Елена Султанова
«Психолого-педагогические требования к отбору игр и игрушек». Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Игрушка, игра обладают доказанным влиянием на психику ребенка, на его развитие. Это влияние носит как ситуативный характер: игрушка может напугать, игрушка может стимулировать агрессивность, жестокость и т. д., так и долгосрочное воздействие: игрушка формирует ценности, вкус, картину мира. Игрушка становится одним из фильтров, через которые ребенок воспринимает мир. Игрушка, как «зеркало культуры», является неотъемлемым атрибутом игры, игровых технологий. Игрушка представляет собой одну из фундаментальных универсалий человеческого бытия, поскольку служит для передачи в особой «свернутой форме» ценностей культуры и опыта поколений, значения и состояния современной цивилизации.
Публикация «„Психолого-педагогические требования к отбору игр и игрушек“, Консультация для родителей» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Родители не могут и не должны обладать всеми знаниями в области педагогики и психологии. Вместе с тем, общество и психолого-педагогическое сообщество должны компетентно влиять на выбор игрушек для детей и формировать безопасные основания для этого. Психолого-педагогическая экспертиза должна носить не запретительный, а рекомендательный характер. Рекомендательный характер экспертизы может стать простым маркеромвыбора психологически безопасной игрушки и игрушки, соответствующей возрасту. Должны быть разработан и реализован единый подходы к проведению психолого-педагогической экспертизы.
Игрушка – часть потребительского поведения. В потреблении важно формировать критичность, умение распознавать товар и пользоваться им, сравнивать его с аналогичными. Самое сложное для ребенка и для родителя : научиться противостоять внешним манипуляциям, направленным на чрезмерное потребление и покупку игрушки «модной», «раскрученной», фактически навязанной. Психолого-педагогической экспертизе должно сопутствовать развитие потребительской компетентности родителей, понимание того, кто и зачем манипулирует.
Психолого-педагогическая экспертиза игрушки включает в себя следующие основные компоненты:
психологическое соответствие возрасту;
адекватные функциональные возможности;
психологическую экологичность, соответствие физическим возможностям ребенка, особенностям его восприятия, мышления, представлений;
естественность игрушки как соответствие адекватной картине мира; образ, создаваемый игрушкой;
чувства, которые вызывает игрушка (игрушка не должна вызывать страх, в том числе отсроченный по времени; не должна вызывать отвращение, потерю чувства безопасности, злость, жестокость и проч.);
возможности развития; многозначность и вариативность возможностей использования.
Если расширять перечень требований психолого-педагогической экспертизы игрушки, то стоит добавить:
возможность коллективного взаимодействия по поводу игрушки;
возможность осуществления активных действий с игрушкой;
возможность индивидуализации игрушки.