лариса Ширинкина
Формирование у детей дошкольного возраста интереса к народной культуре Южного Урала
▼ Скачать + Заказать документы
ормирование интереса у детей дошкольного возраста к народной культуре Южного Урала приобрело особую актуальность, так как в последнее время возникла необходимость вернуться к лучшим традициям своего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. В. Лободин отмечает, что «…от нашей российской духовности, нашей доброты мало что осталось, а с их потерей мы потеряли и силу, и здоровье. Мы почти вымирающая нация, поэтому возвращение к своей, именно своей духовности – для нас жизненно важная задача». Этому способствует система современного отечественного образования, которая призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. Этому способствует система современного отечественного образования, которая призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость.
Публикация «Формирование у детей дошкольного возраста интереса к народной культуре Южного Урала» размещена в разделах
Об этом говорится в Законе Российской Федерации № 273-ФЗ от 28.12.2012 года «Об образовании в РФ». В «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года» отмечена большая роль регионального компонента, позволяющего «обеспечить историческую преемственность поколений; сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитать патриотов России, граждан, обладающих высокой толерантностью».
А также Приказом Министерство образования и науки России от 17.10.2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» были определены основные целевые ориентиры для развития успешной личности дошкольника, для формирования у дошкольников различных компетенций.
Исходя из вышесказанного, следует отметить следующие образовательные проблемы:
- недостаточно сформированное представление детей дошкольного возраста о своей малой родине; о ее истории, культуре, красоте природы родного края;
- затрудненное осознание ребенком дошкольного возраста величия и представлений о малой родине;
- зачастую неуважительные отношения внутри семьи.
В соответствии с обозначенной выше проблемой нами были выделены задачи:
1. Изучить и проанализировать научную и учебно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть сущность и структурно – содержательную характеристику понятия «патриотического воспитания детей дошкольного возраста»;
3. Определить способы формирования патриотических качеств личности.
4. Описать условия формирования патриотических компетенций у детей дошкольного возраста.
5. Обобщить и предоставить полученные результаты.
Решение выше перечисленных задач привело нас к мысли о том что, формирование интереса у детей дошкольного возраста к народной культуре Южного Урала будет эффективным, если процесс происходит при комплексном использовании средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста таких как :
1) занятия различными видами народных искусств и игр;
2) освоение фольклора;
3) чтение детской литературы;
4) слушание и воспроизведение народной музыки.
На практике мы использовали разнообразные методы и формы работы с учетом возрастного мировосприятия детей дошкольного возраста :
• беседы о родном городе, стране;
• показ иллюстраций, фильмов, слайдов;
• прослушивание аудиозаписи. (Гимн страны; птичьи голоса, звуки родного леса и пр.);
• наблюдение (за изменениями в облике родного города; за трудом взрослых в детском саду; за сезонными изменениями в природе и пр.)
• использование фольклорных произведений (пословиц, поговорок, сказок, разучивание песен, потешек);
• народные подвижные игры («Чай-чай-выручай», «Гуси-лебеди», «Кандалы», «Кошки-мышки», «Вышибалы», «Ручеек», «Мигалки» и др.)
• знакомство с творчеством писателей и поэтов (Нина Пикулева, Нина Рыжикова, Галина Юрасова, Александр Куницын, и конечно же, Павел Бажов, художников, композиторов;
• организация тематических выставок детских рисунков («Люблю березу русскую», «Праздничный салют», «» и пр.)
• участие в календарных праздниках (Масленица, Пасха, Покровские посиделки, Рождество и др.);
Участие в различного рода акциях («Кормушка для птиц», «Дом для скворца»)
создание мини-музеев («Народные промыслы Южного Урала», «Стелла памяти участников ВОВ», «Камни родного края»);
создание мини-макетов («Вот моя деревня, вот мой дом родной.», «Русская изба», «По следам Серебряного копытца»).
Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, в группе также сформировалась атмосфера взаимоуважения.
Опыт работы показал, что позиция родителей, как воспитателей, стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Анализ совместных мероприятий и индивидуальные беседы с родителями показывает: родители регулярно участвуют в планировании образовательного процесса, принимают активное участие в организации образовательной деятельности, а также в оценивании результатов.
Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Сто процентов родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности. По результатам диагностики в группе нет родителей-наблюдателей; на 30% увеличилось число родителей-лидеров; до 70% выросло количество родителей-исполнителей.
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.