Нина Дрягина
«Путешествие в Арктику». Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
ОО "Познание" + ОО "Коммуникация"
1) Закрепить представление о диких животных Арктики и их детенышах
(внешний вид, образ жизни и повадки).
2) Формировать знания о некоторых природных явлениях Крайнего Севера
(Северное сияние, полярная ночь, вечная мерзлота).
3) Продолжать учить искусству диалога с педагогом, с детьми,
понимать смысл загадок, четко проговаривать скороговорки).
4) Развивать воображение, уметь использовать в описании
Публикация «„Путешествие в Арктику“, Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе» размещена в разделах
- Животные севера. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
природных явлений образные выражения.
5) Упражнять детей в подборе эпитетов,
сравнений к заданному слову.
ОО "Театр" + ОО "Коммуникация".
-Учить составлять рассказы - миниатюры из 2 - 3 предложений
- Развивать творческое воображение, артистические,
звукоподражательные и пантомимические способности.
- Активизация словаря:
1) Арктика, айсберг, касатка, ласты, льдина, глобус, тюлень, Белек, Хохлуша, Серка, Белый медведь, медвежонок, моржиха, моржонок, Северное сияние, Сполохи, вечная мерзлота, полярная ночь и т. д.
2) Обогащение словаря признаков (толстокожий, огромный, клыкастый и т. д.).
ОО " Художественное творчество" + ОО " Музыка"
1) Учить образному отражению впечатлений красоты северной природы в своих рисунках.
2) Развивать эстетическое и музыкальное восприятие.
ОО " Физическая культура" + ОО " Безопасность"
Закрепить умения ходить, бегать, перепрыгивать, не наталкиваясь друг на друга, приучать действовать сообща, придерживаясь с опорой, на зрительные ориентиры, менять направление и характер движения в соответствии с указанием педагога.
ОО " Социализация"
Воспитывать умения слушать педагога, детей, сопереживать, уметь действовать в коллективе.
Материал для НОД:
Глобус, карта Арктики, макеты Арктики, игрушки животных Севера и их детенышей, разноцветные восковые мелки, листы картона черного цвета, мини - лыжи, модели льдин разной конфигурации, котелок, пластмассовые рыбки, удочки с магнитиками, цветные мелки, цветик - семицветик.
Музыкальный фон:
Песня мамонтенка, релаксация – звуки живой природы, колыбельная медведицы.
Предварительная работа:
- рассматривание картины на Севере Крайнем
- посещение Ломоносовской библиотеки и Краеведческого музея с детьми и родителями, как участниками образовательных отношений.
- рассматривание фотографий, иллюстраций об Арктике
- совместное творчество детей и родителей на тему «Животные Арктики»
ОО «Художественное творчество» .
- рисование на тему " Северное сияние"
- лепка "Северный олень"
- конструирование из бумаги " Оригами Полярная сова" и " Оригами Умка"
Художественная литература:
1) И. Кефалиди " Катерок отправляется в Арктику"
2) Ю. Яковлев "Умка"
3) О. Сидоренко "Приключения Медвежонка Лу и его друзей", «Ледяное чудо", " Трудно быть вожаком", " Как Олененку Ходулю медведь на ухо наступил"
Оргмомент. Сообщение темы.
– Наша Земля самая красивая и неповторимая, и чтобы познакомиться с ней поближе люди изобрели глобус – это модель нашей Земли. Посмотрите, больше всего на глобусе синего цвета – это океаны и моря. Вода в них соленая. В студеных морях даже летом плавают большущие льдины и айсберги – ледяные горы. И сегодня мы с Вами отправимся на Северный Полюс.
Основная часть.
– Дети, у меня в руках цветик-семицветик. Давайте, оторвем листок, загадаем желание и скажем хором:
«Лети – лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг.
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели».
– Вели, чтобы мы оказались на Крайнем Севере. Представьте, что все мы тепло одеты. Вот и Арктика! С давних пор она привлекала людей! В Арктике вечная мерзлота – снег круглый год, даже летом, а также длинная полярная ночь – темная ночь длиться всю зиму и только звезды освещают землю (воспитатель обращает внимание детей на картину «На Севере Крайнем»).
Загадка
«Где сугробы, стужа, лед,
Где пурга снега метет,
Там хозяин в шубе снежной
Ходит по снегам безбрежным
Лишь черны глаза и нос,
Пощадил их злой мороз»
(Белый медведь)
Правильно, самый крупный житель Арктики – это белый медведь.
– Что вы знаете о нем?
–Чем питается белый медведь?
– Правильно, рыбой. Но иногда он не против полакомиться и тюленем. Тюлени очень неуклюжи на льдинах и становятся добычей.
– У медведя мех густой белый, это помогает ему быть незаметным на снегу и во льдах, но выдает его черный нос. Поэтому мишка, когда подбирается к добыче, прикрывает его своей огромной белой лапой. Также медведи – очень хорошие пловцы.
–Ребята, каких медведей вы знаете?
– А чем отличается белый медведь от бурого медведя?
– Верно, но не только цветом шерсти и размерами. Белые, в отличие от бурых медведей, – настоящие хищники ведь растительной пищи в Арктике просто нет.
–А теперь нам с вами нужно согреться. Ведь мы находимся на Северном Полюсе.
Физкультминутка.
Дети делятся на 2 команды: «Белые медведи» и «Касатки». По заданию воспитателя дети одевают мини-лыжи, пробегают небольшое расстояние от установленного знака (флажок, затем снимают лыжи, перепрыгивают с льдины на льдину разной конфигурации. Первая команда перемещается по льдинам ромбовидной формы, вторая – по льдинам трапециевидной формы, затем дети добираются до лунок, в каждой лунке – рыбки на магнитах. Тут же удочки с магнитами. Задание: каждому необходимо поймать по 2 рыбки, оббежать вокруг лунки, по тем же льдинам вернуться к флажку. Одеть лыжи, добежать до финиша, положить рыбку в котелок, прочитать скороговорку («Ловись рыбка: большая и маленькая» 2 раза) и передать эстафету другому.
Музыкальная пауза
(Звучит релаксационная музыка)
– Ребята, что можно увидеть на ночном арктическом небе? (Педагог обращается к картине «На Севере крайнем») Правильно, это северное сияние.
– А как его можно назвать по-другому? (сполохи)
– А кто из Вас может подробнее описать северное сияние? (Часть детей по желание, рассказывают, как они представляют северное сияние, в то же время 2 часть детей рисует северное сияние мелками на черном картоне).
– А теперь послушайте, как я представляю северное сияние. Небо пылает, неведомая сила колеблет огромный занавес. Крупные четкие складки украшают его. Волны то красного, то зеленого цвета.
- А теперь продолжим наше путешествие по Крайнему Северу.
Загадка:
«Они на холоде лежат,
Но от стужи не дрожат,
Пусть ветер и вода свежи
На пляж идут клыкастые?.»
(Моржи)
- Конечно моржи, что вы знаете об этих животных?
- Ярко блестят белый стрелы могущих бивней на усатой морде, а сами они темно-коричневые, как будь то загорели. На кого они похожи? Верно, на тюленей, но гораздо крупнее их».
Игра: «Малыш потерялся»
- Ребята, помогите детенышу найти свою маму! ( На льдинах расставлены фигурки животных: белого медведя, моржа и тюленя). Дети находят на других льдинах детенышей этих животный и называют их: медвежонок, моржонок, белек и относят их к мамам).
- Ребята, давайте обратим внимание на медведицу и медвежонка. Представьте, чтобы могли сказать друг другу мама-медведица и медвежонок, при встрече после долгой разлуки. В упражнении дети проговаривают, придумывают ласковые слова и выражения после долгой разлуки (музыкальный фон из мультфильма «Умка»).
Загадка:
«За треской и за селедкой
Может плавать очень ловко
И ныряет целый день
Это северный. ?»
(Тюлень)
- Ребята, давайте обратим внимание на тюлениху и детеныша. Как называется детеныш тюленя? (белек).
- А когда белек подрастет? (хохлуша).
- А когда станет почти взрослым? (серка). Ответы детей сопровождаются иллюстрациями и фотографиями.
- А теперь подойдем к моржихе с детенышем. Дети подбирают слова – определения к слову морж. Ответы: клыкастый, усатый, неуклюжий, ластоногий, коричневый, неповоротливый. Дети изображают моржей.
Заключительная часть.
- Вот и закончилось наше путешествие в Арктику. Мы возвращаемся, а красоту севера уносим с собой, в своем сердце. Дети отрывают лепесток и произносят:
«Лети – лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг.
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели».
Вели, чтобы мы вернулись домой.
- Вот мы и дома, в Архангельске (педагог вносит карту Арктики и задает контрольные вопросы).
- Где мы побывали?
- Где находится Арктика?
- Какие животных мы там встретили?
- Почему у животных такая густая шерсть или толстый слой подкожного жира?
- Что мы делали?
- Что Вам понравилось?
Методические рекомендации:
Чтобы повысить интерес детей к теме Арктики, можно использовать не только НОД, но и другие методы: экскурсии в библиотеку, Краеведческий и Арктический музеи, сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы, заучивание стихов, фильмы о природе.