Елена Гринь
Консультация «Профилактика синдрома профессинального выгорания средствами этнокультурной направленности»
▼ Скачать + Заказать документы
Изменения, происходящие в современной системе образования в последние годы, выдвигают повышенные требования к профессиональной компетентности педагога. Закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ", Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, профессиональный стандарт педагога нацеливают на одновременное решение множества задач, таких, как компетентность, творческое развитие, ответственность за результат и последствия профессиональной деятельности. Воспитателю приходится одновременно заниматься педагогической деятельностью, качественно планировать образовательный процесс, обеспечивать индивидуальный подход, участвовать в творческих конкурсах, конференциях, активизировать дошкольников на участие в исследовательской, конкурсной деятельности, публиковаться в научно-практических изданиях, создавать условия для развития информационно-образовательной среды и многое другое. Данная тенденция, зачастую сопровождается негативными последствиями для организма педагога, такими как нарушение самочувствия, конфликтность, усталость, что проявляется во взаимоотношениях с детьми, коллегами, администрацией, и в конечном итоге способствует профессиональной деформации и эмоциональному выгоранию личности педагога [2].
Публикация «Консультация „Профилактика синдрома профессинального выгорания средствами этнокультурной направленности“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Темочки
В современных исследованиях этнопедагогической направленности поднимается и решается ряд проблем, связанных с формированием новых педагогических умений: адекватно познавать этнокультурные потребности и национально психологические особенности детей [6]; использовать опыт народной педагогики в современных условиях [1]; гармонизовать межличностные отношения в многонациональных детских коллективах [3.4]. В исследованиях современных психологов отмечается, что чем более развивается психика, тем больше оснований для конфликтов. Совершенно справедливо утверждение одного из основоположников глубинной психологии К. Г. Юнга о балансе культурного и природного в психике, о возникновении невроза, в том числе эмоционального выгорания, при доминировании культурного компонента. [7] М. И. Зыкова описывает использование фольклора, как средство эмоционального отреагирования ребенком повседневных сложных ситуаций. Фольклор является уникальным культурным феноменом, в обрядах представляющий модель мира и практически все жизненные ситуации, позволяет «отыграть все внутренние конфликты, переживания…. облекая их в эстетически ценную и законченную форму» [5,с. 80].
Практически нет исследований, посвящённых изучению проблемы влияния этнокультурного направления на профессионально значимые, личностные качества, синдром эмоционального выгорания педагога.
Изучив теоритические аспекты синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) и наблюдая за деятельностью педагогов-стажистов МБДОУ «Детский сад №176», которые наиболее подвержены данному синдрому, мы обнаружили, что у коллег, тесно занимающихся этнопедагогической деятельностью, тенденции к эмоциональному выгоранию внешне не выраженно. Зыкова отмечает использование фольклора, как эффективного психотерапевтического средства в работе с детьми. Мы предположили аналогичное влияние фольклорных обрядов и игр на взрослых, активно применяющих в своей деятельности этнопедагогику. В связи с чем провели исследование, направленное на выявление степени влияния одного из основных направлений деятельности МБДОУ – этнокультурной направленности на личностный рост педагога и формирование профессионально значимых качеств.
В МБДОУ «Детский сад №176», расположенном в сельской местности, погружённость в этническую традиционную культуру является логичной и естественной. Дети, вместе с родителями убирают урожай, ухаживают за домашними животными, принимают посильное участие в рукоделии, цикличные праздники аграрного календаря (Оспоженки, Осенины, Масленица и др.) – само собой разумеющиеся события в сельской жизни. Педагоги с большим энтузиазмом готовятся к традиционным праздникам (вместе с детьми лепят и раскрашивают игрушки, вышивают, пекут птичек из теста, организуют проектную деятельность («Фольклор – круглый год», «Куклы из бабушкиного сундучка», мастер-классы для родителей («Народные игры», «Изготовление тряпичных кукол», «Колыбельная в жизни ребёнка», на которых царит непринуждённо-творческая, домашняя атмосфера. О высоком уровне внутренней мотивации педагогов к данному виду деятельности свидетельствует стремление поделиться опытом с коллегами других регионов в рамках сетевого взаимодействия, организация мастер-классов для всех желающих за пределами рабочего времени в выходные и праздничные дни.
Фольклорная направленность прослеживается и при организации современных праздников (Новый Год, Защитники Отечества, День матери и т. д.) с участием детей и родителей, на которых играют в традиционные подвижные игры, участвуют народные герои, проводятся шуточные конкурсы («Смотай клубочек», «Определи кашу по вкусу» и т. д.). Применение традиционной направленности позволяет сблизиться детско-взрослому сообществу, делает общение непосредственным, позитивным и эмоционально насыщенным. Логическим продолжением данной тематики явились конкурсы мастерства среди педагогов («Лучшая мастерица», «Хозяюшка №1», организованными по их инициативе. Педагоги на корпоративных мероприятиях также играют в народные игры («Как у дяди Трифона», «Золотые ворота», «Шишки, жёлуди, орехи» и др., водят хороводы, поют народные песни, чествуют именинников.
В проведё нном исследовании использовались следующие методы: наблюдение, беседа, цветовой тест отношений (Е. Ф. Бажина и А. М. Эткинда, направленный на выявление эмоциональных компонентов отношений личности [8]; методика «Диагностика эмоционального выгорания» В. В. Бойко для выявления симптомов эмоционального выгорания, уровня сформированности и выявления фаз развития СЭВ (напряжение, резистенция, истощение) [9].
В результате анализа показателей выгорания было выявлено, что среднее значение показателя выгорания у педагогов МБДОУ №176 составило 48,95 баллов (из 360 максимально возможных, что соответствует крайне низкому уровню выгорания. При этом наблюдается выраженная эмоционально положительная привязка большинства педагогов к событиям этнокультурной направленности, к детскому коллективу, коллегам, дошкольному учреждению в целом. Педагоги отмечают снижение утомляемости, усталости и тревоги; развитие и формирование жизненного тонуса, творческих способностей, навыков снятия психоэмоционального напряжения; роста рефлексии и уверенности в своих силах после проведений народных праздников и гуляний, желание осуществлять профессиональную деятельность.
Проведённое исследование вносит определённый вклад в решение проблем профилактики профессионального выгорания педагогов, позволяет сделать вывод о том, что работа в этнокультурном направлении заслуженно может быть причислена к эффективным личностно ориентированным, здоровьесберегающим технологиям, позволяющим педагогам осуществлять профилактику эмоционального выгорания и реализовывать себя в профессиональном и личностном росте.
Используемая литература и Интернет-ресурсы:
1. Ангарова Э. Ш. Нравственное воспитание учащихся на основе бурятских национальных традиций: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1996.- 19 с.
2. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении /Бойко В. В. – СПб. : Питер – 1993.
3. Гарунов Э. Г. Школа со смешанным национальным составом. // Народное образование. № 5, 1993.- с. 60-64.
4. Гасанов З. Т. Национальные отношения и формирование культуры межнациональных отношений. // Педагогика. № 6, 1996.-с. 51-55.
5. Зыкова М. Н. Фольклоротерапия: Учебное пособие. – М. : Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. – 160с.
6. Саракуев Э. А. Национально-психологические особенности студентов и их учет в воспитательной деятельности преподавателя вуза: Автореф. дисс. канд. психол. наук. -М., 1991. 20 с.
7. Юнг К. Г. Психология бессознательного. – М., 1998.
8. https://www.psyoffice.ru/
9. https://5psy.ru/