МААМ-картинки

Психолого-педагогическое обеспечение процесса адаптации обучающихся в ДОУ

Ольга Затонская
Психолого-педагогическое обеспечение процесса адаптации обучающихся в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

«Психолого-педагогическое обеспечение процесса адаптации обучающихся в ДОУ» (из опыта работы).

Поступление ребенка в дошкольное учреждение сопровождается периодом адаптации к новым условиям. При этом у ребенка происходят изменения социальной ситуации развития: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, отсутствие родителей, новое помещение, четкий режим дня, другой стиль общения, постоянный контакт со сверстниками- все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. Особенно болезненно переживают адаптацию дети раннего возраста, поскольку этот возраст характеризуется эмоциональной нестабильностью и обостренной чувствительностью к разлуке с мамой и страхом новизны. В связи с этим психологическое сопровождение процесса адаптации детей приобретает особую значимость и актуальность.

Публикация «Психолого-педагогическое обеспечение процесса адаптации обучающихся в ДОУ» размещена в разделах

Целью работы психолога в данный период является : создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада. Для достижения цели необходимы следующие задачи:

1. Обеспечение психологической поддержки и повышение компетентности родителей и педагогов в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада;

2. Снижение психоэмоционального напряжения у детей в период адаптации;

3. Формирование навыков межличностного взаимодействия в группе;

4. Развитие игровых навыков в соответствии с возрастом.

В период адаптации ребенка к ДОУ особенно значимо взаимодействие всех участников образовательного процесса. Для оптимального течения адаптации необходимо сотрудничество как педагогов и психолога, так и родителей, объединяющих свои усилия и обеспечивающих малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома. Таким образом, работа по психологическому сопровождению процесса адаптации проводится в следующих направлениях:

1. Работа (взаимодействие) с педагогами

2. Работа (взаимодействие) с родителями

3. Работа с детьми.

Работа психолога с педагогами в период адаптации предусматривает следующее:

-разработка рекомендаций для педагогов по организации адаптационного периода;

-психологическое просвещение ( темы консультаций: «Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада», «Когда ребенок плачет», «Нервно-психическое развитие детей раннего возраста»);

-обучение педагогов приемам психопрофилактики;

-помощь в организации благоприятной развивающей среды, создание положительного психологического климата в группе;

-составление индивидуального режима адаптационного периода для каждого ребенка (ведение адаптационных листов)

Работа с педагогами проводится в форме консультаций, тематических встреч, занятий с элементами тренинга, направленных на профилактику эмоционального выгорания (т. к. период адаптации в группе раннего возраста является эмоционально напряженным и для педагогов, работающих с малышами).

Важным условием успешной адаптации детей к детскому саду является так же сотрудничество с родителями. Работа в этом направлении предусматривает следующее:

-индивидуальные консультации для родителей до поступления в детский сад.

На этом этапе происходит знакомство с родителями, проводится анкетирование. Цель анкетирования: получение первой информации о ребенке. Анкетирование помогает выявить особенности поведения ребенка, его умения и навыки, особенности режимных моментов, индивидуальные привычки, степень привязанности к близким. Данная информация важна в дальнейшем взаимодействии педагога с ребенком с учетом его индивидуальных особенностей. Также следует отметить, что в ходе индивидуального консультирования родителей, определяются параметры готовности поступления ребенка в детский сад, что позволяет составить прогноз его адаптации. Данная процедура позволяет выявить факторы, препятствующие адаптации и планировать в дальнейшем работу с ребенком.

-просветительская работа

Непосредственно при поступлении ребенка в детский сад с родителями проводится просветительская работа, направленная на повышение компетентности в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста. Данная работа осуществляется в виде тематических встреч или групповых консультаций, выступлений на родительских собраниях, где подробно освещаются проблемы адаптации, рассматриваются вопросы о том, как лучше подготовить ребенка к детскому саду.

-стендовая информация (консультация) для родителей. Темами таких консультаций могут быть: «7 правил адаптации», «Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду», «Поведение родителей в период адаптации детей», «Способы уменьшить стресс ребенка».

-распространение буклетов-путеводителей с информацией об особенностях ДОУ (режим работы, график работы специалистов) и с рекомендациями на период адаптации.

Как показывает практика, адаптационный период труден не только для детей, но и для родителей. Основные сложности связаны с эмоциональной нестабильностью ребенка и собственная тревожность. Поэтому одной из задач работы с родителями является оказание психологической поддержки. У родителей есть возможность в ходе индивидуальных консультаций поделиться своими переживаниями и опасениями, проработать негативные эмоции и получить рекомендации по стабилизации своего эмоционального состояния. Фраза «Спокойная мама- спокойный малыш» в период адаптации приобретает особый смысл….

Одной из главных задач в работе психолога с детьми является преодоление стрессовых состояний в период адаптации. Для снижения психоэмоционального напряжения в детском саду существует примерный алгоритм адаптации ребенка (привыкание шаг за шагом). Здесь важно отметить, что в первые дни пребывания ребенка в группе является минимальным, приветствуется присутствие мамы рядом. Укладывание спать проводится на 6 день, на 9 день ребенок остается в детском саду до вечера. Здесь важно отметить индивидуальность процесса адаптации, возможны вариации.

В период адаптации значимым является ежедневное посещение психологом группы раннего возраста, наблюдение за детьми, помощь педагогу в установлении контакта с детьми, организации игровых ситуаций.

Организация игровой деятельности в адаптационный период, направлена на формирование эмоциональных контактов «ребенок-взрослый», и «ребенок-ребенок». Основная задача игр в этот период- формирование эмоционального контакта, доверия к другим взрослым и детям, социуму в целом. Инициатором игр в данный период выступает взрослый (педагог группы или психолог). Игры выбираются с учетом игровых и возрастных возможностей детей. Как известно, дети 2-3 лет еще не испытывают потребности в общении со сверстниками, они играют не вместе, а рядом. Наша задача научить их общаться, и основы общения закладываются именно в адаптационный период.

В работе с детьми используются следующие методы (направленные на переключение внимания детей и торможение отрицательных эмоций») :

-игротерапия : «музыкальные минутки», пальчиковые игры, подвижные игры, игры-релаксации, игры с речевым сопровождением

-элементы пескотерапии

-элементы сказкотерапии.

Базовыми средствами работы с детьми являются разнообразные игры с речевым сопровождением: песенки, стишки, потешки. Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их внимание с негативных эмоций на дружное хлопанье в ладоши, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В особом внимании нуждаются робкие и застенчивые дети, чувствующие себя первое время дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно «пальчиковыми» играми или совместным рисованием. Активно используются игры дающие возможность детям интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, контактировать со сверстниками.

Так же предусмотрена индивидуальная работа с детьми. Данная форма работы проводится как в кабинете психолога (если ребенок согласен пойти, так и в группе. Как правило в индивидуальной помощи нуждаются дети, которые по долгу не могут успокоиться. Главная задача психолога-переключить внимание ребенка на другие виды деятельности. Здесь важно создать интерес и передать его своими эмоциями. Иногда бывает достаточно взять ребенка на руки, погладить и пожалеть. Тактильный контакт с ребенком способствует созданию атмосферы безопасности.

В сложный период привыкания к жизни в детском саду особенно болезненно дети реагируют на дневной сон. Снять эмоциональное напряжение, обрести спокойствие помогают релаксационные сказки. Они не несут особую смысловую нагрузку, сюжет их прост и понятен ребенку. Плавное рассказывание сказки о приятном засыпании расслабляет и успокаивает малыша (сказки могут сопровождаться спокойным музыкальным фоном). В работе с детьми используются такие релаксационные сказки как: «Бабочка», «Перышки в подушке», «Игры ветерка», «Медвежонок» и др.

Показатели окончания адаптационного периода :

-Бодрое, спокойное, веселое настроение ребенка в момент расставания и встречи с родителями;

-Уравновешенное настроение в течение дня, адекватное отношение к предложениям взрослых, общение с ними по собственной инициативе;

-Умение общаться со сверстниками, не конфликтовать;

-Желание самостоятельно кушать;

-Спокойный дневной сон в группе до назначенного по режиму времени;

- Спокойный ночной сон дома.

Оценкой эффективности работы по адаптации детей к ДОУ является анализ адаптационных листов и анкетирование родителей. Цель анкетирования на данном этапе: оценить успешность адаптации ребенка к ДОУ и уровень удовлетворенности родителей пребыванием ребенка в детском саду.

По итогам адаптационного периода составляется аналитическая справка. В ней отражается система работы педагога-психолога, а так же степень адаптированности детей к ДОУ.

Публикации по теме:

Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школыОбеспечение преемственности в работе ДОУ и школы Все мы хотим, чтобы наши дети были лучше нас – красивее, талантливее, умнее. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть,.

Диагностика как форма психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Одной из важных составляющих базового компонента деятельности педагога - психолога детского сада является проведение скрининговой диагностики,.

Групповое психолого-педагогическое мероприятие с детьми с ОВЗ и их родителями Цель: формирование и развитие социально-коммуникативных навыков у детей с ОВЗ; Задачи: - развитие умения действовать по инструкции педагога.

Психолого-педагогическое занятие на развитие творческого воображения детей с ОВЗ (ТНР) «Рисование на пене для бритья»Психолого-педагогическое занятие на развитие творческого воображения детей с ОВЗ (ТНР) «Рисование на пене для бритья» Конспект психолого-педагогического занятия на развитие творческого воображения детей с ОВЗ (ТНР) с помощью нетрадиционной техники рисования.

Модель медико-психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ (часть III) часть 1 РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП Задачи этапа -анализ и оценка успешности прохождения адаптации детьми (в целом и индивидуально); -анализ причин.

Фотоотчёт «Обеспечение безопасности на водных объектах»Фотоотчёт «Обеспечение безопасности на водных объектах» В рамках возникновения происшествий на водных объектах в нашей группе «Малышка» прошли профилактические мероприятия с детьми и родителями,.

Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУПсихолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Педагогическая конференция на тему: Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Психолого-педагогические.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации тревожных детей Пояснительная записка Актуальность Дошкольный возраст – это важнейший период, когда закладываются основы здоровья будущего взрослого человека.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогическое обеспечение процесса адаптации обучающихся в ДОУ
Опубликовано: 4 мая 2022 в 15:22
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогическое обеспечение процесса адаптации обучающихся в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Затонская (УИ 1001303) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД