Мехрибан Гусейнова
Профилактика безнадзорности и правонарушений с учащимися «группы риска»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы
«Школа-интернат №7»
Обобщение опыта социального педагога
МБОУ «Школа – интернат №7»г. Дербента
Гусейновой Мехрибан Арифовны
«Профилактика безнадзорности и правонарушений с учащимися «группы риска»
МОИ ЖИЗНЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ.
Врач лечит тело. Я латаю душу.
Тот обделен судьбой, а этот непослушен,
В семье другого нет тепла, уюта
И счастье в том, чтобы помочь кому-то.
Секреты все и тайны сохраняя
Тем дорожу, что дети доверяют.
Публикация «Профилактика безнадзорности и правонарушений с учащимися „группы риска“» размещена в разделах
И каждый раз, встречаясь с ними взглядом,
Я понимаю, что должна быть с ними рядом.
Заботы их – давно мои заботы
Пусть меньше не становится работы.
Настало время. Подвожу итог:
Мое призванье – социальный педагог.
МОИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
С годами, переступая порог школы, невольно заглядываешь в себя: «А любишь ли ты тех, к кому идёшь, не выдохлась ли, способна ли распахнуться перед детьми?» Это мои вечные внутренние вопросы. А рядом другие… Кто вы, ребята? О чём мечтаете? Из какой вы семьи? О чём говорите с родителями? Чтобы ответить на все эти вопросы, стремлюсь установить с детьми тесный контакт, достичь взаимопонимания. В этом мне помогают: доверительный тон, добрый взгляд, одобряющая улыбка. Каждое моё слово, мимика, жест, интонация голоса, мои поступки – всё несёт ребёнку информацию о моём к нему отношении и формирует его самооценку.
Каждый ученик – это личность, а значит, он по-своему воспринимает поведение окружающих людей, их отношение к себе. Мы, взрослые, думаем, что дети смотрят на мир нашими глазами, воспринимают происходящее так же, как и мы. И хотим, чтобы они делали выводы, аналогичные нашим. Но если дети «неадекватно» реагируют и поступают не так, как мы того ожидали, то это вызывает наше возмущение и неприятие.
Воспитание напоминает айсберг. Большинство людей видят лишь его малую, надводную часть. Они обманывают себя, думая, что видят всё целиком. Некоторые догадываются или чувствуют, что айсберг несколько больше, но не знают, что именно представляет собой невидимая часть. Душа ребёнка,она и является той самой невидимой частью, которая тянется к любви и ждёт ответной любви от нас педагогов. Тот, кто любим, тот и открыт для нас. И если я сумею хоть чуть-чуть сделать так, чтобы школа стала тем местом, где особенный ребёнок получает от нас импульс сердечного тепла и участия, я думаю, что решу главную задачу педагога – воспитание вечного и доброго в детях. Я учу детей дарить людям добро и радость, делюсь с ними размышлениями о жизни, любви, дружбе, взаимопомощи. Пробуждаю в сознании и чувствах подростков важные для их становления ценностные ориентиры, в основе которых труд, долг, скромность, ответственность. Это нас сплачивает. Трудно сказать, кто более счастлив: тот, кто получает, или тот, кто дарит. Мне, кажется, что эти два действия стоят на чаше весов вровень. Особенно радостно, когда я вижу добрые глаза детей, светящиеся улыбками лица, открытые детские сердца, когда я могу помочь им в трудную минуту, успокоить, подбодрить словом.
МОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРЕДО
Дотемна, допоздна часто в школе все мы остаёмся!
Есть нам дело всегда до чужой человечьей беды,
Сердце наше в такт всем сердцам подопечных бьётся!
И сплочённей становятся педагогов ряды!
Может быть, нам не стоит порой так излишне стараться?
Может, кто-то другой должен наши вопросы решать?
Если мимо пройдём, чья-то жизнь может где- то сломаться!
Если мимо пройдём, значит, можем потом опоздать!
Понимаю, что если меня рядом в школе не будет,
Жизнь, конечно, не встанет, и наоборот не пойдёт,
Но я знаю, нужна, так нужна моя помощь людям,
Тот, кто жил для себя - всё теряет с последним дыханьем!
Тот, кто жил для людей - после смерти живёт для живых!
И так как же я стала социальным педагогом? Имея за спиной высшее образование, окончив в1994 году Дагестанский государственный университет, получив квалификацию историка, преподавателя истории, я пришла в 1996 году,в тогда ещё вспомогательную школу №7 к директору Зовги Вилилулаевичу устраиваться на работу социальным педагогом, хотя сама не имела даже понятия на то время кто и чем занимается социальный педагог в школе, на тот момент даже директора не знали,что у них есть такой штат,как социальный педагог. И Зовги Вилилулаевич у меня спросил, чем же я буду заниматься в школе? на что я естественно не смогла дать ответ. С тех пор прошло почти 25 лет. И по истечению стольких лет я могу сказать,что работа социального педагога очень сложна и многогранна. Что социальный педагог-это тот же классный руководитель,но для всех детей в школе. Социальный педагог занимается всем в школе, начиная со сбора информации на ОШ, приёмом детей в первый класс, разбором нарушений Устава школы или правонарушениями, конфликтными ситуациями. Но основная работа социального педагога, которая требует большего внимания –это дети «группы риска»
их родители. Тема обобщения моего опыта : «Профилактика безнадзорности и правонарушений с учащимися «группы риска»
Актуальность.
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме проблемы «детей группы риска» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.
Обострение социально-экономической ситуации в стране, резкое ухудшение экологической ситуации в целом и множество иных факторов привели наше общество к увеличению роста числа детей «группы риска». По статистике 15 процентов российских детей не посещают школу – это те, кто составляет группу риска.
Большая часть из них имеет особенности физического, психического, социального развития, к которым, как правило, относят проблемы со здоровьем, трудности в воспитании и обучении, ограничение возможностей физического развития, сиротство и другие. Поэтому важнейшим приоритетом современной государственной политики в отношении детей с особенностями в развитии считается обеспечение гарантии их прав на выживание, развитие и защиту. В настоящее время категория «детей группы риска» (имеется в виду риск для общества, который они создают, и риск потери ими жизни, здоровья, возможностей развития) является предметом исследования различных отраслей научного знания, вследствие чего имеет междисциплинарный характер изучения, обуславливающийся сложностью и многогранностью этого явления. В зависимости от области изучения выделяют множество классификаций «детей группы риска». В психологии, педагогике, социальной педагогике к данной категории детей относят тех, кто испытывает трудности в обучении, психическом развитии, социальной адаптации, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, социализации в целом. Дети группы риска — это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних. Изменения социально-экономической ситуации в стране, социальная дифференциация, которая происходит в обществе, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение. Низкий уровень жизни, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних приводят к тому, что дети вынужденно адаптируются к подобным условиям. А результатом «вживания» в окружающую среду является: нежелание учиться и работать, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, проявление жестокости, агрессивности, бродяжничество, употребление алкогольных напитков и психотропных средств.
Работа по профилактике асоциальных явлений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направлены на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.
Но решать эти задачи в одиночку невозможно. Необходимо объединить усилия учителей, социального педагога, психолога, родителей, работников ПДН.
Одним из приоритетных направлений деятельности по работе с этой группой детей является комплексный подход, создание единого воспитательного пространства в школе. Взаимное сотрудничество с другими профилактическими организациями позволяет совместно выбирать для каждого подростка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают.
Цель воспитания :.Создание условий для формирования,становления и развития личности воспитанника с ограниченными возможностями здоровья «группы риска», умеющей полноценно жить и работать в современных социально-экономических условиях.
Задачи:
1. Осуществление диагностической работы с целью выявления асоциальных явлений в подростковой среде, типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и гармоничности семейных отношений в целом.
2. Информационно-просветительская работа с целью профилактики асоциальных явлений, дисгармонии семейных отношений, нарушений в семейном воспитании и по пропаганде здорового образа жизни.
3. Осуществление комплексной коррекционной работы с детьми и подростками, с семьёй в целях восстановления здоровых взаимоотношений между членами и коррекцией имеющихся отношений в семейном воспитании, формирование семейных ценностей.
4. Формирование у детей «группы риска» через цикл бесед и внеучебных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей.
5. Обучение приёмам поведения в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, экологической и общей культуры.
6. Развивать социальную активность, побудить и привить интерес к себе и окружающим,
7. Научить сотрудничеству и адекватному выбору форм поведения.
8. Прививать уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный статус, выполнять определенную роль в коллективе
9. Создать и закрепить позитивные образцы поведения.
Основные направления работы с детьми «группы риска».
В нашей школе обучается 185 учащихся, 4 детей состоят на ВШУ, а «группе риска» можно отнести всех наших детей, так как в школу к нам дети попадают уже с целым букетом физических и психических заболеваний. Первое знакомство моё с детьми и их родителями проходит во время приёма детей в школу,где я провожу социальный анамнез. В результате, которого уже складывается картина о ребёнке и его семье. Совместно с классными руководителями, психологом и медиками провожу обследование социального, психического, физического состояния детей, в результате чего составляется социальный паспорт на каждого ученика. Конечно, у большинства детей, поступающих к нам в школу крайне низкий социальный и материальный уровень. Дети представлены сами себе. И в первую очередь приходиться работать с родителями Интернат на какой-то период отдаляет ребенка от такого родительского невнимания. Предоставляет другую форму внимания и заботы. Но возвращаясь к родителям, где низкий социальный уровень (отсутствие работы, соответственно низкий прожиточный минимум, употребление алкоголя, нецензурная брань, отсутствие заботы о детях и т. д., они снова впитывают в себя этот негативизм, привыкают к бесконтрольной «свободе».
Для подростков "группы риска" характерен низкий уровень учебной мотивации, познавательная пассивность, несформированность общеучебных знаний и специальных умений. Они плохо адаптируются к школьной жизни, конфликтуют с окружающими. Как правило, дети «группы риска» обладают синдромом дефицита внимания и гиперактивности: чрезмерной активностью, излишней подвижностью, суетливостью, невозможностью надолго сосредоточить внимание на чем-либо. Главная же проблема – неразвитость механизмов внимания и тормозящего контроля.
В целях предупреждения безнадзорности, беспризорности веду ежедневную работа по учету посещаемости учащихся в школе. В случае пропуска занятий учеником классные руководители выясняют причину отсутствия. Если пропуски становятся регулярными, тут уже подключается социальный педагог. Социальным педагогом составляется план индивидуальной профилактической работы с данным учеником, проводятся профилактические беседы с приглашением родителей, далее вопрос рассматривается на Совете профилактики. Если ребенок ставится на ВШУ за ним устанавливается систематическое наблюдение. Заполняются «карты наблюдения». В нее входит:
- учебная деятельность;
- взаимоотношение с взрослыми, сверстниками;
- проведение свободного времени;
- отношение к труду, профориентация;
- поведение и поступки;
- карта учета «трудного» ребенка.
С воспитанниками,состоящими на ВШУ, начинаю работать индивидуально: запрашиваю педагогическую характеристику, составляю индивидуальный план профилактической работы и завожу карту индивидуального профилактического сопровождения, работаю в тесном сотрудничестве с инспекторами ПДН и КДН.
Изучение проблемных детей не обходится без изучения положения ребенка в семье. Чтобы помочь подростку найти правильные пути решения из неблагоприятных ситуаций, постоянно посещаю семьи учащихся состоящих на учете, на дому. Ведь очень важно знать о системе внутрисемейных отношений, жилищно-бытовых, материальных условиях воспитанников, а также сведения о других, совместно проживающих родственниках.
После посещения семей, составляю акт обследования условий жизни и воспитания ребенка, а также заполняю социальную карту семьи.
Для предупреждения безнадзорности и правонарушений провожу целенаправленную индивидуальную работу с родителями: беседы, консультации, педагогические рекомендации по вопросам воспитания и обучения ребенка «группы риска».
С сотрудниками правоохранительных органов работаем по ежегодному плану совместных мероприятий.
Профилактическую работу с учащимися, состоящими на внутри школьном учете, начинаю с выявления причин отклонении в поведении. Чаще всего, это отсутствие контроля со стороны родителей в свободное от учебы время.
Обязательным приемом профилактической работы являются индивидуальные беседы о недопустимости совершения противоправных действий, об ответственности за правонарушения и преступления. Стараюсь расположить подростка к доверительным беседам, в которые включаю пропаганду здорового образа жизни, профилактику курения, алкоголизма, наркомании, токсикомании.
Организую (групповое, индивидуальное) правовое просвещение учащихся. Разъясняю права и обязанности, административную и уголовную ответственность несовершеннолетних. Объясняю правила поведения, ответственность за совершение правонарушений. Организую встречи с инспектором ПДН.
Ежемесячно проводится школьный Совет профилактики по безнадзорности и правонарушениям. На заседании Совета приглашаются родители и учащиеся, имеющие проблемы в учебе и поведении. На каждого подростка принимается конкретное, индивидуальное решение, оказывается психологическая помощь по проблемам семейных отношений, воспитания коррекции детско-родительских взаимоотношений. Совет профилактики контролирует поведение учащихся, состоящих на внутри школьном учете и на учете в ПДН, выносит проблемные вопросы на обсуждение педагогического совета. В целом, работа Совета профилактики по безнадзорности и правонарушениям дает положительный результат. Как в случаи с воспитанниками 9 «а» класса
Постоянно оказываю социально педагогическую помощь педагогам в работе с учащимися, имеющих пропуски уроков. Ведется систематический контроль за посещаемостью школьных занятий. Веду постоянную работу по вовлечению несовершеннолетних учащихся, совершивших правонарушения, в кружки, спортивные секции, факультативы. Считаю, что свободное от уроков время, должно быть наполнено жизненным содержанием.
1. Профилактические мероприятия по предотвращению терроризма и экстремизма среди воспитанников нашей школы:
-круглый стол «Явление явление терроризма и экстремизма в молодёжной среде»,
-беседы «Скажем террору «Нет!»
-просмотр учебного фильма «Как себя вести при угрозе теракта?»
-в рамках недели правового просвещения были проведены классные часы, круглый стол : «Уголовная ответственность за совершение преступления террористического характера»
- проведены беседы «Ответственность за экстремистскую и террористическую деятельность»
-приняли участие в общегородском профилактическом мероприятии с детьми,находящимися на ВШУ «Экстремизм –угроза общества»
2. Проводятся профилактические мероприятия по профилактики правонарушения :
-занятие «Безопасность в сети интернет»
-круглый стол «Опасность в интернете»
-круглый стол «Правовые знания по защите прав ребёнка в связи с насилием»
-совместно с «Центром развития туризма» было проведено мероприятие «Семья и детство без жестокости и насилия»
-проведены родительские собрания «Права и обязанности детей и родителей»
- проведены беседы : «Подросток и правонарушения»
Проведён круглый стол «Коррупция в нашей жизни»
3. Профилактические мероприятия вредных привычек
-проведено мероприятие «Страна вредных привычек»
-круглый стол : «Наркомания –знак беды»
-беседа «Наркотикам – «НЕТ!»
-беседа «Детство территория свободная от курения»
-показ видеоролика «Последствия приёма СНЮС»
-родительские собрания на тему: «Спайс – последствия его употребления», «Снюс, табак бездымный,но не безвредный»
4. Профилактические мероприятия по предотвращения дорожно-транспортного травматизма