Валентина Брусова
«Путешествие в город Геометрических фигур». Конспект занятия по математике в старшей группе по программе «Детство»
▼ Скачать + Заказать документы
Предварительная работа. Познакомить с новейшими техническими средствами – мобильным телефоном, компьютером. Рассказать о значении выражений: «компьютерная сеть», «компьютерный вирус», «компьютер завис», «антивирусная программа», «сбросить программу на диски», «информацию хранят на дисках», «электронная почта».
Цель:
• Упражнять в счете десятками, двойками, тройками;
• Учить решать текстовые задачи в одно и два действия, самостоятельно выкладывая изображение по схеме, соотносить цвет – длину – число, использовать различные способы сравнения по длине (приложение на глаз);
• Продолжать осваивать состав числа;
Публикация «„Путешествие в город Геометрических фигур“, Конспект занятия по математике в старшей группе по программе „Детство“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2013
• Развивать логическое мышление: умение координировать и декодировать информацию о свойствах объектов, разбивать множество по двум совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или».
Демонстрационный материал. Мобильный игрушечный телефон; плакаты, на которых при помощи цветных палочек выложены дома, транспорт, животные, птицы, схема корабля; бинокль; плакаты с цветными цифрами; домики из ковриков-пазлов с цветными числами, компьютер игрушечный; символы Дьенеша; таблица с цветными числами от 0 до 99.
Раздаточный материал (для каждого ребенка). Цветные палочки Кюизенера, плоские и объемные блоки Дьенеша, чистый лист бумаги (компьютер, геометрические фигуры, вырезанные из цветной бумаги, лист с пересекающимися кругами (диски) – синим и красным, карточки с символами (дискеты).
Ход занятия.
Звонит мобильный телефон.
Воспитатель (говорит по телефону). Алло! Здравствуйте! Да, это детский сад №33 «Радуга», подготовительная к школе группа №10. Хорошо, постараемся. (Обращается к детям). Звонила Царица Математика. Она сказала, что в городе Геометрических Фигур беда – в компьютерную сеть попал вирус. Компьютеры «зависли» - не выдают нужную информацию. Царица просит нас «вылечить» их. Вы согласны помочь? (Да). До Города Геометрических Фигур далеко. Я предлагаю добираться до него на поезде. Давайте поспешим, на станцию уже прибыл поезд. (На столах у детей из палочек Кюизенера в порядке увеличения размеров "вагонов» - от самого короткого, белого, до самого длинного, оранжевого, - выложен поезд).
Воспитатель: Дети, рассаживайтесь по вагонам. Осторожно, двери закрываются, поезд отправляется. (Слышится гудок и тихий стук колес поезда). Чтобы не скучать в пути, давайте поиграем в «вопросы и ответы».
• Ира, в каком по счету вагоне ты едешь? Какого он цвета?
• Павлик, какие по счету «соседи» у твоего вагона?
• Дети, в каком вагоне по счету едет Павлик?
• Саша, сколько мест в твоем вагоне?
• Дети, какого цвета Сашин вагон?
• Таня, какие по счету вагоны стоят слева от твоего вагона? Какого цвета твой вагон?
• Витя, какого цвета вагоны справа от твоего вагона? Какой он по счету?
• Женя, между вагонами какого цвета находится твой вагон? Какой по счету твой вагон?
• Ребята, какой вагон самый короткий? Какой он по счету? Какой вагон самый длинный? Какой он по счету? (Ответы).
Воспитатель: Дети, идет кондуктор. Приготовьте, пожалуйста, разменные монеты. И расскажите, как вы будете расплачиваться, если билет стоит шесть рублей. (Дети отвечают, используя палочки Кюизенера:
1 +1 + 1 + 1 + 1 + 1 = 6 руб.
1 + 5 = 6 руб.
2 + 1 + 1 + 1 + 1 = 6 руб. и. т. д.)
Воспитатель: Дети, а из каких чисел можно составить число шесть?
Дети: 2 + 4 = 6; 3 + 3 = 6; 4 + 2 = 6; 5 + 1 = 6;(рис. 2)
Воспитатель: Внимание! наш поезд прибыл на конечную станцию. Это Город Веселых Мастеров. (Показывает плакат, на котором из палочек Кюизенера выложены дома, транспорт и т. п.). В нем живут веселые мастера, они все время что-то строят их цветных палочек. Самый умелый из них – мастер Палочкин-Считалочкин. (Дети рассматривают постройки из палочек Кюизенера). Все здесь построено из цветных палочек. Дети, вам нравиться?
Дети: Да.
Воспитатель: Да, хорошо здесь, но нам надо спешить в Город Геометрических Фигур. До него еще очень далеко! Он стоит на Реке Задач, и добраться туда можно только на корабле. Давайте с помощью мастера Палочкина-Считалочкина и цветных строительных палочек построим корабль.
Дети по схеме-образцу выкладывают из палочек Кюизенера корабль.
Воспитатель: А чтобы зайти на корабль, надо построить трап и ответить на вопросы. (Дети выкладывают трап – лесенку из палочек Кюизенера рис. 4).
• Дети, какая по счету ступенька самая низкая? Какого она цвета?
• Какая по счету ступенька самая высокая? Какого она цвета?
Ответы детей.
Воспитатель: А сейчас поднимаемся по трапу и сосчитаем ступеньки. (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,10). Вот мы и на корабле. Он отчаливает от берега и отправляется в плавание по Реке Задач. А чтобы наш корабль не сел на мель, нам надо решить задачи. Слушайте условие внимательно, решайте, а ответы показывайте с помощью цветных палочек.
Задачи:
• У Тани пять игрушек, у Маши столько же. Сколько Игрушек у Тани и Маши вместе? (Десять).
• На горке катались восемь детей, трое ушли домой. Сколько детей осталось? (Пять детей). В какое время года катались дети? (Зимой). Назовите зимние месяцы (Декабрь, январь, февраль).
• Маша испекла шесть пирожков с капустой и четыре пирожка с вареньем. пять пирожков съели. Сколько пирожков осталось? (Пять пирожков).
• В коробке лежало пять карандашей. Вова положил в коробку еще три карандаша. Потом он отдал Маше четыре карандаша. Сколько карандашей осталось в коробке? (Четыре карандаша).
Воспитатель: (смотрит в бинокль) Вижу Город Цветных Чисел. Давайте заедем и познакомимся с его жителями. (Показывает таблицу с цветными числами от 0 до 99)
• Назовите числа от 0 до 10 и обратно.
• Какие «соседи» у числа 5?
• Какие числа стоят между числами 3 и 7?
• Какие числа стоят слева от числа 6?
• Какие числа стоят справа от числа 2?
• Назовите числа, стоящие перед числом 5?
• Назовите числа, стоящие после числа 7?
• Какие числа меньше числа 4?
• Какие числа больше числа 6?
• Назовите четные (нечетные) числа.
• Посчитайте двойками (тройками, десятками).
• У меня два десятка и пять единиц. Как меня зовут? (25)
Воспитатель: А теперь можно и отдохнуть. (Проводится физкультминутка.
Воспитатель показывает коричневую- 4 – палочку Кюизенера).
• Столько раз попрыгайте на двух ногах. (коричневая- 4)
• Столько раз шагните вперед. (красная- 2 –палочка)
• Столько раз шагните назад. (светло-зеленая- 3 –палочка)
• Столько раз присядьте. (белая- 1- палочка)
Воспитатель: Ну, нам пора отправляться в путь. На корабле стало прохладно, и жители Города Цветных Чисел подарили нам волшебные трубочки, из которых можно сделать обогреватели. Составьте из палочек обогреватели (длинной 7 см) различными способами. (дети с помощью палочек Кюизенера выкладывают состав числа 7:
1 +1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 = 7;
1 + 6 = 7;
2 + 5 = 7;
3 + 4 = 7;
4 + 3 = 7;
5 + 2 = 7;
6 + 1 =7.
Воспитатель: Тепло, уютно стало на корабле, можно поиграть в вопросы и ответы.
• Какие дни недели вы знаете?
• Назовите день недели между четвергом и субботой.
• Какой день недели предшествует четвергу?
(Ответы детей).
Воспитатель: Вот мы и подплыли к Городу Геометрических Фигур. Сразу же возьмемся за дело – вылечим компьютеры. а сделать это можно с помощью антивирусных программ, которые закодированы на этих карточках.
Дети декодируют информацию.
Воспитатель: Молодцы, давайте введем программы и уничтожим вирусы. (Вкладывайте карточки с правильными ответами в компьютер). А теперь поиграем в компьютерную игру «Лото». Придвиньте мониторы ваших персональных компьютеров (альбомные листы) и выложите задание. На середину экрана поместите большой синий круг. В левом верхнем углу разместите маленький желтый квадрат. В правый нижний угол поместите большой красный треугольник. В левом нижнем углу разместите большой синий прямоугольник. В правый верхний угол поместите маленький желтый круг.
Молодцы! А сейчас снова за работу. Нам надо правильно разместить информацию на синем и красном дисках, а самое главное – на их пересечении. Итак, на красный диск нужно сбросить такую программу: «только квадраты». А на синий диск – «только сини фигуры».
(Дети работают с плоскостными фигурами Дьенеша).
• Дети, какая же информация окажется на пересечении дисков?
(Синие квадраты – маленькие и большие)
Воспитатель: Вся информация о геометрических фигурах храниться на дискетах. Я вам раздала дискеты, а вы с их помощью найдете нужную фигуру. Отправьте ее по электронной почте по адресу: Царица@Математика. ru. Если вы справитесь с заданием, Царица Математика подаст сигнал.
Дети по очереди вставляют в компьютер карточки с выполненным заданием. На дисплее зажигается красная или зеленая лампочка.
Воспитатель: Смотрите, Царица Математика подает зеленый сигнал. Значит. вы все сделали правильно. А сейчас пора возвращаться домой. Нас ожидает сверхзвуковой самолет. Руки в стороны, вверх, вперед- полетел наш самолет. (Звук взлетающего авиалайнера, дети изображают полет и приземление).
Воспитатель: Вот мы и приземлились. (Звонит телефон). Алло! Да, спасибо, все прекрасно! Я обязательно передам. (Обращаясь к детям). Царица Математика благодарит вас за помощь. Я тоже вами довольна и думаю, что вы всегда будете помогать тем, кто попал в беду.
«Осторожно, двери закрываются, поезд отправляется (работа с палочками Кюизенера)»
«Идет кондуктор. Дети, приготовьте, пожалуйста, разменные монеты»
(работа с палочками Кюизенера – состав числа)
«Город Веселых Мастеров»
(Плакат, на котором из палочек Кюизенера выложены дома, транспорт и др.)
«Город цветных чисел»
(Таблица с цветными числами от 0 до 99)
«Компьютерная игра - «Лото»
«Размещение информации на синим и красном дисках»
«Отправление нужной информации (фигуры) на электронную почту по адресу: Царица@Математика. ru