Абросимова Елена
Конспект занятия «Путешествие в страну Музыка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создать условия для формирования музыкальной культуры.
Задачи:
-способствовать развитию музыкального слуха, эмоционального отклика на восприятие музыки;
-формировать интерес к музыке, обогащать музыкальные впечатления, культуру слушания;
- воспитывать чувство эмпатии, сопричастности к происходящему, доброжелательность, вежливость.
Форма: музыкально-познавательное развлечение
Публикация «Конспект занятия „Путешествие в страну Музыка“» размещена в разделах
Место проведения: актовый зал
Участники: 10 человек; возраст 7 -10 лет
Средства: мультимедиа, проектор, ноутбук, презентация,музыкальное сопровождение, музыкальные инструменты (шумовые)
Оформление: мольберт рисунки детей на тему «Я рисую музыку», шары,наглядное (цветы,ноты,бабочки)-украшение сцены
Предварительная работа: разучивание стихотворения, танца-ритмического" Веселые ладошки" ,песен, игры в детском (шумовом) оркестре, сказки-шумелки " Весна,пришла!"
.
Ход
I.Огр. момент. Сообщение темы.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Уважаемые гости!
Сегодня я хочу пригласить вас необычное путешествие в страну Музыки и провести по ее страничкам.
Прежде, чем отправиться в это увлекательное путешествие, мы посмотрим фильм «Я хочу увидеть музыку».
II.Основная часть.
Педагог:- А вы знаете, как появилась музыка? (ответы детей)
Мы открываем первую страничку звуки!
Страничка Звуков
Педагог: Итак, когда же возникла музыка? Этот вопрос давно волнует людей. Древние греки считали, что музыка дарована им богами.
Ученые же установили, что музыка появилась еще в первобытном обществе. У древних людей она была связана с их повседневной жизнью. Женщины напевали: баюкая детей, устраивая быт в своем жилище, мужчины – возвращались домой.
Какой точно была музыка первобытных людей, мы не знаем. Но в ней было много звукоподражаний: звуки окружающей природы, крики зверей и птиц. Удивителен мир звуков, окружающих нас. Их так много, и они такие разные: вот таинственно шуршат листья под ногами, журчит ручеек, моросит дождик. И каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться ее услышать.
А давайте, ребята вместе с вами покажем, необычную сказку «Весна - красна» (сказку - шумелка). Приглашаются дети группы (детям раздаются шумовые предметы)
КМ: читает сказку, а дети сопровождают звуковыми эффектами.
Пришла весна….звучит музыка
Зажурчали ручейки –металлофон.
Только солнышка всё нет, спит оно, не просыпается и не пригревает землю.
А тут ещё набежали тучки и закапал дождик - металлофон
Весна-красна подумала, а может ветерок разгонит тучки и поможет разбудить наше солнышко – шуршит пакет.
Нет, не выглядывает солнышко.
Решила Весна разбудить солнце с помощью птичек и зверюшек.
Стала их всех звать.
«Эй, птички-невелички слетайтесь скорее, да спойте позвончее Прилетели птички, стали петь свои песенки – свистулька.
Не слышит солнце, не выглядывает из-за тучек.
«Эй, зайчата, постучите, солнце наше разбудите»
Прискакали зайки-побегайки и давай барабанить – барабан
Прибежал ёжик, зафыркал - маракасы
Дятел, дятел помоги, своим клювом постучи – ложки
И лягушки все проснулись, к солнцу спинкой повернулись. «Солнышко, ты нас согрей», и начали весело петь свои песенки квакушки – кастаньеты
А солнышко всё спит. А давайте все вместе попробуем его разбудить. Играют все.
Услышало солнце и проснулось. Протянуло свои лучики и стало всем тепло и весело.
Педагог: Молодцы ребята. Вот какая у нас с вами получилась интересная сказка.
Искусство звука - это музыка. Своими особыми средствами музыкальные звуки передают впечатления от окружающего нас мира.
Так, где же живет музыка? (Ответы детей). А музыка живет среди людей, вместе с ними! Эти музыкальные звуки "сливаются" в красивую мелодию, которую сочиняет человек.
А как называют человека, который создает музыку? (Ответы детей)
Правильно, людей, которые создают музыку, называют композиторами.
Чтец (ребенок) читает стихотворение о композиторе.
Композитор музыку слышит
В шуме дождя и грома раскатах,
Ноты в тетрадь композитор запишет,
А музыканты исполнят сонату.
Композитор музыку слышит
В шелесте листьев, в плеске прибоя.
Ноты в тетрадь композитор запишет-
А человек, эту музыку услышит!
Педагог: Великие композиторы – это не просто словосочетание, это гордое название. Ведь композиторы огромным упорным трудом и талантом добились того, чтобы классическая музыка – и современная, осталась в сердцах людей не на месяцы, а на долгие годы и века. Именно классическая музыка, влияющая на настроение, выражающая чувства и заставляющая задуматься, пользуется популярностью.
Давайте, вспомним некоторых выдающихся композиторов.
Каких композиторов, классических, вы знаете?
Показ и рассказ о композиторах Слайд…
1. П. И Чайковский – русский композитор, пианист.
Способности юного композитора проявились в раннем возрасте. Уже с 5 лет Чайковский свободно играл на фортепиано. А в восемь начал записывать свои первые музыкальные впечатления.
«Детский альбом»- напоминает один день ребенка, с его играми и огорчениями, он состоит из 24-х легких пьес. Он посвящен его племяннику.
Давайте послушаем отрывок из альбома «Игра в лошадки»
2 Вольфанг Амадей Моцарт - великий австрийский композитор.
Педагог: Кто из вас знает этого композитора?
Прожил небольшую, но очень яркую жизнь.
Вольфганг Моцарт начал демонстрировать свои музыкальные способности еще в возрасте трех лет. Он садился за инструмент и подолгу занимался подбором созвучий. Он повторял на клавесине (клавишный струнный музыкальный инструмент) музыкальные фрагменты пьес, которые слышал. Когда мальчику исполнилось четыре года, его отец, удивленный музыкальным дарованием сына, сказал, что он есть «не что иное, как чудо божье».
Им было написано, более шестисот музыкальных произведений.
Предлагаю послушать «Колыбельная»
3. Людвинг ван Бетховен – великий немецкий композитор, пианист и дирижёр.
С детства его стали обучать игре на органе, клавесине, скрипке, флейте.
Уже в 12 лет появилась его первая музыкальная работа, Бетховен изучал несколько языков, пытался сочинять музыку. В 27 лет он теряет слух, но это не помешало ему написать знаменитые произведения (Турецкий марш, симфония,№ 3,5,6,7). Слушаем «Лунная соната».
Педагог: Ребята, вот мы с вами послушали классическую музыку, скажите, что вы почувствовали когда слушали, эти произведения? (Ответы детей)
(успокаивает, повышает настроение, желание послушать еще)
Продолжаем наше путешествие, и впереди у нас …
Страничка «Музыкальные инструменты».
Педагог: Я думаю, что с ними вы уже знакомы. Как вы думаете, ребята, какой был самый первый муз/инструмент? (Ответы детей)
Давайте послушаем легенду:
Легенда: Лесной бог Пан, встретив нимфу по имени Сиринга, был очарован её красотой. Взглянув на уродливого Пана, козлоногого, с рогами и длинной бородой, нимфа испугалась и обратилась в бегство. Пан стал преследовать её. Добежав до реки, нимфа стала просить помощи у речного бога. Он тотчас превратил её в тростник. Пытаясь в этот момент обнять Сирингу, Пан увидел в своих руках вместо неё тростник. Загрустил Пан, срезал несколько тростинок разной длины, скрепил их и заиграл на этом инструменте, который с тех пор зовётся «сирингой» или «флейтой Пана». Так рассказывает греческий миф о происхождении флейты- древнейшего и самого первого инструмента.
Давайте вспомним, какие музыкальные инструменты бывают? Ответы детей (балалайка, аккордеон, гитара и др.)
Совершенно верно, по способу извлечения из них звука, их можно распределить три группы – ударные, духовые и струнные. Показ слайдов
Игра на внимание, найти среди прочих инструментов:
1картинка – струнные инструменты
2 картинка - духовые инструменты
3 картинка - ударные инструменты.
Игра – загадки «Музыкальные инструменты»
Загадаю вам, ребятки,
Музыкальные загадки
Отгадаешь-не зевай
Сразу руку поднимай!
1. Деревянные подружки
Пляшут на его макушке,
Бьют его, а он гремит —
В ногу всем шагать велит. (Барабан).
2. Всем известна на Руси,
Хоть кого о ней спроси!
У нее лишь три струны,
Но она - любовь страны.
Выйдет Ваня за плетень
И сыграет "трень" да "брень". (Балалайка)
3. Я стою на трёх ногах,
Ноги в чёрных сапогах.
Зубы белые, педаль.
Как зовут меня? (Рояль.)
4. Шестиструнку-чужестранку,
Этот звонкий инструмент,
Романтичную испанку,
Любят бард, солдат, студент,
И заслуженный артист,
И нагруженный турист. (Гитара)
5. Вот клавиши, как на рояле,
Но чтобы они заиграли,
Чтобы песня была неплоха
Растягивать надо меха (Аккордеон)
6. В руки ты её возьмешь,
То растянешь, то сожмёшь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь,
Как зовут её? (Гармонь)
Молодцы ребята.
А теперь проверим, знаете ли вы звуки инструментов?
Игра «Угадай и назови муз. инструмент». Слайд…
Вам нужно на слух определить, какой инструмент звучит. Если вы сможете определить, этот инструмент появится на экране. Постарайтесь не путать инструменты (музыкальный руководитель играет фрагменты со звучанием разных инструментов: (баян, гитара, балалайка, пианино, труба, флейта)
Педагог: Ай, да ребятки! Как вы лихо угадываете муз инструменты.
Страничка «Песен»
А мы идем дальше, впереди у нас «Страничка «Песен»
Где бы человек не находился, в каком бы настроении он не был, он поёт песни. Песня помогает человеку и в трудную минуту, и в радостный час.
Кто может ответить, что такое песня? (ответ детей)
Песня - небольшое поэтическое произведение, сопровожденное мелодией и созданное для пения.
Какие виды песен вы знаете (ответы детей)
- Народная
(Во саду ли в огороде”, “Во поле берёза”, “Как под горкой”, “Ах вы сени)
- Авторская
-Эстрадная
- Частушка
(народная песенка, которая исполняется в быстром темпе на определенную мелодию, состоит из 4 строк, которые взаимосвязаны между собой
-Детские
Предлагаю спеть всем вместе.
Игра «Запеваем вместе с нами»
Педагог зачитывает описание песни, дети угадывают и исполняют.
Описание 1.
В этой песни поётся про одно загадочное место, где всегда постоянный холод. Но этот холод не мешает медведям там жить. И более того, эти медведи там трутся, и таким образом соединяют любящие сердца!
Ответ: «Песенка о медведях»
«Где-то на белом свете
Там где всегда мороз
Трутся спиной медведи
О земную ось Мимо плывут столетья, спят подо льдом моря
Трутся спиной медведи, вертится Земля»
Описание 2.
Песня об одном пресмыкающемcя, про очень странные желания. Например, он думает, что к нему прилетит волшебник и, во-первых, покажет кино, причем совершенно бесплатно. А во-вторых, оставит ему, также на бесплатных условиях, аж пятьсот эскимо!
Ответ: «Песня крокодила Гены»
«Прилетит вдруг волшебник,
На голубом вертолете и бесплатно покажет кино… С днем рожденья поздравит. И, наверно, оставит. Мне в подарок пятьсот эскимо»
Описание 3.
Поучительная песня про то, что надо всегда работать. А если не будешь работать, то и еду не получишь!
Ответ: «Антошка»
«Это мы не проходили,
Это нам не задавали…»
Описание4
Игрушки, одеяло, сказка.
(ответ – спят усталые игрушки, книжки спят…
Описание5
Просторы, шагать, подпевать.
(ответ – вместе весело шагать по просторам, и конечно попевать лучше хором)
Описание 6
Радуга, облака, кузнечик.
(ответ – от улыбки станет всем светлей)
Описание 7
Два, четыре, три.
(ответ – Дважды два – четыре, Дважды два – четыре, А не три, а не пять – Это надо знать! – Дважды два – четыре, Дважды два – четыре а семь, а не 5 это ясно всем)
Педагог: – Замечательно поете!
Педагог: - И мы спешим дальше, вот
Страничка «Танцев и Игр»
Танец начал свою жизнь вместе с человеком. История возникновения танца неразрывно связана с историей человеческой культуры. Танец – это, прежде всего красота движений.
Давайте перечислим, какие вы знаете танцы? (Ответы детей)
«Классический» - самый трудный танец, обратите внимание на костюмы исполнителей, их обувь. Танец, который сочиняет хореограф.
«Бальный» - танец, который танцевали на балах.
«Народный» танец - выражает характер, отличительные черты каждого народа. Танец, который сочиняет сам народ.
«Современный» - танец который родился в 20 веке, изменилась музыка, изменился и танец.
Наши ребята приготовили музыкально – ритмический танец «Веселые ладошки», давайте их поприветствуем. Исполнение танца. Молодцы ребята.
Педагог: - Так как это у нас страничка Игр, скажите ребята, а в какие игры вы любите играть? Ответы детей (Футбол – спортивная игра, куклы – ролевая, а какие игры бывают связанные с музыкой? (Каравай, Раздувайся пузырь, Золотые ворота). А сейчас у нас выступит шумовой оркестр. Выходите ребята!
(дети выбирают нужные инструменты). Шумовой оркестр «Во- ку, во кузнеце».(Исполняют)
III. Рефлексивно-оценочная часть
Подведение итога занятия :
Вот и подошло к концу наше путешествие страничкам Музыки!
Мне очень понравилось, как вы слушали музыку, играли, танцевали, отгадывали загадки, исполняли песни, удивлялись новым знаниям.
А что вас удивило на таком занятии?
Мы сегодня прикоснуться в мир музыки. И это только начало, а вам предстоит знакомиться с миром музыки в школе. Я хочу вам пожелать, чтобы красивая, добрая музыка всегда была вашей спутницей.
В память о нашем путешествии сохраните ваши рисунки «Я рисую музыку».
Спокойная классическая музыка П. И. Чайковский
«Детский альбом». Вальс
Электронные источники
1.https://ihappymama.ru/iq/zagadki/zagadki-pro-muzyku-i-muzykalnye-instrumenty/
2. https://dance-chance.ru/istoriya-vozniknoveniya-tanca/
3.https://www.muz-urok.ru/kogda_vozn_muzyika.htm 4.https://infourok.ru/igrovie-tehnologii-na-uroke-muziki-941695.html
4.https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/12/17/russkie-narodnye-igry-i-khorovody
5. https://www.youtube.com/watch?v=nitxNEfl0vw
6. https://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/2020/07/11/skazka-shumelka-vesna
7. https://deti-online.com/zagadki/zagadki-pro-muzyku/