лилия нугманова
Тренинговое занятие «Профилактика синдрома эмоционального выгорания работников библиотеки»
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинговое занятие
на тему: «Профилактика синдрома эмоционального выгорания
работников библиотеки»
Подготовила: педагог-психолог
I квалификационной категории
МБДОУ Детский сад № 12
«Алтынчач» г. Дюртюли
Гатауллина С. Т.
16.10.2019г.
Тренинг на тему :
«Профилактика синдрома эмоционального выгорания
работников библиотеки»
Публикация «Тренинговое занятие „Профилактика синдрома эмоционального выгорания работников библиотеки“» размещена в разделах
- Библиотека. Знакомимся с библиотекой
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
Цель:создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержки психического здоровья работников библиотеки.
Задачи:актуализировать процесс самоанализа;познакомить с приемами саморегуляции;научить психотехническим приемам саморегуляции эмоционального состояния;оптимизировать самооценку;снять эмоциональное напряжение;сформировать позитивное мышление библиотекарей (самовосприятие и восприятие окружающей действительности).
Материалы и оборудование:
—проектор или компьютер (ноутбук) для демонстрации слайдовой презентации (теоретическая часть тренинга);
— слайдовая презентация (Приложение 4);
— карточки с незаконченными фразами для проведения упражнения 3 «Откровенно говоря» (Приложение 1);
— магнитофон и записи спокойной релаксационной музыки, бумага в форме бабочки,ручки, к упражнению 7 «Оставь свой след»;
— заранее приготовленные карточки с аффирмациями к упражнению 9 «Мояаффирмация» (Приложение 2);
— заранее распечатанная анкета для участников «Обратная связь» (Приложение 3);
— памятки-буклеты (Приложение 5).
Время проведения: приблизительно 1 час. Общее время зависит от количества участников.
Участники:библиотекари.
Формы, методы и приемы работы :
Релаксационные техники
Метод рефлексии (обсуждение)
Слайдовая презентация
Памятки
Анкетирование
Ход проведения тренинга:
Звучит мелодия из серии инструментальной классики.
Участники тренинга заходят в аудиторию.
1. Разминка
(перед началом раздать стикеры, на которых надо написать своё имя)
Добрый день, уважаемые коллеги!
Представьте себе, что в вашем доме одновременно работает множество электрических приборов: холодильник, телевизор, компьютер, микроволновка, кухонный комбайн, миксер, фен, утюг… Напряжение в сети высокое, и в какой-то момент происходит вполне ожидаемое событие: выбивает пробки и электричество выключается. С эмоциональным выгоранием ситуация схожа : чрезмерное напряжение приводит к тому, что человек «выключает» все то, чем он горел долгое время.
Эмоциональное выгорание можно описать так : человек, который любит свою работу, с удовольствием занимается ею, стремится достичь больших результатов, в какой-то момент меняется на глазах. Он становится раздражительным, циничным, неудовлетворенным как собой, так и работой. Он не видит перед собой никаких перспектив, качество его труда падает…
Слайд 1.
Сегодня мне хотелось бы представить некоторые стороны данной проблемы. Тема тренинга :«Профилактика синдрома эмоционального выгорания работников библиотеки».
В современном обществе существует очень много способов приветствия людей друг с другом.
Участникам тренинга предлагается встать в круг и поздороваться друг с другом.
Упражнение 1. Приветствие
Цель: познакомить участников тренинга друг с другом, помочь им адаптироваться в новой среде; снять барьер в общении с незнакомым человеком; раскрепощение группы.
Все участники становятся в круг и по очереди, делая шаг вперёд, называют своё имя и прилагательное на начальную букву имени.
Например: Меня зовут Ульяна (я -умная).Делает шаг назад.
Т. о. по кругу каждый участник представляется и дает себе характеристику.
- Я очень рада,что у Вас сегодня хорошее настроение! Американский психолог и писатель Даниэль Карнеги советует «Каждый день находить повод, чтобы хоть немного посмеяться».
Упражнение 2. Правила группы.
Сегодня мы с Вами вместе проведем некоторое количество времени. Круг, в котором мы стоим, является пространством нашей группы, где будет происходить наше общение. Чтобы оно было более эффективным мы будем использовать различные игры и упражнения. Ну а общение наше будет эффективным, если придерживаться некоторых правил:
- Правило «Здесь и сейчас». Главное для нас то, что происходит «здесь и сейчас», что чувствует участник в данный момент по отношению к себе и к другим.
- Принцип эмоциональной открытости. Мы должны быть друг с другом откровенны и открыты. Если человек по каким-то причинам не хочет говорить о том, что с ним происходит, то вступают в силу правило «Стоп». Можно сказать: «Я сейчас не хочу об этом говорить. Стоп».
- Правило Я – высказываний. Это означает, что нужно говорить от своего имени («Я думаю…», «Мне кажется…».«Я чувствую…»).
- Правило уважения говорящего. Когда высказывается кто-то из членов группы, все его должны внимательно слушать, давая человеку возможность высказать то, что он хочет. Мы не перебиваем и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить.
- Правило конфиденциальности. Нельзя рассказывать о том, что делают и что происходит в группе, посторонним людям – о себе, о своем опыте, словах, переживаниях – пожалуйста.
Предлагаю всем занять удобное для себя место.
2. Теоретическая часть
Слайдовая презентация.
Цель: введение в тему тренинга, знакомство участников тренинга со способами профилактики эмоционального выгорания.
Демонстрируется слайдовая презентация (Приложение 4).
Слайд 2.
Немного истории.
Термин «burnout» («выгорание», «сгорание») предложил Г. Фрейденбергер в 1974г. для описания деморализации, разочаровании и крайней усталости, наблюдаемых у специалистов, работающих в системе профессий «человек - человек».
Слайд 3.
Эмоциональное выгорание – это синдром, который развиваетсяиз-за хронического стресса и ведет к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Тихая, спокойная обстановка библиотеки,почетная миссия ее работников не производят впечатления о существующей опасности. Микрострессы, переживаемые библиотекарями при обслуживании абонентов, имеющие место на фоне однообразия обстановки и однотипности выполняемых функций, являются незаметными как для самих сотрудников, так и для их руководителей, что исключает возможность своевременного профилактического воздействия.
Слайд 4.
Результаты исследования удовлетворенности своей профессией, показывают, что библиотекари в большей степени не удовлетворены своей работой, чем представители остальных профессий 7,3 по 10-бальной шкале.
Упражнение 3. «Назови ассоциации о работе»
(сидя в кругу, с мячом)
Передавая мяч, друг другу по кругу, участники называют ассоциации со словом «работа».
Слайд 5.(Те участники, которым характерны на данный момент, зачитываемые причины, поднимают руку.)
Причины повышенной стрессогености профессии библиотекаря :
Однообразие физического окружения (жалобы о том, что работники устали постоянно находиться среди неизменных книжных стеллажей).
Невозможность полного раскрытия своего потенциала и применения имеющихся профессиональных навыков.
Слабый контроль над своей карьерой (многие библиотекари считают, что есть ощущение полного отсутствия возможностей карьерного роста и развития).
Необходимость специфического контакта с большим количеством людей.
Слайд 6.
Три этапа профессионального выгорания
• Первый — сопротивление. Приглушаются эмоции, ощущается неудовлетворенность собой или, наоборот, появляется безразличиеь к вещам, которые обычно вызывают острую реакцию. При этом человека начинают преследовать необъяснимые головные боли и боли в спине, бесконечные простуды и бессонница.
• Второй — напряжение. В этот период возникает негатовное отношение к людям, которых приходится видеть каждый день: они раздражают, злят. Чтобы избежать этих отрицательных переживаний, человек неосознанно отстраняется от коллег и посетителей, выполняя только минимум работы.
• Третий — эмоциональное истощение. Работа делается на автопилоте. Появляются резкость, озлобленность, грубость, отстраненность, замкнутость, переоценка профессиональных ценностей. Человек в обиде на весь мир и самого себя.
Слайд 7.
Способы профилактики эмоционального выгорания и поддержка здоровья библиотекарей.
Слайд 8.
1. Способы физиологическойсаморегуляции:
• Различные движения потягивания и расслабления мышц;
• Посещение бассейна, тренажерного зала, занятия йогой и т. п. ;
• Релаксация – метод, с помощью которого можно частично или полностью избавиться от физического или психического напряжения.
Слайд 9.
2. Естественные способы регуляции организма:
• Полноценный сон (7-8 часов);
• Здоровоепитание;
• Общение с природой и животными;
• Движение, танцы, музыка;
• Баня, сауна, массаж;
• Горячая ванна с пеной;
• SPA-процедуры.
Слайд 10.
3. Способы эмоциональнойсаморегуляции :
• Смех, улыбка, юмор;
• Размышления о хорошем и приятном;
• «купание» (мысленное или реальное) в солнечных лучах;
• Вдыхание свежего воздуха;
• Чтение стихов;
• Занятие любимым делом, хобби.
Слайд 11.
4. Самовнушение и самопоощрение:
• Находите время хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3-5 раз;
• В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «МОЛОДЕЦ!», «УМНИЦА!», «ЗДОРОВО ПОЛУЧИЛОСЬ!», «Я ОТЛИЧНО СПРАВИЛАСЬ!» и т. п.
• Дарите себе подарочки и небольшие безделушки, которые вас радуют.
Слайд 12.(заключительный в теоретической части)
Выводы:
• Заботьтесь о своем психическом здоровье, коллеги!
• Не доводите уровень психических нагрузок до критических!
• Главный секрет – улыбка!
3. Практическая часть
Упражнение 4. «Моечная машина»
(снятие излишнего напряжения)
Все участники становятся в две шеренги лицом к лицу друг к другу. Первый человек – «машина», последний – «сушилка». Машина проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают. Протирают бережно и аккуратно. Сушилка должна ее «высушить» - обнять. Прошедший «мойку» становится сушилкой, с начала шеренги идет следующая машина.
Психологический смысл упражнений: происходит эмоционально-психологическое сближение участников за счет телесного контакта. Между ними улучшается взаимопонимание, развивается навык невербального общения.
Упражнение 5.«Откровенно говоря»
Цель: вербализация и осознание участниками проблемы эмоционального выгорания.
Материалы: карточки с незаконченными фразами (Приложение 1).
Инструкция. Вам нужно вытянуть любую карточку с незаконченным предложением и попытаться закончить фразу откровенно и честно.
Ожидаемый результат: упражнение помогает осознать проблемы участника, вербализовать (озвучить) их, сплотить группу, понять, что проблемы у всех библиотекарей похожи.
Упражнение 6.«Геометрические фигуры»
Участникам предлагается выбрать одну из четырех фигур: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник) Каждая фигура характеризует особенности человека.
Прямоугольник: вам характерны изменчивость,непоследовательность, неопределенность, возбужденность, любознательность, позитивная установка ко всему новому, смелость, низкая самооценка, неуверенность в себе, доверчивость, временами нервозность, быстрая смена настроения, забывчивость, склонность терять вещи, тенденция к простудам, травмам.
Треугольник: вам характерны лидерство, стремление к власти, честолюбие, установка на победу, прогматизм, ориентация на суть проблемы, уверенность в себе, решительность. Импульсивность, сила чувств, смелость, неукротимая энергия, склонность к риску. Высокая работоспособность, буйные развлечения, остроумие, широкий круг общения.
Квадрат: вам характерны организованность, пунктуальность, строгое соблюдение правил, аналитическое мышление, внимательность к деталям, ориентация пристрастие к письменной речи, аккуратность, чистоплотность. Осторожность, экономность, упорство во всем, твердость в решениях, терпеливость, трудолюбие.
Круг: вам характерны высокая потребность в общении, контактность, доброжелательность,щедрость,способность к сопереживанию другим, склонность к самообвинению, доверчивость, ориентация на мнения других. Болтливость, способность уговорить любого, тяга к прошлому,склонность к общественной работе, строгий распорядок дня, много друзей.
Упражнение 7. «Оставь свой след»
Каждый участник получает цветнуювырезанную из бумаги бабочку, в середине пишет свое имя и передает соседу справа. Каждый, кто получает бабочку пишет добрые слова и пожелание своему соседу, пока бабочка с именем снова не возвратится к хозяину.
Пусть все пожелания, написанные вам сбудутся, и ваша жизнь будет такой же цветной, открытой и интересной, удачи всем и терпения.
Упражнение 8.«Формула на сегодня»
(Музыкальное сопровождение для релаксации)
Сейчас, уважаемые участники, я предлагаю вашему вниманию «Формулу на сегодня» американского психолога Д. Карнеги.
Нужно принять удобное положение, закрыть глаза, молча проговаривать слова, которые я буду произносить. Психолог медленно и спокойно зачитывает формулу
1. Именно сегодня!
Я постараюсь приспособиться к той жизни, которая меня окружает.
2. Именно сегодня!
Я позабочусь о своём организме.
3. Именно сегодня!
Я постараюсь уделить внимание развитию своего ума.
4. Именно сегодня!
Я ко всему буду доброжелательно настроен.
5. Именно сегодня! Я намечу программу своих дел.
6. Именно сегодня! Я буду любить и верить, что те, кого я люблю, любят меня. Итак, ваш лучший день сегодня!
Упражнение 9. «Моя аффирмация»
Цель: создание позитивного настроя, развитие позитивного самовосприятия, закрепление приобретенных навыков позитивного мышления.
Материалы и оборудование: карточки с позитивными утверждениями — аффирмациями (Приложение 5).
Инструкция. Предлагаю вам вытянуть карточки с позитивными утверждениями-аффирмациями. Если вам какая-то карточка не понравится, можете вытянуть другую, которая вам более близка.
Участники по очереди тянут карточки и зачитывают их. После завершения упражнения можно спросить, какие у участников ощущения от этого упражнения.
Ожидаемый результат: закрепление позитивного опыта; положительный настрой.
Подведение итогов тренинга.
Цель:шеринг — вербальная рефлексия тренинга, подведение итогов.
Материалы и оборудование: анкеты «Обратная связь» (Приложение 3).
Инструкция. Наш тренинг подошел к концу, вам предлагается в завершение заполнить небольшую анкету, где вы сможете написать свои впечатления от тренинга. Ваше мнение для меня очень важно. После того как вы напишете ваши впечатления, по очереди расскажите о них.
Ожидаемый результат:библиотекари заполняют анкеты, говорят, что им понравилось, а что нет, и высказывают свои пожелания.