Юлия Филиппова
Конспект занятия по патриотическому занятию для подготовительной группы «Путешествие в старину русского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по патриотическому занятию для подготовительной группы
«Путешествие в старину русского народа»
Воспитатель: Филиппова Юлия Валерьевна.
Цель: формирование у детей представлений о традициях и быте русского народа через различные виды детской деятельности.
Задачи:
1. Расширять знания детей о родном крае, его истории, обогащать словарный запас.
2. Развивать интерес к устному народному творчеству : пословицы, поговорки, загадки.
Публикация «Конспект занятия по патриотическому занятию для подготовительной группы „Путешествие в старину русского народа“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
3. Познакомить с историей русского национального костюма, особенностями его внешнего вида. Формировать умение сравнивать, описывать предметы одежды.
4. Прививать интерес к искусству родного края, воспитывать патриотические чувства через знакомство с произведениями искусства.
ХОД: Детей встречают воспитатели в русских костюмах.
1 Ведущая - Здравствуйте, гости дорогие! Гости званные и желанные! Хорошим гостям и хозяюшка рада! Приглашаем вас на наши посиделки!
2 Ведущая Милости просим! Где теснее, там веселее! Мы приглашаем вас в нашу деревенскую избу, где мы сможем отдохнуть, поиграть, поработать, да и многое узнать.
1Ведущий: Предлагаю поиграть в «Ручеек», где каждый может выбрать себе пару. Вставайте парами.
(игра «Ручеек»)
2 Ведущий: Присаживайтесь гости дорогие!
1 Ведущая А на наших посиделках, расскажу вам, что Курганская область- одна из частичек нашей большой России, (слайд №2) на которой проживают люди разных национальностей (русские, казахи, татары, башкиры и т. д.) со своими традициями и обрядами. (слайд №3)
2Ведущая (слайд№4) Сегодня я расскажу вам о русском народе. В старину, темными, зимними вечерами собирались люди в большой избе (слайд №5)- пели, водили хороводы, рассказывали сказки, обменивались шутками- прибаутками и работали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера называли посиделками. (слайд 6,7,8)
1Ведущая (Слайд №9) Русский народ смышлёный, трудолюбивый, веселый и нарядный! Одежда у русских не только служила защитой от жары и холода, но и украшением. Даже цвет в одежде имел свое значение: красный- благополучие, желтый - тепло и ласка, синий - радость, черный- богатство (раздает детям обереги – кружочки разных цветов). Такие красивые наряды делали из материала, который ткали в домашних условиях на станке. Ткани иногда окрашивали целиком, а иногда наносили узор. Такая ткань называлась набойной.
Детям предлагается поиграть в игру «Нанеси узор».
Дети подходят к столам, на которых лежат кусочки ткани, берут рубашки, сарафаны и наносят узор. Почему ты выбрал этот узор?
2 Ведущая: Молодцы ребята все справились с заданием.
1Ведущая (Слайд №10) Главными частями мужской одежды были рубаха и порты. Рубаху делали длинной и подпоясывали так, чтобы больше выдавался живот. Толстыми животами в ту пору гордились. (Слайд №11) Поверх рубахи и портов надевали верхнюю одежду, например кафтан. В холодную зимнюю стужу носили шубу. Кто победнее, шили шубы из овчины, козьего, волчьего и медвежьего меха. У богатых и знатных были из песца, лисицы, белки, куницы. Что надето на этом человеке? (на картинке - рубаха, порты, кафтан, колпак, шуба).
2Ведущая (Слайд №11, 12) Основной одеждой женщин была длинная сорочка. Поверх сорочки надевали сарафан. Для тепла поверх сарафана надевали душегрею. Это короткая, чуть ниже талии очень широкая сборчатая одежда на лямках. (Слайд №13). Более длинной одеждой, согревающей не только душу, но и тело было телогрея. На голове женщины носили платки и кокошники. (Слайд №14, 15)
Детям предлагается поиграть в игру «Сможешь собрать и назвать» (разрезные картинки одежды).
К своему столу беги и наряд собери.
1Ведущая (Слайд №16) И жили -поживали русские люди в избе. Изба была прочная, такая, чтобы долго стояла, чтобы дети и внуки в ней жили. Строили избы из сосен и елей. Из этих деревьев бревна самые крепкие. На Руси раньше говорили не строить, а рубить. Почему так говорили?
Потому что самым основным инструментом был топор. У каждой избы был особый вид. (Слайд №17) Окна- «глаза» дома. Над окнами крепились козырьки наличники. Они прикрывали окна от дождя и снега. Позже появились наличники со ставнями.
С улицы каждый мог увидеть – открыты утром ставни – значит? хозяева уже встали, Закрыты? - значит, еще спят или их нет дома. (Слайд №18)
У каждого дома было крыльцо. Крыльцо - распахнутые руки дома. Оно связывает с улицей, соседями. (Слайд №19)
(Слайд №20) Подвижная игра «Метелка» (пока звучит музыка- дети танцуют, как только музыка остановилась, дети становятся парами, кому не хватило пары танцует с метелкой).
2 Ведущая (Слайд №21, 22, 23) Дом состоял из одной большой комнаты- горницы. В горнице находилась мебель: столы, лавки, сундуки, люльки для малыша. В сундуках находилась одежда.
А сейчас время загадывать загадки:
Летом спит, зимой горит, рот открывает, что дают- глотает. (печь)
(Слайд №24)
Печь - это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старички, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка- деревенская кормилица.
Что хозяйка в печку ставит, кто из вас, ребята знает? (чугунок)
(Слайд №25)
Это чугунок. Он незаменимый был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.
Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает, что схватит- отдает, а сам в угол идет. (ухват) (Слайд №26)
Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей.
Был я копан, был я топан, был на пожаре, был на базаре, сколько было сил, всю• семью кормил, сам терпел - ничего не ел. Сделался стар - пеленаться стал. (горшок) (Слайд №27)
Главной кухонной посудой был горшок- прямой предшественник кастрюли, супницы, сахарницы, чайника, контейнера для хранения. В горшке варили каши, супы, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло.
Всех кормлю с охотою, а сама безротая. (ложка) (Слайд №28)
В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже ходили всегда со своей ложкой. Даже поговорка сложилась «Запасливый гость без ложки не ходит».
Эстафета с ложками: дети берут ложку ложат на нее картошку и оббегают препятствие и передают другому. Кто быстрей справится с заданием.
1 Ведущая Русская изба славилась не только углами, но и пирогами!
А сейчас мы проверим, кто из вас знает русскую кухню. Что лишнее?
«Книга русской кухни»
Выпускает жаркий пар древний чайник… (самовар) (Слайд №32)
За самоваром собиралась вся большая семья, пили горячий чай с медом, пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.
2Ведущий Ой, чем-то пахнет из нашей печки. Это же шаньги поспели, пора доставать, и ребят угощать.
1Ведущая Вот на наших посиделках
Отдохнули вмести мы
Вспомнив игры и загадки
Нашей русской старины.
2 Ведущая Мы хотим вручить вам медали.
1Ведущая Спасибо, гости дорогие, что пришли к нам на посиделки! Я гостям всегда рада! Гость на порог - хозяину радость! Шаньги мы хотим вам дать, чтобы чай вкуснее стал.