермаркет»;
4. Создать партнерские взаимоотношения между участниками проекта;
5. Определить эффективность проделанной работы.
Участники: дети, родители, воспитатели группы
Вид проекта : познавательно - игровой
Продолжительность проекта : средней продолжительности.
Предполагаемый результат:
- у детей сформировываются элементы финансовой грамотности: знание о деньгах, взаимоотношения участников купли-продажи, понятия «потребности», стоимость труда и др;
-дети получат знания о профессиях в супермаркете;
- у детей будет развиваться умение самостоятельно разворачивать сюжетно-ролевую игру в группе;
-игра супермаркет поможет детям выступать в роли партнёров на протяжении игры, развивать коммуникативные навыки;
- игра воспитывает уважение к работникам магазинов и супермаркетов.
Второй этап - подготовительный
Задачи:
1. Выявить уровень сформированности основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста;
2. Создать условия для реализации проекта : РППС, разработка плана реализации.
3. Мотивировать детей и родителей на участие в проекте.
Для определения уровня сформированности финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста и об отношении детей и родителей, к формированию финансовой грамотности проводился мониторинг: диагностика детей и анкетирование родителей (Приложение 1)
На подготовительном этапе была проведена диагностика, в которой приняли участие 15 детей. В результате проведенной диагностики было выявлено следующее:
- у 10 детей низкий уровень, дети не могут объяснить смысла экономических понятий, не проявляют интереса к потребностям своей семьи, труду родителей, окружающим явлениям современного общества, не употребляют в речи экономические слова; не склонны к бережному отношению к личной и общественной собственности; при выполнении работы не проявляют какой-либо заинтересованности в ее результате; безответственны, безынициативны, не проявляют упорства в достижении цели.
Результаты анкетирования родителей (приняло участие 15 человек) показали следующее:
8 родителей считает, что нужно рассказывать детям о деньгах, но 7 человек не согласны знакомить с экономикой, в то же время положительно отнеслись к желанию у ребенка иметь копилку.
Проведенное анкетирование показало, что большинство родителей считают рано внедрять в педагогический процесс экономическое воспитание, высказали мнение, что данная тема сложная и не интересная для детей.
Для мотивации родителей использовались не только групповые беседы. Было проведено собрание, на котором родителей ознакомили с результатами мониторинга. Собрание проводилось в нетрадиционной форме. Родителям была продемонстрирована презентация, в содержание которой включили интервью с детьми, которая показала их желание узнать об основах экономической грамотности, через сюжетно-ролевую игру. А также воспитатели добавили, что формирование основ финансовой грамотности дошкольников находится в тесной взаимосвязи с игровой деятельностью. Дети играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Различные виды игр включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у дошкольников основ культуры финансов.
На собрании родители предложили пополнить предметно-развивающую среду атрибутами для сюжетно-ролевой игры «Супермаркет».
Для решения поставленных задач разработали план мероприятий по реализации проекта.
На этом же этапе проводилась работа по организации РППС: в группе был создан и оформлен супермаркет «Пятерочка», изготовили банкомат «Совкомбанк», кассовый аппарат, весы, деньги, чеки, банковские карты, бейджики для работников, сшили униформу для продавца, различные атрибуты для сюжетно-ролевой игры.
Этап 3 – Основной
На основном этапе были поставлены задачи:
1. Провести работу по развитию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством реализации мероприятий проекта «Путешествие в супермаркет»;
2. Создать партнерские взаимоотношения между участниками проекта.
Основной этап работы был условно разделен на несколько смысловых блоков:
1 блок - путешествия по профессиям супермаркета значимость труда работников, стоимость продукции, взаимоотношения продавец-покупатель
2 блок - деньги
3 блок - потребности
4 блок - игровой (реализация сюжетной линии, формирование знаний об профессиональных взаимоотношениях, финансовые понятия)
1 блок «Профессии супермаркета»
кассиры
продавцы-консультанты
фасовщики
грузчики
Содержанием этого блока стала работа по обогащению знаний детей с различными профессиями, связанными с торговлей и работой супермаркета. Для более детального ознакомления с профессиональной деятельностью работников супермаркета было предложено детям совместно с родителями сходить в супермаркет и понаблюдать за деятельностью работников. В группе на утреннем сборе дети делились впечатлениями и наблюдениями, которые получили в супермаркете. Затем вместе с детьми рассматривали альбомы и иллюстрации с изображением сотрудников супермаркета : продавцов – консультантов, кассиров, директора, фасовщиков, грузчиков и др. ; просмотрели фрагмент м/ф «Уроки тётушки Совы» (6 серия). Поговорив о профессиях, дети, полученные знания и впечатления отражали в игре.
2 блок - деньги
Следующим шагом в работе было более детальное ознакомление детей с понятиями: деньги (купюра, монета).
-Провели беседу «Что такое деньги и откуда они берутся»;
-Просмотрели презентацию «История возникновения денег», в которой познакомили с историей возникновения денег, их изменением со временем, современным видом денег, электронными деньгами;
-Чтение и обсуждение армянской народной сказки «Золотая монета»; Цель: познакомить детей с основами экономического воспитания через знакомство со сказкой и ее героями;
- Просмотр мультфильма «Уроки тетушки совы», познакомить детей с основами экономического воспитания через знакомство с мультфильмом;
- Мультфильм «Фиксики», «Как делают деньги» — в эпизоде рассказано про тонкости изготовления банкнот. Например, какую бумагу для этого используют и почему;
- Обсуждение пословиц: Копейка к копейке – проживет семейка, не имей сто рублей, а имей сто друзей, Деньги счет любят, Бережливость не скупость, Считай деньги в своем кармане. Кто долго спит, то денег не скопит.
Играли в дидактические игры:
- «Размен», в которой дети учатся считать деньги;
- «Назови монету» : закрепить знание детей о достоинствах монет; развивать речь;
- «Все ли можно купить за деньги»;
- «Для чего нужны нам деньги»;
- «Купюры разных стран»;
- Разрезные картинки;
3 блок - потребности
Работа в следующем блоке направлена на ознакомление детей с понятием-потребности.
- Беседа «Что такое потребности», в которой сформировывается у детей представление о материальных и духовных потребностях человека; уточнить значение слов «потребности» и «желания», установить различия в значении этих слов.
- Чтение и обсуждение сказок о потребностях и возможностях: «Жадная старуха», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», ознакомление дошкольников с понятиями неограниченности потребностей человека, сравнение с возможностями их удовлетворения.
Играли в дидактические игры:
- «Я хочу», в которой нужно группировать потребности в соответствии со своими желаниями; раскрыть разнообразие потребностей каждого человека;
- «д/и «Мои потребности» : формировать представление с экономической точки зрения о происхождении окружающих нас предметов, товаров; о товарах первой необходимости, о потребностях и возможностях человека;
4 блок Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»
Работа в четвертом блоке направлена на формирования финансовой грамотности посредством развития сюжетно-ролевой игры «Супермаркет», развития сюжетной линии и ролевых взаимодействий, а также сюжетосложения. Особое внимание уделялось закреплению финансовых понятий: деньги, стоимость, бюджет, продукт, покупки и др. Все полученные знания, игровые умения, ролевые взаимодействия дети могли реализовать в развитии сюжетных линий: семья, работа супермаркета, работа в кафе, в парикмахерской. При руководстве детской игровой деятельности, уделялось внимание в развитии у детей умений выполнять действия в соответствие с принятой на себя ролью и вести ролевые диалоги, в которых ребята использовали финансовые понятия; стоимость продукта, понятия дешевле-дороже, стоимость покупки и другое.
В процессе игровой деятельности ребята осваивали торговые отношения и закрепляли операционные действия сотрудников супермаркета.
4 этап.
Презентация проекта проходила в форме досуга, где дети выполняли различные финансовые задания, проводили презентацию отделов супермаркета и профессии торговых работников. Так же продуктом проекта стал лэпбук, содержанием которого стали:
«Что такое деньги и зачем они нужны», содержанием которого стали:
- Кто выпускает деньги в России;
- Что такое кредит;
- Что такое вклад;
- История возникновения денег;
- Первые монеты на Руси;
- Откуда берутся деньги.
«Коллекция денежных знаков» :
- Коллекция банкнот;
- Коллекция монет;
- Как определить подлинность монет;
- Пословицы и поговорки.
5 этап - заключительный.
На этом этапе проводился итоговый мониторинг.
Задачи: определить эффективность проделанной работы;
сделать вывод.
Для определения эффективности проведённой работы была проведена контрольная диагностика, которая показала, что 5 детей находится на высоком уровне, 10 детей находятся на среднем уровне, на низком уровне детей не выявлено.
- Дети с высоким уровнем могут объяснить элементарный смысл экономических понятий, проявляют ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, имеют представление о работе родителей, употребляют в игре слова и словосочетания характерные работникам торговли и др. финансовым организациям; находятся в позиции активных участников событий, способны отразить полученные знания в играх; готовы к общению с взрослыми и сверстниками, задают множество вопросов и самостоятельно пытаются найти ответы на них; своевременно выполняют поручения, способны контролировать свои действия, оценивать результаты деятельности; стремятся и умеют проявлять инициативу, энергично выполняют поручения, доводят начатое дело до конца.
- Дети со средним уровнем имеют представление об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их; у них наблюдается неустойчивый интерес к потребностям своей семьи, труду родителей; имеющиеся у них знания нечеткие, поверхностные; имеют достаточно представлений об окружающем мире, но не умеют использовать имеющиеся знания; под руководством взрослого умеют организовывать свою деятельность, своевременно выполняют поручения; добросовестно относятся к материальным ценностям, но большую заботу проявляют лишь к вещам личного пользования; порученную работу выполняют вовремя и добросовестно только под руководством взрослого; не всегда активны, но способны проявлять упорство в достижении цели.
Поэтапное и целенаправленное информирование родителей позволило повысить уровень знаний взрослых об использовании экономических представлений в условиях детского сада, и привлекло внимание к реализации проекта и совместной деятельности по нему.
Проведенное контрольное анкетирование показало, что большинство родителей изменили мнение и считают, что нужно рассказывать детям о деньгах, потребностях, знакомить с экономикой.
Вывод.
По итогам контрольной диагностики, можно сделать вывод о том, что работа по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством обогащения знаний о деятельности сотрудников супермаркета оказалось эффективной. В ходе нашей работы дети получили знания о профессиях в супермаркете. У детей сформировались элементы финансовой грамотности: знание о деньгах, взаимоотношения участников купли-продажи, понятия «потребности».
В ходе нашей работы дети стали проявлять больший интерес к сюжетно-ролевым играм, улучшились коммуникативные навыки, повысилась дисциплина, организованность детей, расширились сведения об окружающем, обогатился и активизировался словарь детей, повысился интерес к трудовой и познавательной деятельности, улучшились взаимоотношения между детьми в группе.
Таким образом, проектная деятельность с использованием сюжетно-ролевых игр явилась одним из средств формирования основ финансовой грамотности детей седьмого года жизни.
Работа по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством обогащения знаний о деятельности сотрудников супермаркета будет продолжена и далее.
Список литературы:
- Епанешникова Т. П. «Дошкольник в мире экономики» -СПб: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
- Краснощекова Н. В. «Сюжетно - ролевые игры для детей дошкольного возраста»-Изд. 8-е. -Ростов н / Д: Феникс, 2014г.
- Алоева А. Дети и деньги / А. Алоева. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. – С. 260-266.
- Блискавка Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей / Е. Блискавка. – М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 80 с.
- УльеваЕ. Откуда ерутся деньги? : Энциклопедия для малышей в сказках. Ростов н/ Д: Феникс, 2018. -45 с.
-Белокашина С. В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с. 8.
- Жуйкова Т. П., Кокухина А. А. Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 821-823.
- Шатова, А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М. : Педагогическое общество России, 2005.
- Шатова, А. Д. Нужно ли, и зачем дошкольнику экономическое воспитание/ А. Д. Шатова// Дошкольное воспитание. -1989.-№7.