Татьяна Добровольская
«Путешествие ниточки». Творческо-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовили и провели воспитатели: Брежицкая Т. И. и Русанова Т. В.
Вид проекта : групповой
Сроки проведения: долгосрочный (октябрь-март)
Участники проекта : воспитанники старшей группы, воспитатели, родители.
Цель проекта : развивать у детей представления о возможностях обычных материалов (нитки, находить неожиданные варианты их использования, учиться конструировать и моделировать.
Задачи проекта :
1. Обратить внимание дошкольников на значение и разнообразие ниток в нашей жизни.
Публикация «„Путешествие ниточки“, Творческо-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Нитки. Поделки, рисование
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2021
2. Познакомить детей со свойствами и особенностями ниток в различных изделиях и постараться открыть ее новые возможности.
3. Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную активность.
4. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, воображение, любознательность, уверенность в своих силах.
Пополнить словарный запас детей новыми словами : - пряжа; - прядильный станок, ткацкий станок, вязальная машина, прялка, спица, крючок; - прядильщица, вязальщица, ткачиха; - автоматизация; - шелк, хлопок, синтетические нити; - тутовый шелкопряд; - капрон, ластик.
Актуальность проекта :
В. А. Сухомлинский писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка.
Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В дошкольном детстве малыш открыт всему миру.
С неимоверной скоростью ребенок впитывает в себя все многообразие открывшейся ему жизни.
Все, что нам взрослым уже давно понятно и не удивительно - ребенок воспринимает в первый раз - как игру, как чудо.
Как помочь ребенку не потеряться в этом мире.
Как научить видеть в обыденном и обычном, неприметном массу полезного для себя и людей, как научить пользоваться своими знаниями, как воспитать деятельного человечка – это то, что всегда волнует нас педагогов и родителей.
Художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию: отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние.
Поэтому так важно заниматься с ребенком продуктивной деятельностью, то есть ручным трудом.
При работе с нитью в разной технике, у детей развивается наглядно-образное мышление, творческое воображение, память, точность движений пальцев рук. Допустим, дети, занимающиеся изо нитью, приобретают такие качества, как усидчивость, целеустремленность, развивают свой творческий потенциал.
Этапы проекта :
1. Начальный этап – проектирование
Беседы
«Что такое нитка и для чего она нужна?»
«Что мы хотим узнать о нитке?»
«Как делают нитки?»
«Где можно найти нужную информацию»
- Рассматривание энциклопедий,
- Чтение книг
- Формулировка проблемных вопросов
- Выдвижение гипотез
- Планирование работы
2. Технологический этап (реализация проекта)
Сбор информации из разных источников (энциклопедии, словари, рассказы взрослых, самостоятельные суждения, телепередачи, Интернет)
Беседы («Нитка в пословицах, поговорках, загадках», «Какая бывает нить?»)
Сбор образцов нитки (швейная, вязальная, хозяйственная; шерстяная, льняная, и т. д.); создание коллекции ниток.
Опыт:
1. «Какая нить теплее?»
2. «Как влияет толщина нити на ее крепость?»
3. «Как прядется нить?»
4.«Какая нить сохнет быстрее?»
5.«Свойства разных нитей»
6. Наблюдения «Как мама использует нитку?»
7. Изготовление аппликаций, коллажей, ниткография, изонить.
Рефлексивный этап
- Обобщение и систематизация полученных знаний
- Фиксирование результатов полученных знаний (фотоальбом, полезные советы, памятка «Какие бывают нитки», «Зачем нужна нитка»)
- Формулирование выводов;
- Подготовка и проведение презентации.
Заключительный этап проекта – грамотный и интересный рассказ о проведенном исследовании всем интересующимся людям (детям, родителям, воспитателям).
Перспектива: найти новые возможности использования нитки в разнообразной деятельности детей.
Вывод: нитка нужна и интересна современным детям, поскольку открывает новые возможности для деятельности - нитка учит, забавляет и рукодельничает.
Беседы:
"Что мы знаем о ниточке?
- Нитками шьют, вяжут.
-Нитка бывает шерстяная т хлопчатобумажная.
Сравниваем нитки : по цвету, по толщине, по прочности.
Учимся вышивать и пришивать.
С ниткой можно играть.
Рисование изо-нитью.
Проводим опыты:
Берем нить, разрезаем ее на 8 частей. Кладем по одной части в емкости с :
-морковный сок
-зеленка
-йод
-марганцовка
-растворимый кофе
-крепкий чай
-гуашь красная и синяя
Рассматриваем результат через лупу или увеличительное стекло.
Использование дидактических игр:
"Какой котенок играет с клубком?"
Чтение детской тематической литературы и рассматривание иллюстраций.
Создание коллективной работы и музея ниточки.
Видео: https://www.youtube.com/embed/4IFgVjxxb8g