Папки-передвижки

«Путешествие в Арктику». Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе

Нина Дрягина
«Путешествие в Арктику». Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Цели:

ОО "Познание" + ОО "Коммуникация"

1) Закрепить представление о диких животных Арктики и их детенышах

(внешний вид, образ жизни и повадки).

2) Формировать знания о некоторых природных явлениях Крайнего Севера

(Северное сияние, полярная ночь, вечная мерзлота).

3) Продолжать учить искусству диалога с педагогом, с детьми,

понимать смысл загадок, четко проговаривать скороговорки).

4) Развивать воображение, уметь использовать в описании

Публикация «„Путешествие в Арктику“, Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе» размещена в разделах

природных явлений образные выражения.

5) Упражнять детей в подборе эпитетов,

сравнений к заданному слову.

ОО "Театр" + ОО "Коммуникация".

-Учить составлять рассказы - миниатюры из 2 - 3 предложений

- Развивать творческое воображение, артистические,

звукоподражательные и пантомимические способности.

- Активизация словаря:

1) Арктика, айсберг, касатка, ласты, льдина, глобус, тюлень, Белек, Хохлуша, Серка, Белый медведь, медвежонок, моржиха, моржонок, Северное сияние, Сполохи, вечная мерзлота, полярная ночь и т. д.

2) Обогащение словаря признаков (толстокожий, огромный, клыкастый и т. д.).

ОО " Художественное творчество" + ОО " Музыка"

1) Учить образному отражению впечатлений красоты северной природы в своих рисунках.

2) Развивать эстетическое и музыкальное восприятие.

ОО " Физическая культура" + ОО " Безопасность"

Закрепить умения ходить, бегать, перепрыгивать, не наталкиваясь друг на друга, приучать действовать сообща, придерживаясь с опорой, на зрительные ориентиры, менять направление и характер движения в соответствии с указанием педагога.

ОО " Социализация"

Воспитывать умения слушать педагога, детей, сопереживать, уметь действовать в коллективе.

Материал для НОД:

Глобус, карта Арктики, макеты Арктики, игрушки животных Севера и их детенышей, разноцветные восковые мелки, листы картона черного цвета, мини - лыжи, модели льдин разной конфигурации, котелок, пластмассовые рыбки, удочки с магнитиками, цветные мелки, цветик - семицветик.

Музыкальный фон:

Песня мамонтенка, релаксация – звуки живой природы, колыбельная медведицы.

Предварительная работа:

- рассматривание картины на Севере Крайнем

- посещение Ломоносовской библиотеки и Краеведческого музея с детьми и родителями, как участниками образовательных отношений.

- рассматривание фотографий, иллюстраций об Арктике

- совместное творчество детей и родителей на тему «Животные Арктики»

ОО «Художественное творчество» .

- рисование на тему " Северное сияние"

- лепка "Северный олень"

- конструирование из бумаги " Оригами Полярная сова" и " Оригами Умка"

Художественная литература:

1) И. Кефалиди " Катерок отправляется в Арктику"

2) Ю. Яковлев "Умка"

3) О. Сидоренко "Приключения Медвежонка Лу и его друзей", «Ледяное чудо", " Трудно быть вожаком", " Как Олененку Ходулю медведь на ухо наступил"

Оргмомент. Сообщение темы.

– Наша Земля самая красивая и неповторимая, и чтобы познакомиться с ней поближе люди изобрели глобус – это модель нашей Земли. Посмотрите, больше всего на глобусе синего цвета – это океаны и моря. Вода в них соленая. В студеных морях даже летом плавают большущие льдины и айсберги – ледяные горы. И сегодня мы с Вами отправимся на Северный Полюс.

Основная часть.

– Дети, у меня в руках цветик-семицветик. Давайте, оторвем листок, загадаем желание и скажем хором:

«Лети – лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг.

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели».

– Вели, чтобы мы оказались на Крайнем Севере. Представьте, что все мы тепло одеты. Вот и Арктика! С давних пор она привлекала людей! В Арктике вечная мерзлота – снег круглый год, даже летом, а также длинная полярная ночь – темная ночь длиться всю зиму и только звезды освещают землю (воспитатель обращает внимание детей на картину «На Севере Крайнем»).

Загадка

«Где сугробы, стужа, лед,

Где пурга снега метет,

Там хозяин в шубе снежной

Ходит по снегам безбрежным

Лишь черны глаза и нос,

Пощадил их злой мороз»

(Белый медведь)

Правильно, самый крупный житель Арктики – это белый медведь.

– Что вы знаете о нем?

–Чем питается белый медведь?

– Правильно, рыбой. Но иногда он не против полакомиться и тюленем. Тюлени очень неуклюжи на льдинах и становятся добычей.

– У медведя мех густой белый, это помогает ему быть незаметным на снегу и во льдах, но выдает его черный нос. Поэтому мишка, когда подбирается к добыче, прикрывает его своей огромной белой лапой. Также медведи – очень хорошие пловцы.

–Ребята, каких медведей вы знаете?

– А чем отличается белый медведь от бурого медведя?

– Верно, но не только цветом шерсти и размерами. Белые, в отличие от бурых медведей, – настоящие хищники ведь растительной пищи в Арктике просто нет.

–А теперь нам с вами нужно согреться. Ведь мы находимся на Северном Полюсе.

Физкультминутка.

Дети делятся на 2 команды: «Белые медведи» и «Касатки». По заданию воспитателя дети одевают мини-лыжи, пробегают небольшое расстояние от установленного знака (флажок, затем снимают лыжи, перепрыгивают с льдины на льдину разной конфигурации. Первая команда перемещается по льдинам ромбовидной формы, вторая – по льдинам трапециевидной формы, затем дети добираются до лунок, в каждой лунке – рыбки на магнитах. Тут же удочки с магнитами. Задание: каждому необходимо поймать по 2 рыбки, оббежать вокруг лунки, по тем же льдинам вернуться к флажку. Одеть лыжи, добежать до финиша, положить рыбку в котелок, прочитать скороговорку («Ловись рыбка: большая и маленькая» 2 раза) и передать эстафету другому.

Музыкальная пауза

(Звучит релаксационная музыка)

– Ребята, что можно увидеть на ночном арктическом небе? (Педагог обращается к картине «На Севере крайнем») Правильно, это северное сияние.

– А как его можно назвать по-другому? (сполохи)

– А кто из Вас может подробнее описать северное сияние? (Часть детей по желание, рассказывают, как они представляют северное сияние, в то же время 2 часть детей рисует северное сияние мелками на черном картоне).

– А теперь послушайте, как я представляю северное сияние. Небо пылает, неведомая сила колеблет огромный занавес. Крупные четкие складки украшают его. Волны то красного, то зеленого цвета.

- А теперь продолжим наше путешествие по Крайнему Северу.

Загадка:

«Они на холоде лежат,

Но от стужи не дрожат,

Пусть ветер и вода свежи

На пляж идут клыкастые?.»

(Моржи)

- Конечно моржи, что вы знаете об этих животных?

- Ярко блестят белый стрелы могущих бивней на усатой морде, а сами они темно-коричневые, как будь то загорели. На кого они похожи? Верно, на тюленей, но гораздо крупнее их».

Игра: «Малыш потерялся»

- Ребята, помогите детенышу найти свою маму! ( На льдинах расставлены фигурки животных: белого медведя, моржа и тюленя). Дети находят на других льдинах детенышей этих животный и называют их: медвежонок, моржонок, белек и относят их к мамам).

- Ребята, давайте обратим внимание на медведицу и медвежонка. Представьте, чтобы могли сказать друг другу мама-медведица и медвежонок, при встрече после долгой разлуки. В упражнении дети проговаривают, придумывают ласковые слова и выражения после долгой разлуки (музыкальный фон из мультфильма «Умка»).

Загадка:

«За треской и за селедкой

Может плавать очень ловко

И ныряет целый день

Это северный. ?»

(Тюлень)

- Ребята, давайте обратим внимание на тюлениху и детеныша. Как называется детеныш тюленя? (белек).

- А когда белек подрастет? (хохлуша).

- А когда станет почти взрослым? (серка). Ответы детей сопровождаются иллюстрациями и фотографиями.

- А теперь подойдем к моржихе с детенышем. Дети подбирают слова – определения к слову морж. Ответы: клыкастый, усатый, неуклюжий, ластоногий, коричневый, неповоротливый. Дети изображают моржей.

Заключительная часть.

- Вот и закончилось наше путешествие в Арктику. Мы возвращаемся, а красоту севера уносим с собой, в своем сердце. Дети отрывают лепесток и произносят:

«Лети – лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг.

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели».

Вели, чтобы мы вернулись домой.

- Вот мы и дома, в Архангельске (педагог вносит карту Арктики и задает контрольные вопросы).

- Где мы побывали?

- Где находится Арктика?

- Какие животных мы там встретили?

- Почему у животных такая густая шерсть или толстый слой подкожного жира?

- Что мы делали?

- Что Вам понравилось?

Методические рекомендации:

Чтобы повысить интерес детей к теме Арктики, можно использовать не только НОД, но и другие методы: экскурсии в библиотеку, Краеведческий и Арктический музеи, сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы, заучивание стихов, фильмы о природе.

Публикации по теме:

Горизонтальный пластический балет «Северное сияние» Холодный леденящий души далёкий север, вечная мерзлота, ночь. И только маленькие хрустальные снежинки сияют в отблеске холодной луны. 1. Лёжа.

Проект «Белые обитатели Арктики» ВидеоПроект «Белые обитатели Арктики» Видео Информационная карта проекта Автор проекта : Дубина Т. Н. Вид проекта: групповой, краткосрочный Актуальность: формирование у дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Путешествие в Арктику». Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе
Опубликовано: 30 марта 2014 в 23:33
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Путешествие в Арктику». Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Нина Дрягина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД