Шатохина Л А
Профилактика употребления алкогольной и спиртосодержащей продукции среди несовершеннолетних
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Сегодня алкоголь несет большую угрозу подрастающему поколению.
Алкоголь оказывает разрушительное воздействие на все сферы жизнедеятельности человека, ребенка: на его здоровье, на способность мыслить и узнавать новое, на процесс взаимодействия с окружающими его людьми.
Степень приобщенности детей и подростков к вредным привычкам достаточно велика, причем с взрослением школьников число детей с вредными привычками увеличивается. Кроме того, значительное число учащихся начального и среднего звена характеризуются наличием в сознании искаженных представлений о социальных и медицинских последствиях употребления алкоголя и табака.
Публикация «Профилактика употребления алкогольной и спиртосодержащей продукции среди несовершеннолетних» размещена в разделах
- Наркотики, курение, алкоголь, ПАВ. Профилактика
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2023
Так, например, среди наиболее часто встречающихся искаженных представлений об алкоголе являются следующие:
• алкоголь в малых количествах полезен для человека;
• пиво – не алкогольный напиток, поэтому его можно употреблять и детям;
• алкоголь детям употреблять нельзя, а взрослым – можно;
• алкоголь никак не влияет на здоровье и самочувствие человека, на способность контролировать свое поведение и др.
Незнание или искаженное представление о том, к чему может привести употребление алкоголя или его злоупотребление, зачастую способствует тому, что уже дети без опасения пробуют алкогольные напитки, а к подростковому возрасту у них формируется устойчивое отношение к алкоголю как неотъемлемой части веселого и приятного времяпрепровождения.
Данную ситуацию усугубляет также асоциальный образ жизни отдельных родителей, которые, зачастую, собственным примером формируют у своих детей неправильное отношение к психоактивным веществам.
В связи с этим у педагогов школы возникает острая необходимость в проведении с учащимися работы по профилактике вредных привычек (в т. ч. употребления алкоголя, начиная с младшего школьного возраста.
Актуальность: сейчас потребление спиртных напитков в нашей стране характеризуется огромными цифрами. В связи с этим все большее внимание уделяется проблеме распространения алкоголизма среди молодёжи. В последнее время всё чаще можно увидеть подростков в состоянии алкогольного опьянения, это становится проблемой современной общественности, которая волнует её больше и больше. Уже с малых лет родители разрешают пробовать спиртные напитки своим детям. Затем подростки начинают употреблять алкоголь за компанию или пьют просто так, без причин. Чаще всего они употребляют слабоалкогольные напитки и считают, что никакого вреда организму это не наносит.
Люди спиваются постепенно, незаметно для себя и, нередко, окружающих. Никто от формирования алкогольной зависимости не застрахован! Никто из алкоголиков не мечтал им стать. Традиционным для алкоголиков является утверждение: "Брошу пить, когда захочу" - однако пить не прекращают, несмотря на обилие алкогольных бед. Алкоголь в любых дозах через формирование структурных изменений мозга подавляет интеллект, инициативность, творческие способности, снижает социальную активность, подавляет чувство гордости, чести, ответственности, заметно снижает половые способности как мужчин, так и женщин, формирует стандартность мышления, подавляет человека физически и нравственно, отягощает наследственность и т. д. По данным научных исследований; употребление алкоголя оказывает буквально опустошающее воздействие на психику подростка. При этом не только задерживается развитие высших форм мышления, выработка этических и нравственных категорий, эстетических понятий, но и утрачиваются уже развившиеся способности. Подросток, что называется, "тупеет" и интеллектуально, и эмоционально, и нравственно.
В настоящее время назрела необходимость выявить, с помощью каких средств, методов и приемов привить современному молодому поколению трезвый образ жизни.
Цель мероприятия: Профилактика употребления спиртных напитков среди несовершеннолетних, помочь учащимся глубже осмыслить и значительно расширить их знания о вредном влиянии алкоголя на психическое и нравственное формирование человека, разъяснить какой вред наносит алкоголизм обществу, указать возможные пути борьбы с ним.
Задачи: Формирование мотивации к здоровому образу жизни, сознательному отказу от вредных привычек и зависимостей, способствующих развитию различных соматических и психических заболеваний;
Формирование знаний об опасности различных форм зависимостей, систематизация и обобщение знаний школьников о здоровом образе жизни;
Формирование активной жизненной позиции.
Форма проведения мероприятия: час общения.
Целевая аудитория: 1-4 класс
Необходимое оборудование: мультимедийное оборудование, экран, проектор, презентация, видеоролик, мультипликационный фильм «Лу. Рождественская история» (режиссер – В. Токарева, 2005 г.); компьютерная презентация.
Сценарий мероприятия:
Ведущий. Миллионы людей в нашей стране и во всем мире страдают пристрастием к спиртному, принося немало бед себе и ближним.
Алкоголизм - страшное зло, которое «пожирает» в первую очередь мужчин, потом и женщин, и престарелых людей, и даже детей.
Итак, тема нашего сегодняшнего занятия посвящена алкоголю. Как вы понимаете, привычка пить на Руси была, есть и, по всей вероятности, будет.
И цель нашего сегодняшнего занятия - узнать, как делать это культурно и не стать алкоголиком. Ведь алкоголизм – заболевание очень хитрое; как и любая другая зависимость, оно подкрадывается к нам незаметно, а избавиться от него очень трудно.
У меня к вам вопрос: Какие спиртные напитки вы уже пробовали?
Помните, что на наших занятиях действует правило конфиденциальности, и вы можете говорить смело. (Выслушайте ответы участников. Не забудьте про пиво, если его вдруг его не назовут).
А сейчас я прошу вас для начала сделать одно упражнение.
Упражнение «Зоопарк».
Пояснение: это упражнение позволяет участникам через игру познакомиться со всеми стадиями опьянения. Во время выполнения упражнения участники ничего про эту цель знать не должны.
Инструкция: Ведущий приглашает всех участников сесть в круг. Когда все сели, он говорит:
Сейчас я предлагаю вам подурачиться. Я каждому из вас прошепчу на ухо название какого-нибудь животного, которого вы должны будете показать, когда я попрошу. Показывать старайтесь как можно смешнее. Сам (а) я тоже буду изображать какое-нибудь животное.
После этих слов ведущий подходит к каждому и на ухо шепчет название одного из пяти животных: павлин, петух, обезьяна, осел и свинья. Желательно, чтобы количество животных каждого вида было приблизительно равным, для этого ведущий шепчет названия животных по очереди: павлин – петух – обезьяна – осел – свинья – павлин – петух – обезьяна – осел – свинья и т. д.
А теперь по моей команде мы все дружно начнем изображать нужное животное. Ваша задача - не только смешно его показать, но и найти «своих», т. е. собраться в стаи, чтобы все животные одного вида оказались вместе. У нас 5 видов животных, посмотрим, кто соберется первыми. Начали!
В итоге животные одного вида должны оказаться вместе: павлины с павлинами и т. д.
После того, как все соберутся, можно попросить: «Где у нас павлины? Покажитесь всем, павлины!», «Где у нас петухи? Покажитесь, петухи!» и т. д. по всем животным.
Внимание: порядок важен! Сначала павлины, потом петухи, потом обезьяны, потом ослы, и наконец, свиньи.
Анализ упражнения: после того, как все собрались и показались, попросите всех сеть обратно в круг. Начните обсуждение с вопроса: как вы думаете, какая связь между всеми этими животными и алкоголем? Дождитесь ответов ребят, потом скажите:
Как гласит народная мудрость, человек в опьянении проходит несколько стадий. Сначала это павлин, затем петух, потом обезьяна, далее осёл, наконец, свинья. Помните об этом, наливая очередную рюмку!
Давайте посмотрим еще раз на этих животных как на стадии опьянения.
- Согласны ли вы, что пьянеющий человек походит на этих животных? Если кто-то не согласен, спросите: А на каких животных он тогда похож?
- Как вы считаете, является алкоголь «абсолютным злом» или все же есть рамки, находясь в которых, можно остаться «павлином»? Участники высказывают свои мнения.
- Кем являются люди, напивающиеся до состояния «свиней»?
Затем нужно рассказать:
Умеренное потребление алкоголя не является болезнью. Болезнью является систематическое употребление алкоголя в больших количествах. Еще эта болезнь называется алкогольной зависимостью.
В умеренных дозах спиртное является сосудорасширяющим средством и снижает уровень холестерина в крови. Однако нужно помнить, что здоровый человек, правильно питающийся, не доводящий свой организм до стрессов и не испытывающий проблем с общением может ВООБЩЕ обходиться без спиртного. Платой за те несколько положительных эффектов, которые оказывает алкоголь, являются: чрезмерная нагрузка на сердце и печень, алкогольная зависимость. Если человек потребляет большие дозы алкоголя в неблагоприятной внешней среде (сильный мороз, жара, в болотистой или горной местности, это чревато летальным исходом.
Алкоголь может привести к ужасающим последствиям. Мы с вами часто слышим по телевизору, что кто-то кого-то убил, ограбил или изнасиловал, и все это он сделал под действием алкоголя.
Все это, к сожалению, не редкость. Мы с вами часто сами сталкиваемся с негативным действием алкоголя. Давайте поговорим об этом.
Какие полезные привычки вы знаете? (Занятие спортом и физкультурой, прогулки на свежем воздухе, здоровое питание, закаливание и т. д.)
Какие вредные привычки вы можете перечислить? (Табакокурение, употребление алкоголя, сквернословие и т. д.)
Сейчас я вам предлагаю посмотреть мультфильм «Лу. Рождественская история». и ответить на вопросы. (https://www.youtube.com/watch?v=xjofKw4EuCA)
Вопросы написаны на классной доске.
1. Как зовут главных героев мультфильма?
2. Что произошло с главными героями?
3. О какой вредной привычке говорится в мультфильме?
4. К чему привела эта вредная привычка?
– Итак, ребята, мы посмотрели с вами мультфильм. Давайте попробуем ответить на предложенные вопросы. И первый вопрос – как зовут главных героев? (Дети перечисляют: ворона Лукерия, Настя, Колька).
– Что же произошло в мультфильме с главными героями? (Колька напился, упал на железнодорожных путях, заснул и погиб от проходящего поезда).
– О какой вредной привычке говорится в мультипликационном фильме? (О пьянстве, употреблении алкоголя).
– К чему же привело пьянство, употребление алкоголя в данной ситуации? (К смерти, трагедии, несчастному случаю).
Наше здоровье в наших руках. Школьные годы – это годы роста как физического, так и умственного. Организму нужно много сил, чтобы справиться со всеми нагрузками. Как известно, навыки, привычки, усвоенные в школьном возрасте, самые прочные. Это относится не только к полезным, но и вредным привычкам.
И чем больше мы будем знать о том, что может сделать нас нездоровыми – тем лучше сумеем защитить себя и своих близких от их непрошенного вторжения в нашу жизнь.
Общеизвестно, что любую болезнь легче предотвратить, чем лечить. Алкоголизм — не исключение, так как является тяжелейшим физическим и психическим заболеванием. В нашей стране, одной из самых «пьющих» в мире, профилактика алкоголизма никогда не потеряет своей актуальности, так как алкоголизация российского населения не только растет, но и «молодеет».
На сегодняшний день детский алкоголизм является крайне распространенным явлением. Согласно мировой статистике, 80% лиц младше восемнадцати лет хотя бы раз в жизни пробовали спиртное. Около 25% школьников по всему миру регулярно распивает пиво, не считая его при этом алкогольным напитком. Наркологи же называют эту привычку «пивным алкоголизмом».
Детский алкоголизм опасен своим быстрым развитием. Чтобы начать зависеть от спиртного, ребенку достаточно выпивать несколько раз в месяц. Вред алкоголя на организм подростка обусловлен токсическим воздействием на головной мозг и жизненно важные органы. Это приводит к их поражению и появлению ряда психических и соматических заболеваний.
Последствия алкоголизма у подростков: (Диалог)
задержка роста;
проблемы с психикой;
деградация личности;
половая дисфункция;
ухудшение зрения;
нарушение пищеварения;
авитаминоз и снижение иммунитета;
поражение всех внутренних органов.
Подростковый алкоголизм может приводить к таким заболеваниям: (Диалог)
жировая дистрофия печени;
сахарный диабет;
варикозное расширение вен;
заболевания сердца: миокардиодистрофия, аритмии;
тяжелые психические заболевания.
Итак, алкоголизм развивается по такой схеме:
Начальная фаза. Опьянение с выпадением памяти, «затмение». Человек постоянно думает о спиртном, ему кажется, что выпил недостаточно, он пьет «впрок», у него развивается жадность к алкоголю. Однако он сохраняет сознание своей вины, избегает разговоров о своей тяге к вину.
Критическая фаза. Утрата контроля над собой после первого же глотка водки. Стремление найти оправдание своему пьянству, сопротивление всем попыткам предотвратить его желание выпить. У человека развивается высокомерие, агрессивность. Он обвиняет окружающих в своих бедах. У него начинаются запои, его друзьями становятся случайные собутыльники. Он вынужден уйти с постоянной работы, утрачивает интерес ко всему, что не имеет отношения к вину и водке.
Хроническая фаза. Ежедневное похмелье. Распад личности. Помутнение памяти. Сбивчивость мысли. Человек пьет суррогаты алкоголя, технические жидкости, одеколон. У него развиваются безосновательные страхи, белая горячка, другие алкогольные психозы.
Алкоголь – внутриклеточный яд, который разрушает все жизненно важные органы. Он особенно опасен для молодого, растущего организма, для вас «взрослые дозы» могут привести к инвалидности или даже к смерти. 30% всех преступлений в мире совершаются в состоянии алкогольного опьянения.
Алкоголь - депрессант центральной нервной системы, хотя вначале он проявляет себя как стимулятор. Человек, употребивший алкоголь, испытывает потерю контроля над своим поведением из-за количества выпитого, кроме того, алкоголь способствует нарушению координации движений, вызывает развитие алкогольной эйфории, головокружение, сонливость, помрачение и потеря сознания.
Смерть от алкоголя постигает людей разного возраста и социального положения. Это масштабная проблема, заставляющая специалистов постоянно обновлять неутешительную статистику. У пьющих людей значительно снижается продолжительность жизни, в среднем на 20 лет. Учащаются случаи самоубийств (более 40%) и убийств (на 70%). Не стоит забывать и об огромном количестве ДТП, которые происходят из-за вождения в нетрезвом состоянии. Каждый 5 суицид совершен в состоянии алкогольного опьянения.
Помимо вреда здоровью, распитие алкогольной продукции приводит к определенной ответственности. Что по этому вопросу говорит Закон?
За употребление алкоголя ребенком составляется административный протокол на родителей по ст. 5.35 за невыполнение родительских обязанностей, обсуждение вопроса на заседании комиссии по делам несовершеннолетних, для подростка учет в ОДН.
Ребята, алкоголь разрушает не только здоровье человека, но и всю его жизнь. Как это происходит, я предлагаю узнать из народных пословиц и поговорок.
«Народная мудрость».
– Ребята, а что такое пословицы и поговорки? (Это высказывания людей, в которых заключена какая-то мудрость. Пословицы и поговорки появляются из наблюдений людей за своей жизнью). Я предлагаю вам обсудить следующие пословицы и поговорки
1. «Выпил вина – так и стал без ума».
– Как вы думаете, что имеется в виду в этой поговорке? (Дети высказываются). Правильно ребята, выпивший человек часто не понимает, что с ним происходит. Он совершает много глупостей – может совершить преступление, может доставить другим неприятности и т. д., чего бы не сделал в трезвом виде. Кроме этого, пьющий человек разрушает свой мозг. Мозг перестает работать, а человек в результате – плохо соображает, не может нормально мыслить, узнавать новое.
2. «Сколько муж выпьет вина, столько жена и дети прольют слез».
– А что эта пословица хочет сказать нам? (Дети высказываются). Да, ребята. Пьяный человек часто причиняет вред не только самому себе, но и окружающим его людям, особенно – родственникам. Пьяный человек становится агрессивным, грубым, непредсказуемым, может сказать в адрес своих близких обидные слова, ударить их, выгнать из дома. В итоге все окружающие его люди страдают.
3. «Водка и труд рядом не идут».
– Ребята, давайте подумаем, о чем эта пословица? (Дети высказываются). Конечно, ребята, пьяный человек не может правильно и четко выполнять свою работу. Любое действие у него вызывает затруднение. Даже если человек идет на работу трезвый, а накануне выпил, у него болит голова, он плохо соображает, а значит, плохо справляется со своей работой. Такого работника долго не держат на рабочем месте и увольняют.
4. «Без ума пьет – без угла живет».
– О чем же говорится в этой поговорке? (Дети высказываются). Правильно, ребята, пьющий человек не нужен своей семье (он не работает, не приносит в семью деньги, причиняет боль своим родственникам, его прогоняют, он остается без дома. Некоторые алкоголики (люди, не умеющие жить без алкоголя, употребляющие его ежедневно в больших количествах) сами продают свои дома, квартиры для того, чтобы приобрести больше алкоголя, а потом вынуждены жить в подвалах, подъездах, питаться на улице.
Вывод: Итак, ребята, перечисленные пословицы и поговорки дают нам понять, что алкоголь оказывает плохое влияние не только на здоровье человека, но и другие сферы его жизни: лишает человека его работы, жилья, семьи.
– На сегодняшнем занятии мы узнали, как на человека, его здоровье, способность мыслить, работать, общаться с окружающими влияет алкоголь. Это влияние опасное и разрушающее, в чем мы сегодня с вами убедились.
И в заключение я предлагаю выполнить упражнение «Ладошка», которое поможет понять, почему же вы не будете употреблять алкоголь. У каждого из вас на столе лежит контур ладошки, в центре ладошки надпись «Я не буду употреблять алкоголь, потому что…»:
– В контурах пальчиков вы должны написать, почему же вы не будете пить алкоголь. Ответы у вас могут получиться разные.
В своей ладошке я запишу, например, следующее: «… алкоголь разрушает организм», «…плохо влияет на ум» и т. д. Итак, начнем (дети самостоятельно выполняют упражнение).
– Давайте обсудим, что у нас получилось (предлагается зачитать свои ответы).
– Молодцы, ребята!
К тому же, нужно помнить, что человек может ВООБЩЕ обходиться без спиртного, живя при этом яркой, полноценной, насыщенной жизнью.
Рефлексия всего занятия:
Что запомнилось на занятии?
Что нового вы узнали?
Что было для вас наиболее актуальным, а что вы уже знали и раньше?
И самое важное, для того чтобы сказать НЕТ! Алкоголю,
Хочется сказать: «Ребята выбор за вами!»
Ну что ж, мой друг, решенье за тобой.
Ты вправе сам командовать судьбой!