Наталья Кравцова
Проект «Путешествие в прошлое родного города — Красный Сулин» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие в прошлое родного города — Красный Сулин
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 17 «Сказка».
Смотр – конкурс на лучшую организацию работы
по патриотическому воспитанию детей
«Растим патриотов».
Номинация «Методическая разработка
по патриотическому воспитанию дошкольников»
«Путешествие в прошлое
родного города – Красный Сулин»
Темочки:
- История предметов, путешествие в прошлое
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
Воспитатель: Кравцова Наталья Викторовна
1 квалификационная категория.
г. Красный Сулин 2018г.
Цель: воспитание у дошкольников патриотических чувств в процессе ознакомления с историей родного края, города; учить доброжелательно, относиться друг к другу во время игр.
Задачи: дать элементарные сведения о истории родного города;
пробудить у детей интерес к истории родного города;
воспитывать бережное отношение к природе родного края;
развивать мыслительную активность, смекалку, творческое
воображение, делать выводы.
Реализация образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Материал: презентация - «Донской степи», «России», города «Красный Сулин», карточки с дикими животными донского края, карточки с орудиями труда для земледельцев (серп, плуг, коса, грабли и т. д., гербарий, дуб без листвы и листики, грамм запись песни Ю. Леонова «Родному городу», карта Ростовской области, машина времени, книга с чистыми страницами, картинки: завода, казака, домов и т. д., эмблемы.
Предварительная работа: Беседы о животных, растениях Донского края, работа с картой России.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята в нашей группе открылась поисковая фирма под названием?
Дети: «Лучики»
Воспитатель: А чтобы нашу фирму узнавали у меня есть эмблемы. (Дети рассматривают и одевают эмблемы)
-Начинаем очередное занятие нашей поисковой фирмы «Лучики»
Воспитатель предлагает встать в круг. Читает стихотворение. Дети стоят в тесном кругу; держась за руки и повторяя слова, расширяя круг
«Глубоки у нас моря,
Широки у нас поля
Изобильная, родная,
Славься, Русская земля!»
Воспитатель: Среди просторов нашей необъятной России есть край, где мы живем, где твой родной дом, твоя родная земля, твой родной город.
Посмотрите на карту Ростовской области. Это наша родная Донщина. Какая она большая! Бывает так, что в одном краю Ростовской области жара, а в северной части еще холодно. Или на юге области светит солнце, а на востоке и севере области идут дожди. Как вы думаете, ребята! Где находиться север и юг, запад и восток нашей области (дети показывают на карте)
-Ребята, предлагаю вам обвести границу Ростовской области и вспомнить, как называлась она раньше в далекие времена, когда жили наши предки?
Дети (обводят границу области) называлась Войска донского.
-Какой самый главный город Ростовской области?
Дети -г. Ростов – на – Дону
-А в далекие, далекие времена как называлась столица донского края?
Дети -Старочеркасск
-Ребята! А кто и почему столицу казаков перенес на новое место и как названа была новая столица?
Дети - Атаман Платов, долго думал и выбрал место, где бы поставить новый город на возвышенности, ведь Старочеркасск называли «малой Венецией», так как каждую весну разливался Дон и его притоки затапливали город. Назвали новую столицу казаков - Новочеркасском
-А как называется город, в котором мы живем?
Дети - Красный Сулин.
-Давайте найдем на карте наш город и закрепим флажок.
(Стук в дверь) заходит взрослый почтальон.
Почтальон : Здесь находится поисковая фирма «Лучики»? Вам бандероль. Распишитесь.
Ребята с воспитателем распечатывают бандероль, где лежит книга и письмо – заявка.
Воспитатель: Что это ребята?
Дети: книга, письмо.
Воспитатель читает: «Поисковой фирме «Лучики» от сотрудников библиотеки.
«Уважаемые ребята у нас в библиотеке есть книга об истории города Красный Сулин, но вчера вечером вся информация исчезла. Страницы книги пусты.
Просим восстановить пропавшие страницы из книги «История родного города» книга прилагается. (дети рассматривают книгу с чистыми листами)
Воспитатель: ваши предложения сотрудники поисковой фирмы?
Ответы детей.
Воспитатель: Чтобы с историей нашего города познакомиться, нужно отправиться в путешествие! На чем мы отправимся?
Ответы детей
Предлагаю отправиться в путешествие на машине времени.
Поедем?
Для этого подойдем к машине времени, приложим руки к пульту управления, закроем плотно глаза и повторим за мною слова.. .
Воспитатель читает: Возвращается человек к воде,
Которую - в детстве пил.
Возвращается человек к земле,
На которой - маленьким жил.
Собирайтесь в дорогу!
Мы поедем к родному порогу.
Дети открывают глаза, их встречает Степь (взрослый)
Степь: Здравствуйте ребятишки!
Воспитатель: А Вы кто?
Степь: Я государыня Матушка – Степь! Русские писатели поэты величают меня царственно – Государыня Матушка Степь, кто – то сравнивает меня с девицей красной в расписной, разноцветной шали, то лебедушкой, часто кличут степью матушкой, кормилицей.
Ребенок : Куда мы попали Государыня Матушка - Степь? Где наш город? Детский сад?
Степь: Не знаю.
Воспитатель: Скажи, государыня Степь, разве здесь была река Кундрючья?
Степь: Конечно, она здесь всегда была. А города не было.
Воспитатель: Ребята,вы поняли? Мы попали с вами в те далекие времена, когда на реке Кундрючьей не было нашего красивого города да детского сада. Давайте попросим государыню Степь нам об этом рассказать.
Степь: (идет показ слайдов на экране) усаживайтесь удобней, а я поведу рассказ о том, что было в далекие, далекие времена : берега земли донской были покрыты «степью ковыльной». А украшение степи - ее растения. Сухолюбивые, очень выносливые, не боящиеся ни жары, ни засухи, ни морозов. Несущие здоровье, дарующие пищу, растения – лекари, растения кормильцы.
Роскошный убор высоких трав покрывал целину, степь, не знавшую плуга. Всадник скрывался в этой траве совершенно, утопал, как в зеленом море. И волновалась и играла степь под порывами ветра, как море.
А сейчас попробуйте отгадать загадки о степном разнотравье:
Игра «Вопросы и ответы» (вопрос и три подсказки)
1 вопрос. «Седой старинный житель степей, а не старец. Пышный, на ветру лохматый, а не парик. Кто догадался, ведь это.. ..
А- ковыль Б – крапива В – василек.
2 вопрос. Эта трава является лекарственным сырьем, собирается во время цветения, используется для ванн, компрессов при заболевании суставов и мышц. Старые казаки уверяют. Что про этот цветок сложена легенда. Какая?
А – чебрец Б – шиповник В – полынь.
Дети: (Уехал казак на чужбину и долго не возвращался, полюбились ему края заморские.. .Послали за ним гонца станичника «Расскажи ему, как красивы стали наши девушки» Выслушал казак да головой покачал и не вернулся. Послали другого гонца «Спой ему наши песни.. .» Не вернулся и в этот раз. И тогда послали третьего - с пучком чебреца. Понюхал казак, вспомнил, как пахнет родная степь, и начал собираться домой.)
3 вопрос. Сорванный цветок этого растения может оставаться десятилетиями сухим и ярким, как будто его только сорвали. О названии этого растения есть легенда. О чем она рассказывает?
А – бессмертник Б – донник В – хмель
Дети: (Пришла к татарскому хану русская женщина, упала на колени : «Позволь откупить брата милого».
Удивился хан: «Брата? А муж?»
«Замуж выйду – муж будет, а значит и сын родиться. А брата мне уже нигде не взять – родителей моих сжег ты.
Подивился хан мудрости женщины, наклонился, сорвал первый попавший под руку цветок. Протянул женщине.
«Иди по моей Орде, доколе цветок не увянет, тех из своей родни бери без выкупа» .А эта женщина волшебную силу скромному цветку передала, чтоб цветок не увядал. Долго бродила женщина по орде и много русичей тогда она спасла. С той поры и назвали этот цветок - бессмертным.
Степь: молодцы ребята, хорошо знаете степное разнотравье, своими ответами, вы меня очень порадовали. А я продолжу свой рассказ.
Вдоль рек росли дремучие леса, а вот какие деревья и кустарники росли,подумайте сами и мне скажите.
Игра «Растения Дона» (работа с гербарием растений Донского края» ребята выбирают те, что растут у нас на Дону и доказывают, почему они выбрали эти растения).
Степь: правильно ребята вдоль рек росли:(показ слайдов) дубы, вязы, клены, ясени, тополя, дикие яблони были оплетены цепким плющем, между ними теснились кусты колючего терновника, калины, бузины, крушины.
Там скрывались дикие звери одни ища тень, другие – пугливые прятались от хищников.
А сейчас я хотела бы проверить ваши знания о животных, которые жили и живут в наших донских степях.
Игра «Угадайте, что нарисовано на картинке?»
(На столе лежат перевернутые картинки, на которых нарисованы животные.
Каждый ребенок по очереди берет картинку не показывая остальным детям и изображает животное жестами рук, мимикой лица, движениями, а остальные ребята отгадывают, если не догадались то ребенок загадывает словесно загадку о этом животном).
1.«Хоть зверек я и степной, ты давно знаком со мной. Я грызун, совсем малыш, а моя подруга - мышь. Набиваю в две щеки зернышки и колоски (хомяк)
2.«Мы пасемся, ходим цепью, дружим с задонской степью. Мы кудрявы бе-бе-бе. Нашу шерсть бери себе (овцы, бараны)
3.«Столбиком стоит зверек на степной тропинке. Он и вдоль и поперек знает все тропинки (суслик)
4.«Мы пасемся табунами под упругими ветрами. Лучше степи ничего нет на свете, иго-го! (лошади).
Степь:
Ребята, какие вы молодцы, умеете и любите разгадывать загадки, любите и знаете природу степи, а значит, Вы наблюдательны и не равнодушны к природе. Я хочу вам передать документ из которого вы узнаете о истории возникновения вашего города. (передает воспитателю бумагу – документ) А мне пора возвращаться к моим степным обязанностям. Умножайте свои знания, чтите народные традиции, передавайте их своим детям и внукам и будите счастливы.
Воспитатель: Спасибо вам, Государыня Матушка Степь – за интересное прошлое о наших красносулинских степях. Ребята, давайте поблагодарим Государыню Матушку Степь. А нам пора возвращаться в настоящее в детский сад. Подходите к пульту управления, летим обратно! (звучит музыка - физкультминутка) Вот мы и в детском саду. А у меня в руке документ давайте прочтем его.
Читает: «В официальных документам сказано, что в 1797 году донское войсковое правление разрешило землевладельцу полковнику Андрею Сулину построить для поселения крестьян небольшой хутор на реке Кундрючей, при впадении в нее еще меньшей речки с неблагозвучным названием Большая Гнилуша. (Показывает по карте)
-Как вы думаете, ребята чем занимались наши предки, поселившиеся на нашей земле? А в помощь обратите внимание на предметы, которые лежат на стуле (серп, грабли, вилы и т д.) как вы думаете, кому принадлежат эти предметы?
Дети: пахали, были земледельцами.
Воспитатель читает дальше: «Х1Х веке русский промышленник Пастухов вложил свои капиталы в строительство мощного по тому времени металлургического завода на реке Кундрючей – близ только – только построенной железной дороги. Наша земля славилась антрацитом (углем, который Пастухов намеревался впервые в России использовать для плавки металла. Сооружение завода и послужило началу заводскому поселку. Прошло время, хутор и новый заводской поселок, слились в одно большое поселение, который стал в будущем городом «Сулин». Хозяин завода эксплуатировал рабочих. С восторженностью рабочими была встречена революция.
Слово «Красный» в названии города – символ революции. Так появился город «Красный Сулин».
Воспитатель: Подумайте ребята, где в нашем городе увековечено имя Андрея Сулина?
Дети: парк имени Андрея Сулина, при въезд в город поставлен памятник, железнодорожный вокзал.
Воспитатель: Ребята мы побывали в прошлом, узнали много интересного о нашем городе, что бы мы могли поместить в книгу о истории нашего города?
Ответы детей.
Воспитатель: предлагаю разделиться на четыре подгруппы (считалка)
( На столе лежат картинки : зверей, поля, цветы, деревья, железной дороги, завода, казака, дома и т. д. Дети выполняют задание под музыку песни Ю. Леонова «Родному городу)
Дети первой подгруппы наклеивают на 1 – й странице : степь, цветы, животных
Дети второй подгруппы наклеивают на 2-ю страницу: казака, домики, земледелие.
Дети третьей подгруппы наклеивают на 3 – й странице : железную дорогу, завод.
Дети четвертой подгруппы наклеивают на 4 – й странице: красный флаг и слово «город Красный Сулин».
Воспитатель: Ребята вы молодцы справились с заданием, но нам с вами предстоит еще много интересного узнать о нашем родном городе, а сейчас у меня в руках ствол дерева без листвы, которое изображено на гербе нашего города. Вспомните и скажите, что это за дерево?
Дети: дуб.
Воспитатель: Я предлагаю вам дома узнать у родителей, сколько поколений ваших предков – родственников жили и живут в нашем городе и в следующий раз, когда мы встретимся мы поместим на наш дуб листочков (показывает) столько сколько родственников проживало и живет в нашем городе.
А пример это я. У меня проживали и живут в Сулине – прадед-1, дед -2, отец -3, я – 4, дети -5, внуки -6. Сколько на моей ветки должно быть листиков?
Дети – 6 листиков.
Вот видите, на нашем дубе уже появились первые листики. Это тема нашей следующей встречи, согласны? (ответ детей) Мне очень приятно, что вам понравилось наше сегодняшнее занятие и вы согласны продолжить нашу поисковую деятельность дальше. Спасибо.
Список литературы:
М. П. Астапенко, Е. Ю. Сухаревская «Природа и история родного края»
Мук «Централизованная библиотечная система» Библиотека №10»
«Донской гербарий».
Н. М. Сертакова, Н. В. Кулдашова «Патриотическое воспитание детей 4 – 7
лет на основе проектно – исследовательской
деятельности».
Е. Ю. Александрова, Е. П. Гордеева «Система патриотического воспитания в
ДОУ».