Платонова Юлия
Профилактика жестокого обращения с детьми
Когда речь идет о жестоком обращении с ребенком, право родителей на уважение их частной жизни заканчивается. В этом случае обязанность каждого человека – вмешаться доступными ему средствами, чтобы защитить ребенка от насилия.
Жестокое обращение - такая форма взаимоотношений между ребёнком и взрослым, когда старшая сторона действием или бездействием причиняет младшей стороне физическую или моральную боль. Жестокое обращение подразделяется на физическое и психологическое насилие.
Публикация «Профилактика жестокого обращения с детьми» размещена в разделах
Физическое насилие - есть неслучайное причинение вреда здоровью ребёнка путём применения физической силы с нанесением значимых для здоровья повреждений родителем или лицом, осуществляющим опеку или уход.
Психологическое насилие - есть понуждение ребёнка к действию или бездействию в интересах побуждающего лица путём угроз, уговоров, давления, а также унижение, оскорбление, издевательство, вы- смеивание.
Поведенческие и эмоциональные признаки:
- Отставание в развитии.
- Брошенные дети: замедленная реакция, апатичность, отсутствие любопытства, интереса к окружающему.
- Могут выглядеть голодными и постоянно усталыми.
- Сложности самоконтроля, тревожно-мнительное состояние,
КАК РАСПОЗНАТЬ ФАКТ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ?
Признаки поведения детей, подвергшихся домашнему насилию, могут быть следующими:
Множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретные ожоги) и различную степень давности (свежие и заживающие).
Основные типы травм:
На теле - синяки, ссадины, раны, следы от прижигания предметами, горячими жидкостями, сигаретами или ударов ремнем, повреждения внутренних органов или костей травматического характера.
На голове - кровоизлияния в глазное яблоко, участки облысения, выбитые или расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах.
Частые жалобы на боль при отсутствии явных повреждений.
Буйное и агрессивное поведение или, напротив, замкнутость, боязливость, страх перед взрослыми.
Признаки физической и психической запущенности:
постоянный голод, неопрятный вид, эмоциональные расстройства, трудности в обучении, пассивность во взаимоотношениях со сверстниками, признаки отсутствия медицинской помощи, постоянная усталость и сонливость.
нежелание идти домой, отсутствие поиска защиты у родителей в критические для себя моменты.
Длительно сохраняющееся подавленное состояние, высокий уровень тревожности.
Склонность к уединению, проблемы социализации и т. д.
Помочь распознать жертву насилия может психолог.
Среди признаков поведения родителей, свидетельствующих о жестоком обраще-нии с детьми, выделяют:
Несоответствие состояния ребенка его описанию родителем.
Необъяснимая отсрочка в обращении родителей за помощью в лечебное учрежде-ние.
Попытка обвинения ребенка в нанесении себе ущерба.
Отказ от посещения ребенка в стационаре.
Неадекватная реакция родителей на те-лесные повреждения у ребенка и т. д.
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ?
Прежде всего, следует наедине тактично поговорить с ребенком. Поскольку обидчик может являться членом его семьи, не стоит ожидать, что ребенок сразу расскажет о факте насилия. Нужно заслужить его доверие
и продемонстрировать, что ребенок может найти у Вас защиту.
Если ребенок говорит об этом в присутствии сверстников, покажите, что Вы приняли это к сведению, («Это очень серьезно. Давай мы поговорим об этом позже») и смените тему. Затем организуйте разговор с ним наедине.
Действия сотрудников образовательных организаций :
В течение 1-го часа с момента выявления признаков жестокого обращения с несовершеннолетним педагогический работник сообщает руководителю образовательного учреждения о выявленном случае.
В течение 1-го часа с момента получения информации о выявлении признаков жестокого обращения с ребенком руководитель организует проведение медицинской оценки состояния ребенка, подвергшегося жестокому обращению, зафиксировав данные в медицинской справке.
В течение 1-го часа с момента фиксирования факта жестокого обращения руководитель ДОУ сообщает по телефону (затем в течение дня направляет письменную информацию) о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в органы внутренних дел, органы опеки и попечительства, муниципальную КДНиЗП.
В течение 1-го дня со дня выявления факта жестокого обращения педагог-психолог и воспитатель, при необходимости совместно с органами опеки и попечительства и ОВД, проводит обследование условий жизни и воспитания ребенка, по результатам которого составляется акт обследования.