Юля Байгулова
Конспект занятия «Путешествие в Бумажную страну»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие в Бумажную страну»
Форма проведения – подгрупповая
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Цель: уточнить и расширить представления детей о бумаге, ее видах, свойствах, использовании бумаги в жизни человека.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия „Путешествие в Бумажную страну“» размещена в разделах
- Бумага. ИЗО, поделки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
Образовательная: познакомить детей с историей появления бумаги, как средства передачи информации, разными ее видами; познакомить с копировальной бумагой, ее свойствами и назначением.
Развивающая: развивать интерес к исследовательским действиям в процессе экспериментирования; учить обобщать результат опытов; умение обследовать предмет и устанавливать причинно – следственные связи в процессе выполнения действий с бумагой; пополнять словарь детей, речевую активность, развивать связную речь, ВПФ (внимание, память, мышление).
Воспитательная: воспитывать любознательность, интерес к познанию окружающего мира, умение сотрудничать.
Оборудование: коробка, прямоугольные листочки бумаги разного вида (тетрадная, газетная, конфетные фантики, оберточная, цветная, бархатная, салфеточная, картон, альбомная, копировальная) на каждого ребенка; бумажный кораблик, предметы, изготовленные из бумаги, пластины из воска и пластилина, блюдце с водой, губка, заточенные палочки, карандаши.
Предварительная работа: рассматривание, обследование предметов, изготовленных из бумаги, действия с бумагой.
Словарная работа: береста, папирус, пергамент, копировальная бумага.
Ход занятия
Орг. момент. Дети входят в группу. На столах образцы видов бумаги. На демонстрационном столе – коробка, восковые пластины и пластины из глины, заточенные палочки, ножницы, блюдце с водой, губка.
Педагог демонстрирует бумажный кораблик, говорит о том, что он волшебный, он понесет их в Бумажную страну. Педагог говорит: «Сейчас вы закроете глаза и представите, что плывете на корабле, а я буду произносить волшебные слова». Затем читает стихотворение:
«Кораблик непрочный, кораблик бумажный
В потоке морском несет нас отважно.
К неведомым странам, в чужие места
Кораблик бумажный с названьем «Мечта».
По окончании чтения стихотворения дети открывают глаза и видят перед собой предметы, сделанные из бумаги.
Основная часть
1. Знакомство с Бумажной страной. Вот и прибыли мы с вами в удивительное место: здесь, в этой стране все сделано из бумаги. Сегодня вы много интересного узнаете.
Дети садятся за столы.
1. Рассматривание и тактильное обследование листочков бумаги. На столах лежат листочки бумаги. Педагог рассказывает о том, что бумага бывает разная. Далее опытным путем дети убеждаются, что бумага бывает тонкая, толстая, гладкая, шершавая. Дети раскладывают листочки перед собой, рассматривают и тактильно обследуют каждый листочек и подводят итог: бумага разная. Листочки отличаются толщиной, фактурой.
2. Игра: «Найди такой же». Педагог показывает красивую картонную коробку, в которой лежат такие же листочки. Проводится игра: «Найди такой же листочек». Обращается внимание на то, что в коробке такие же листочки, и говорит детям, что он хочет поиграть в игру: «Найди такой же листочек». Педагог достает из коробки один листочек и говорит: «У меня кусочек газеты, у себя найдите такой же». Дети выполняют задание. Затем достает кусочек картона, дети находят такой же.
3. Беседа о назначении бумаги. Дети отвечают на вопросы: Для чего нужна людям бумага? (Ответы детей). Ответы детей сопровождаются демонстрацией образцов бумаги : тетрадная, писчая, альбомная, цветная бархатная, салфеточная, оберточная. Останавливаем внимание на тетрадной бумаге. Устанавливаем, что на такой бумаге мы пишем.
4. История бумаги. Сейчас мы пишем на бумаге тетрадной. Очень – очень давно, когда еще не было такой бумаги, а людям нужно было общаться. Они изобретали разные виды приспособлений для письма. Писали на глиняных и восковых плитках острыми предметами. Демонстрация иллюстраций.
Демонстрация восковых плиточек и острых палочек и действий с ними. Мы же с вами в волшебной стране, поэтому представим, что перед нами такие же плитки.
Опытная деятельность детей: а) рассматривание плитки, зрительное и тактильное обследование. Затем педагог берет в руку острую палочку и показывает детям, как писать ей по восковой плитке. Дети пробуют писать.
Демонстрация плиточек из сырой скульптурной глины и действия с ними.
Опытная деятельность детей: письмо по сырой глине палочкой.
5. Показ картинок видов бумаги по ИКТ. На чем еще писали люди? Использование ИКТ. По компьютеру дети смотрят картинки: берестяная грамота, папирус, пергамент. Педагог рассказывает о них.
Далее педагог рассказывает о том, что только намного позднее появилась современная бумага. Делать ее стали из дерева. Беседа о том, что бумаги нужно много, значит, приходилось рубить много деревьев. Поэтому, чтобы сберечь деревья, стали собирать старую, использованную бумагу – макулатуру. Этим сохраняются деревья.
6. Рассматривание предметов, изготовленных из бумаги : газета, книга, альбом, конверт, аппликации из картона и цветной бумаги. Вопрос: Что еще можно делать из бумаги? (Дети называют бумажные предметы по памяти). Проводится игра: «Собери предметы из бумаги». На демонстрационном столе лежат разные предметы, изготовленные из бумаги и других материалов. Дети выбирают только предметы, изготовленные из бумаги, и называют их. Затем педагог задает вопрос: «Можно ли делать из бумаги одежду, мебель, посуду? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно провести опыты и вспомнить о свойствах бумаги.
7. Решение проблемной ситуации с помощью практических действий детей. После того, как мы проведем опыты, сможем ответить на вопрос: Все ли предметы можно сделать из бумаги? Почему? Для этого нам необходимо познакомиться со свойствами бумаги : что можно с ней делать и какая она бывает?
Дети под руководством Педагога производят опыты с бумагой.
1. Дети берут лист тетрадной бумаги, мнут его и пытаются разгладить. Вывод: бумага может сминаться и не разглаживается.
2. Дети рвут бумагу. Вывод: она непрочная и рвется. 2 - ой вариант опыта: попытка порвать листочек картона. Почему трудно рвется картон? (Он плотнее).
3. Проводят мокрой губкой по листу бумаги. Вывод: бумага намокает и расползается. Один из детей формулирует вывод: бумага непрочная, она может мяться, рваться, намокать, поэтому из нее не делают одежду, мебель и посуду.
Динамическая пауза: «Превращаемся в бумагу»
Вокруг себя обернись и в бумагу превратись! (Дети кружатся вокруг себя).
Бумага, развернись! (ноги на ширине плеч, руки в сторону).
Потом пополам сложись, вот так! (наклонились вперед)
А теперь вот так! (наклонились в сторону)
Сомнись, в комочек превратись! (приседают, обхватывают колени руками).
Комочек, лети вверх! (подпрыгивают).
Комочек развернись! (ноги на ширине плеч, руки в стороны).
Вокруг себя обернись, снова в ребяток превратись!
Замечательно повторяли!
Понравилась игра?
8. Игра: «Бывает – не бывает». Педагог хвалит детей и просит сыграть с ним еще в одну игру: «Бывает – не бывает?». Он задает вопросы: Бывает бумажное пальто? Тарелка? Стол? Сапоги? Книга? Коробка? И т. д. Если: «бывает», хлопать в ладоши.
9. Знакомство с копировальной бумагой. Педагог достает из коробочки листочек копировальной бумаги и обращается к детям, говорит, что у него в коробочке лежит еще бумага. Она очень интересная. Показывает эту бумагу. Перед каждым ребенком лежит листочек такой же бумаги.
Рассматривание копировальной бумаги и беседа о ней (с помощью практических действий уточняем, какая часть бумаги копирует). Педагог спрашивает у детей, знают ли они, что это за бумага и для чего она нужна? Педагог демонстрирует действия с этой бумагой : пишем, укладывая бумагу между слоями тетрадной бумаги разными сторонами и уточняем, какая сторона копирует. У каждого ребенка по 2 образца. По точкам дети рисуют снеговика, используя копировальную бумагу.
Дети опытным путем убеждаются, для чего она нужна: копировальная бумага нужна для того, чтобы можно было делать, например, много одинаковых рисунков.
Заключительная часть занятия.
Дети отвечают на вопросы педагога: «Понравилось в Бумажной стране? Что вы теперь знаете о бумаге? (Ответы детей) Он благодарит детей за работу на занятии и дарит им подарки в красивой коробке. Спрашивает, из чего сделана коробка? Показывает конфеты в обертке и спрашивает, из чего обертка?
Дети прощаются с Бумажной страной, вместе с педагогом «садятся в кораблик» и «уплывают». При чтении стихотворения:
«Кораблик непрочный, кораблик бумажный,
В потоке морском несет нас отважно
Из дальней страны в родные места.
Кораблик бумажный с названьем : Мечта».
закрывают глаза и открывают их по окончании чтения. Уходят в группу.