Злоказова Ольга
Конспект занятия для детей старшего возраста с использованием ИКТ «Путешествие в картинную галерею»
▼ Скачать + Заказать документы
Виды деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.
Цели:
— познакомить детей с историей создания Третьяковской галереи.
— познакомить детей с творчеством В. И. Сурикова.
— учить краткому описанию картин, сопровождая их просмотром слайдов на экране.
— формировать познавательный интерес детей к изобразительному искусству.
— воспитывать чувство любви к прекрасному; чувство гордости за свою страну, которую прославлял в своих произведениях В. И. Суриков.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия для детей старшего возраста с использованием ИКТ „Путешествие в картинную галерею“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музейная педагогика в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
Образовательные: познакомить с картинами художника «Утро стрелецкой казни», «Переход Суворова через Альпы», «Взятие снежного городка».
Развивающие: развивать познавательные процессы у детей, способность анализировать, умение подводить итоги, развивать речь, умение правильно строить предложения.
Воспитательные: воспитывать чувство любви к прекрасному, чувство гордости за свою страну, которую прославлял в своих произведениях В. И. Суриков.
Планируемые результаты:
вызвать у детей эмоциональный отклик на состояние и настроение картин : радость, удивление, эстетическое удовольствие. Способствовать умению соотношения увиденного с собственными чувствами и переживаниями. Воспитывать чувство гордости и любви за свой город, который прославлял в своих произведениях В. И. Суриков. Дети знакомы с творчеством Красноярского художника, называют его картины, выказывают свое отношение к творчеству художника.
Материалы и оборудование:
красочное письмо, разрезные картинки, четыре подноса, основа для четырех картин, рамки для четырех картин, плоскостные макеты двух комнат, готовые заготовки мебели на двух подносах, клеящие карандаши по количеству детей, клеенки, салфетки. Проектор, ноутбук, экран, электронная презентация, две доски, обтянутые тканью для выставки картин, две доски. Музыкальные фрагменты: М. П. Мусоргский «Рассвет на Москва — реке» и «Картинки с выставки».
Предварительная работа:
• Знакомство с творчеством В. И. Сурикова.
• Беседы о жизни и творчестве В. И. Сурикова.
• Чтение художественной литературы о великом художнике.
• Рассматривание иллюстраций, открыток, репродукций с картин.
• Рисование на заданную тему.
Ход образовательной деятельности.
1 слайд.
Воспитатель: Ребята, к нам в детский сад пришло необычное письмо. И почтальон принес его к нам в группу. Посмотрите, какой красивый конверт. Но почему он принес его к нам? Давайте прочитаем, кому оно адресовано. (Дети читают).
«г. Бородино, м-р Победы 4,детский сад СКАЗКА, детям старшей группы».
Воспитатель: Так это оказывается нам пришло письмо. Значит можно открыть конверт, прочитать и узнать, кто его нам написал.
(Дети открывают конверт и достают открытку — приглашение, читают).
«Дорогие ребята! Мы, приглашаем Вас, отправиться в путешествие, в одно из прекрасных мест нашей страны «Третьяковскую картинную галерею». Обещаем, что вам будет очень интересно, и вы получите удовольствие. Туристическое агентство».
Воспитатель: Ребята, приятное и неожиданное приглашение!
- А кто из вас знает, где находится «Третьяковская картинная галерея?». (ответы детей).
- Но Москва находится очень далеко, за тысячи километров от нас. Как же нам поступить? (рассуждения детей).
- Как сейчас, в данный момент мы можем посетить картинную галерею? Или это нереально? (ответы детей).
- Конечно, можем! Я предлагаю, вам отправится в виртуальное путешествие с помощью информационных технологий. Согласны?
- И так, отправляемся к истории не одного шедевра. (На экране внешний вид здания «Третьяковской галереи», перед зданием — памятник Павлу Михайловичу Третьякову).
2 слайд.
Воспитатель: Это «Третьяковская галерея?». Постарайтесь запомнить это красивое красно — белое здание. Перед зданием мы видим скульптуру — это памятник П. М. Третьякову. Третьяковская галерея была названа в его честь. П. М. Третьяков жил давно. Ему очень нравились картины русских художников — мастеров, поэтому он собирал их. Павел Михайлович построил большой дом и разместил в нем свою коллекцию. Он хотел, что бы все люди могли видеть картины и восхищаться их красотой.
Государственная Третьяковская галерея является гордостью России и всемирно известным и почитаемым музеем. В галерее много залов, в залах много картин. Чтобы увидеть их все, одного дня будет мало.
Сегодня мы с вами посетим только некоторые из них. И так в путь!
3 слайд (На экране внутренний вид залов картинной галереи).
Воспитатель: Вот один из многих залов картинной галереи, где мы можем полюбоваться пейзажами.
4 слайд.
Воспитатель: Путешествуя по залам галереи, мы с вами видим не только природу, но и портреты.
5 слайд.
Воспитатель: Пройдя далее по залам картинной галереи, мы с вами увидим и исторические картины.
6 слайд. (На экране «Взятие снежного городка»)
Например, вот эта картина. Да, ребята, эта картина нам знакома. Где мы её видим? Кто ее написал? (ответы детей).
А где родился В. И. Суриков?
7 слайд (На экране портрет художника В. И. Сурикова).
Да, В. И. Суриков наш с вами земляк, он родился и рос в г. Красноярске. И мы можем по праву гордиться им.
Это великий художник, его картины обошли многие музеи не только в нашей стране, но и во многих странах мира. Да, ребята, мы с вами знакомы с творчеством В. И. Сурикова, знаем некоторые его картины, побывали в доме, где родился художник.
8 слайд.
Воспитатель: Что находится теперь в этом доме? (Музей В. И. Сурикова).
- В. И. Суриков родился в казачьей семье и очень гордился своим происхождением. Его отец любил музыку, хорошо играл на гитаре и пел казачьи песни. А мама была отличной вышивальщицей и рукодельницей.
9 слайд.
Талант и любовь к рисованию проявились у В. И. Сурикова рано. Его рисунки привлекли внимание Красноярского губернатора Павла Николаевича Замятина, и он даже пригласил художника в свой дом, что бы тот обучал его детей живописи. Кстати, с губернатором п. Н. Замятиным произошёл смешной случай. однажды художник, на какой — то его деловой бумаге нарисовал муху. А Павел Николаевич обдумывая какие — то дела ходил по кабинету и проходя мимо стола, он заметил на бумаге муху и машинально ёе смахнул рукой. Возвращаясь обратно, он снова увидел муху на том же самом месте. Опять взмахнул рукой, а муха — сидит! Тут губернатор заметил, что муха нарисованная. А, вы ребята, что-нибудь интересное знаете о В. И. Сурикове? Я предлагаю вам отгадать кроссворд.
10 слайд (на экране вопрос — ответ).
Вопрос:
1. Какой город больше всего любил В. И. Суриков? (Красноярск).
2. Какая фамилия была у боярыни, которую В. И. Суриков изобразил на одной из своих великих картин? (Морозова).
3. Что нарисовал В. И. Суриков, на какой — то деловой бумаге так искусно, что губернатор города подумал, что она настоящая? (Муха).
4. Как называется доска на которой рисовал В. И. Суриков? (Мольберт).
5. Как сейчас называется дом, где родился и вырос В. И. Суриков? (Музей).
11 слайд.
Воспитатель: Позднее юное дарование заметил Красноярский золотопромышленник Петр Иванович Кузнецов, отправивший учиться юношу в столичный Петербург. Годы учебы промелькнули быстро. За дипломную работу Суриков получил самую высокую награду — большую золотую медаль. И дальше продолжил свою учебу за границей. Но чем дольше он путешествовал, тем сильнее его тянуло на Родину, в Сибирь. В своих картинах он хочет рассказать о красоте русского человека, его смелости, решимости, любви к Родине, гордости за её историю. И по возвращению в Петербург он пишет свою первую историческую картину.
12 слайд. (Картина — «Утро стрелецкой казни»)
Воспитатель: Посмотрите на экран. Вам знакома эта картина? Да, это «Утро стрелецкой казни».
Ребята, вы позволите мне стать экскурсоводом и рассказать об этой картине? И так — эта первая историческая картина, написанная В. И. Суриковым.
(Звучит музыкальный фрагмент «Рассвет на Москва — реке» М. П. Мусорского, дети рассматривают картину).
- Кто такие «стрельцы»? Это царская армия, созданная для несения пограничной службы и подавления мятежей. Жилось им нелегко: платили мало, часто били. Всё это вызвало недовольство стрельцов, и они восстали против такой жизни. И тогда над ними началась жестокая расправа. Их били, пытали, рубили головы.
- Посмотрите, справа на картине на коне молодой царь Петр, он разгневан, как могли пойти против его воли. Слева — телеги со стрельцами, их видно сразу по белым рубахам и свечам в руках. Это сильные, мужественные люди. Наступила скорбная минута прощания с родными: онемела от горя старуха — мать, плачут от страха дети, рыдает молодая жена.
Картина произвела неотразимое впечатление.
Картина была прямо на выставке куплена П. М. Третьяковым и выставлена в картинной галерее, где мы её с вами сейчас и видим.
13 слайд.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам побывать в роли экскурсовода. У кого есть желание?
Ребенок: Посмотрите на экран. Вам знакома эта картина? (Ответы). Да, это «Взятие снежного городка».
На картине художник изобразил забавы сибирских казаков. Они обычно происходили на Масленицу. Посмотрите, в центре картины лихой казак на черном коне штурмует снежную крепость, и ему это удается. Кругом много народа, который веселиться, у всех радостные лица.
Картина поднимает настроение, хочется смеяться вместе с ними.
Воспитатель: Спасибо. Кто ещё хочет побывать в роли экскурсовода? А о какой картине ты хочешь рассказать?
14 слайд.
Ребенок: Внимание на экран.
Перед вами картина «Переход Суворова через Альпы». Это историческая картина. На ней изображена неприступность скалистых гор, которые переходит русская Армия. Вы видите полководца А. Суворова на белом коне. Его лицо обращено к солдатам, он подбадривает их, ведь поход через горы тяжелый и трудный. А солдаты с любовью смотрят на своего полководца, они доверяют ему и готовы выполнить любой его приказ. Эту картину купил у В. Сурикова сам император. И за нее В. И. Суриков был награжден Орденом Святого Владимира четвертой степени.
Воспитатель: Молодцы! Вы попробовали себя в роли экскурсовода и справились.
Вы знаете, в Третьяковской галерее великое множество картин. И сразу все картины невозможно выставить в залах. Поэтому некоторые из них находятся в хранилищах, где всё возможно, и картины могут отсыреть, где-то может отлететь краска, они могут испортиться и потерять свой первоначальный вид, то есть картины могут заболеть. И тогда им на помощь приходят люди. Как называется профессия у этих людей? (Реставраторы).
15 слайд.
Воспитатель: Конечно, реставраторы — это люди, которые подлечат картину и придадут ей первоначальный вид. И картины станут, как новые и будут жить ещё долго, долго.
Давайте и мы с вами сегодня побудем в роли реставраторов. Полечим картины.
Игра «Реставраторы»
Воспитатель: Вот, посмотрите у нас на подносах кусочки от картин, которые надо собрать в одно целое, то есть отреставрировать. У нас четыре картины. Сейчас вы распределитесь по два человека и начнете лечить свои картины. Вам нужно собрать их в одно целое, затем перенести на основу, далее оформить в рамку и разместить на этом стенде — выставки.
(Звучит фоновая музыка).
Воспитатель: Посмотрим, какие картины вы отреставрировали :
1.«Переход Суворова через Альпы».
2. «Боярыня Морозова».
3. «Взятие снежного городка».
4. «Богатыри» В. Васнецова.
Воспитатель: Ребята, а все ли картины здесь написаны одним художником? (Ответы).
- Молодцы, с ролью реставраторов вы справились!
Воспитатель: Сегодня мы с вами, путешествуя по залам Третьяковской галереи, побывали и в роли экскурсоводов, и в роли реставраторов. А вот в какой роли мы с вами сегодня ещё не были? (Ответы).
- Да, в роли художников. Давайте попробуем. У меня есть идея! Есть такой вид художественной деятельности, который называется коллаж. Мы с вами уже знакомы с ним.
16 слайд (На экране — комнаты).
Воспитатель: Вы рассматривали открытки где родился и жил великий художник. Я предлагаю сделать коллаж некоторых комнат.
Игра «Собери коллаж»
Воспитатель: Вот комнаты (показываю плоский макет).
- Вы сейчас разделитесь на две группы и попытаетесь создать интерьер, который вы видели в музее. Но будьте внимательны, вы должны обставить комнаты старинной мебелью тех времен, когда жил В. Суриков. (Фоновая музыка).
- Ребята, когда закончите свои макеты, то выставляйте их на стенде.
Презентация коллажей. (можно пригласить гостей, помочь детям, в качестве консультантов).
Воспитатель: Давайте, посмотрим и оценим ваши работы. Почему у вас на подносах остались заготовки мебели?
Дети: Это современная мебель, раньше такой не было.
Воспитатель: Молодцы, вы наблюдательные и внимательные. Справились с заданием.
17 слайд. (Дом-музей Сурикова)
Закончить наше виртуальное путешествие в картинную галерею я хочу прекрасным стихотворением о нашем земляке.
«Суриков — гордость России»
В Красноярске есть домик нетронутый.
В нем старинный уклад сохранен.
Здесь родился художник особенный —
Покоритель эпох и времён!
Все великое, гордое, чистое
он в картинах живых воспевал.
Красоту и геройство российское
Акварелью холсту передал.
Сколько силы, отваги палитрою.
Лишь ему передать суждено.
Отразилась вся Русь колоритная.
На бессмертных холстах его!
Дорогие картины красуются
В самых лучших музеях страны.
Поколение мира любуется
Мастерством живописца земли!
Я хочу сказать вам спасибо за прекрасное путешествие. До новых встреч!