Оксана Жильцова
Открытый просмотр образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в Страну красивой речи» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Открытый просмотр
образовательной деятельности
по речевому развитию
на тему:
«Путешествие
в страну Красивой речи»
подготовили
Воспитатель старшей группы :
Жильцова О. Н.
Серпухов
Открытое занятие по развитию речи в старшей группе.
Публикация «Открытый просмотр образовательной деятельности по речевому развитию „Путешествие в Страну красивой речи“ в старшей группе» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
Тема: «Путешествие в страну Красивой речи»
Программные задачи:
Воспитание звуковой культуры речи :
Совершенствовать речевой слух;
Закреплять умение находить место звука в заданных словах;
Закреплять навыки четкой правильной речи.
Словарная работа:
Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия животных, фруктов, овощей.
Закреплять умение сопоставлять предметы по качественным признакам.
Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.
Грамматический строй речи :
Учить подбирать родственные (однокоренные) слова.
Развитие связной речи :
Продолжать совершенствовать монологическую форму речи.
Формировать представление о фантазии, развивать целостное восприятие народных сказок, образное представление, эмоциональную сферу детей.
Словарная работа: фантазия, солнце: яркое, лучистое, светлое, горячее.
Материалы и оборудование: солнце с лучиками, запись мелодии «волшебной музыки»
Ход занятия:
Организационный момент.
Дети стоят в кругу и держатся за руки.
Встали мы в широкий круг,
Ты мой друг и я твой друг.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель:
Ребята, сегодня необычное у нас занятие. К нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся и тоже им улыбнемся. Ребята, а кто-нибудь из вас путешествовал?
- Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие в сказочную страну Красивой речи. Попадая в эту сказочную страну, люди немного меняются. Хотите узнать, как? Тогда в путь. Так как страна необычная, то и в путешествие мы отправимся необычным образом : с помощью фантазии.
-А что такое фантазия? (Фантазия- это наши мечты, когда мы о чем –то мечтаем, что-то выдумываем то, чего нет на самом деле, т. е. фантазируем.
- Страна наша называется «Красивая речь» и прежде, чем отправимся в это путешествие, нам надо повторить чистоговорки, для того, чтобы научиться правильно и красиво говорить :
Ра-ра-ра- начинается игра.
Ро-ро-ро- потерял петух перо.
Ор-ор-ор- вышли мы гулять во двор.
Ур-ур-ур- во дворе кормили кур.
Ре-ре-ре- стоит город на горе.
Ры-ры-ры- у меня в руках шары.
Ру-ру-ру- продолжаем мы игру. (звуковая культура речи)
-Итак, мы отправляемся в страну Красивой речи. Вы летали на воздушном шаре? Я тоже нет. Вот сейчас и полетим. (Включается сказочная музыка).
Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. (С гелевыми шарами мы идем по залу). Сверху видим мы дома, заводы, леса, поля, которые окружают страну Красивой речи, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.
2. Основная часть.
-Вот мы и прибыли (Выпустили шары и остановились возле интерактивной доски). Посмотрите, ребята, что это? Ворота. – А на воротах – замок. Давайте, его откроем. А поможет нам пальчиковая гимнастика «Замок» Дети встают в круг и выполняют пальчиковую гимнастику.
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Постучали (на этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы)
Покрутили, (не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.
Потянули (тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.)
И открыли! (резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.)
- Замок, мы открыли, молодцы!
-Ой, ребята, а здесь письмо!
«Дорогие любимые наши ребята, помогите нам! Злые волшебники заколдовали нашу страну :
Все, что есть у нас: и дома, и поля, и леса, и дорожки, и речки и солнышко.
Помогите нам расколдовать нам нашу страну!»
-Нужно помочь жителям Страны Красивой речи. Поможем? Да.
- Тогда, отгадайте загадку:
Среди поля голубого
Яркий блеск огня большого,
Не спеша огонь тот ходит,
Землю – матушку обходит,
Светит весело в оконце.
Догадались это… Солнце.
-Только почему-то наше солнышко грустное? У него нет лучиков.
-Злые волшебники и его заколдовали, а лучики разбросали в разные стороны. Давайте найдем их все вместе!
-Ребята, лучики эти раскиданы на разных улицах волшебной страны, нам нужно побывать на каждой из них, а они имеют свои названия, и выполнить задания. И тогда мы расколдуем лучики.
Воспитатель зачитывает задания, записанные на лучиках и выполнив задания, прикрепляет лучики к солнышку.
Улица «Ласковая» (лучик лежит возле доски)
1 задание. (стоя в кругу)
Волшебный лучик, помоги,
Нам дорогу укажи. (падает на картинку с изображением животных)
«Назови ласково» Воспитатель, кидая мяч ребенку называет слово, а он называет его ласково.
Примерные слова. Обезьяна, бегемот, лиса, заяц, кабан, медведь, белка.
Улица «Осенняя». (лучик лежит возле стульчиков)
2 задание (сидя на стульчиках)
Волшебный лучик, помоги,
Нам дорогу укажи. (свет падает на картинку с изображением сада и огорода)
«Назови одним словом»
- груша, яблоко, персик, слива (фрукты)
- тюльпан, ирис, астра, роза (цветы)
- помидор, огурец, морковь, свекла (овощи)
-клубника, малина, вишня, крыжовник (ягоды)
«Слова – родственники»
Где растут фрукты? (В саду) Кто ухаживает за садом? (садовник)
Как называются растения, которые растут в саду? (садовые)
Назови, какие слова – родственники мы с вами произнесли.
Улица «Словарная». (лучик лежит на паровозике)
3 задание (сидя на стульчиках)
Волшебный лучик, помоги,
Нам дорогу укажи. (свет падает на картинку с изображением гаража с транспортом)
«Что лишнее?»
- самолет, вертолет, истребитель, дерево
-апельсин, катер, теплоход, лодка
-машина, мотоцикл, кузнечик,
- велосипед, самокат, мопед, стол.
Ребята, скажите, что делает река?
Дети. Река течёт, бежит, журчит, шумит, плещется, бурлит, волнуется, шипит и т. д. (за каждый ответ дети получают по камешку)
-Какие дети у меня молодцы. Много слов назвали. А теперь поиграйте с камешками, покатайте их в ладонях. (Через минуту собирает камешки.) Вернем камешки реке и скажем ей за игру «спасибо»
(Звучит аудиозапись «Звуки реки»). Ребята, послушайте, как журчит речка, она словно человек. Потому что когда человек говорит правильно и красиво, то о нем говорят «Человек говорит, словно реченька шумит».
-Вот чтобы вы правильно и красиво говорили, нам нужно произнести скороговорку. Сначала медленно. потом быстро, далее еще быстрее.
-Повторите за мной скороговорку.
-Как промолвит речка волшебное словечко – засыпают раки, позабыв о драке. (Звуковая культура)
Как вы думаете, дети, кто еще может жить в реке?
Дети. В реке могут жить рыбы. Вот мы с вами и долетели до улице «Речная»
Улица «Речная» (лучик лежит в «речке»)
4 задание (сидя на стульчиках)
Ах, дети, дети, у жителей этой страны случилась беда –рыбки в речке перепутались. Без вашей помощи им не обойтись. Нужно речных рыбок оставить в реке, а морских отправить в море. Чтобы рыбы попали каждая в свой водоем, их нужно назвать.
Ребята вытаскивают картинки с рыбками, называют их и определяют кого в речку, а кого в море.
- Почему они не могут жить в реке?
(Педагог подводит детей к тому, что морские рыбы живут в море или в океане.)
Молодцы, ребята! Вы очень помогли. Рыбы не умеют разговаривать, но любят улыбаться, и улыбки у них есть разные. (Построчно читает начало стихотворения, дети договаривают последние слова).
Если это рыбка – у неё улыбка, если это рыбочка – у неё…. (улыбочка,
Если это рыба – у неё … (улыба, если это рыбина – у неё… (улыбина,
Если это рыбище – у неё… (улыбище)
Вот какие улыбчивые веселые рыбки обитают в нашей волшебной речке.
Улица «Мастеровая» (лучик лежит на подносе)
5 задание.
Волшебный лучик, помоги,
Нам дорогу укажи. (свет падает на картинку с изображением завода)
«Назови признаки»
- В стране Красивой речи на улице Мастеровая живут удивительные слова, которые могут называть разные признаки предметов: (волшебный поднос вносит воспитатель)
- Ложка из дерева (деревянная ложка)
- Сумка из кожи (кожаная сумка)
- Стакан из стекла (стеклянный стакан)
- Блюдце из фарфора (фарфоровое блюдце)
- Поднос из металла (металлический поднос)
- Кувшин из глины (глиняный кувшин)
-Тетрадь из бумаги (бумажная тетрадь)
Улица «Звуковая» (сидя на стульчиках) (лучик лежит на стенке)
6 задание
-Ребята,а из чего состоят слова? Из звуков.
-На какие две группы делятся все звуки русского языка? На гласные и согласные.
-Как произносятся гласные звуки? Легко, свободно, поются, тянутся.
-Давайте назовём их. А,О,У,И,Ы,Э
-А как мы, произносим согласные звуки?
-Назовите их Б В Г Д Ж З и т. д.
-А сейчас приготовьте ваши ушки, внимательно слушайте слова, определите, какой звук повторяется во всех словах?
Рак, сад, жара, мама.
Липа, лист, мир, пир.
Дом, сок, волк, кот.
Закрепление
-Ребята, вот и засияло солнышко в этой замечательной стране. Какое оно? .Яркое, лучистое, светлое, теплое.
- Закройте глаза и представьте, как согревают лучи наши щеки, нос, руки, пальчики. Совсем стало тепло, и вы сами стали теплыми и ласковыми. Лучики побежали по облакам, по полям, по лесам, по цветам и расколдовали все. Отрывайте глазки.
А у нас гость – это жительница страны Красивой речи – волшебное слово. А вы знаете волшебные слова? Давайте их назовем.
Гостья: Ребята, спасибо большое за то, что нам помогли и расколдовали солнышко, а оно засияло, заулыбалось и согрело нашу страну и наших жителей. Все что нас окружает это и поля, и леса и реки – все ожило за засияло своими красками. Вы своими чистоговорками, скороговоркой, правильными выполненными заданиями, прогнали злых волшебников из нашей страны Красивой речи. И вам в благодарность я принесла каждому маленькое солнышко. Пусть вас оно греет в эти холодные и пасмурные дни и на душе всегда у вас будет тепло и светло.
Вед: А мы знаем стихотворения о солнышке и порадуем нашу гостью.
Чтение стихов о солнце:
От «Солнышка» - тепло и свет,
Любовь и помощь мамам.
Будь, «Солнышко», на много лет
Прекрасным! Самым-самым!
И деток тоже согревай
На всей большой планете,
Пускай весельем и добром
Твой луч всем детям светит!
И наших пап не оставляй
Заботой и участьем.
Для всех семей - свети, сияй,
Дари любовь и счастье!
Итог.
-Молодцы, жители этой необыкновенной страны говорят вам : «Огромное спасибо!»
И мы отправляемся домой и снова поднимаемся на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя. (Звучит музыка)
Теперь вы знаете, друзья,
Что есть чудесная страна.
Где тропинка и лесок,
В поле каждый колосок,
Речка, небо надо мною -
Всё прекрасное, родное!
-Ребята, вот мы и побывали с вами в стране Красивой речи и расколдовали жителей этой страны. А как вы это сделали? Вы сказали, что все слова состоят из звуков и четко и правильно пытались произносить эти звуки. Очень важно вам сейчас научиться выговаривать и произносить все звуки, потому что когда вы пойдете в школу, то звуки бы будете записывать в тетрадь и у вас получатся слова, которые потом будут превращаться в предложения. И очень важно писать грамотно и быть грамотным человеком в нашей жизни.
В память о нашем путешествии я дарю вам шары.