Ирина Азизова
Профилактика агрессивного поведения у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Взрослые всегда приходят в замешательство, когда сталкиваются с агрессией у детей. Однако появление таких симптомов, как жестокость, упрямство или непослушание, не обязательно означает, что ребенок психически ненормален. По мнению психологов, с агрессивными или демонстративными детьми легче справиться, чем с интровертными или заторможенными.
Профилактика агрессивного поведения
Темочки:
Для предотвращения агрессивного поведения у детей очень важно создать в семье атмосферу тепла, заботы и поддержки. Чувство защищенности и уверенности в родительской любви ведет к более успешному развитию ребенка. Когда они чувствуют себя более уверенными в себе, они реже испытывают гнев и зависть и реже проявляют эгоизм.
Родители должны сосредоточиться на развитии желательных форм поведения, а не на устранении нежелательных, и подавать пример просоциального поведения (например, заботиться о других, помогать им и сопереживать).
Поведение по отношению к детям должно быть последовательным. Наиболее агрессивными являются дети, которые не знают, какую реакцию их поведение вызовет у родителей. Например, один и тот же поступок может привести к пощечине или поощрению, в зависимости от настроения отца.
Требования к детям должны быть разумными, настаивать на их выполнении и ясно давать понять детям, чего от них ждут.
Следует избегать применения излишней силы или угроз для контроля за поведением детей. Злоупотребление такими средствами контроля над поведением детей может сформировать их поведение и привести к появлению таких нежелательных черт, как гнев, жестокость и упрямство.
Важно, чтобы дети учились самоконтролю и развивали чувство контроля. Дети должны знать о возможных последствиях своих действий и о том, как их поведение может быть воспринято другими. Кроме того, у детей всегда должна быть возможность обсудить с родителями спорные вопросы и объяснить причины своего поведения.
Дети имеют право выражать негативные чувства, но делать это нужно словесно, а не писком и ударами. Детям нужно сразу объяснить, что агрессивное поведение никогда не приносит пользы.
Научите детей называть вещи своими именами, например «сердитый», «обиженный» или «злой», и говорить о своих переживаниях. Когда злитесь, выражайте свои чувства громко и гневно, стараясь при этом контролировать свой гнев: «Я удивлен, мне больно». Никогда не говорите ребенку, что он глупый, тупой и т. д. - Вы будете так же относиться к другим детям.
Чем агрессивнее вы становитесь, тем больше враждебности накапливается в сознании ребенка. Ребенок, который не может отреагировать на обидчика, находящегося перед ним, то есть на родителя, будет мстить кошке или бить младшего ребенка.
Иногда ребенку просто нужно понимание, и одно любящее слово может помочь выплеснуть обиду. Иногда принятия и сочувствия недостаточно. Профессор Готтесман описывает ситуацию, когда отец пытался успокоить и утешить плачущую дочь, укачивая ее или заставляя сидеть и смотреть мультфильмы, но «не спросил ее, что ее огорчает и что он может сделать здесь и сейчас, чтобы ей стало легче». После этого дочь поссорилась с братом и была очень обижена и рассержена. В этом случае отец должен был сказать дочери, что она не может бить брата, но что она может поговорить со мной, если ее что-то беспокоит».
Как предотвратить агрессию у детей.
Самое главное - научить ребенка разряжаться, то есть снимать накопившуюся фрустрацию и давать ему возможность использовать переполняющую его энергию «в мирных целях».
Однажды учителя и родители стали жаловаться на необычный рост агрессии в 1-м классе. Когда обычно воспитанные и спокойные дети приходили в школу, они кричали друг на друга, толкали друг друга, мальчики и девочки дрались между собой, и не проходило и дня без того, чтобы кому-нибудь не сломали нос. В агрессивных классах создавались игровые уголки, детям покупали кегли, мячи, машинки для сборки и наборы для рисования. На переменах учителя устраивали для детей соревновательные игры, чтобы всем было чем заняться. У детей не было ни времени, ни причин разбираться в происходящем.
Известный чешский психолог Зденек Матейчик говорит: «Дети, у которых нет возможности попинать мяч, в итоге пинают других детей.
Детям нужно предоставлять как можно больше возможностей для того, чтобы они могли выплеснуть свою накопившуюся энергию.
Очень активные и агрессивные дети должны иметь возможность удовлетворить свое желание двигать телом и заниматься интересной для них деятельностью. В качестве примера можно привести спорт, соревнования, театральные постановки, игры, длительные прогулки и походы.
Задача взрослого - научить ребенка давать соответствующие указания и выражать свои чувства. Очень вспыльчивый ребенок может сдерживаться на публике (например, в школе, но дома закатывать истерики, устраивать скандалы, грубить родственникам или драться с братьями и сестрами. Такая агрессия не приносит ему облегчения. Он чувствует себя расстроенным и виноватым в случившемся. Это приводит к еще большему напряжению, и следующий срыв становится более жестоким и продолжительным. Такому ребенку необходимо предоставить социально приемлемые способы выражения подавленного гнева.
Оставьте ребенка одного в комнате и дайте ему возможность высказать все, что накопилось в нем против человека, который его разозлил.
Если ребенку трудно сдерживаться, предложите ему попинать специальную подушку, порвать газету, скомкать бумагу, попинать консервные банки или мячи, побегать по дому или написать все слова, которые он хочет сказать в гневе.
Дайте ребенку несколько советов. Когда вы расстроены, сделайте несколько глубоких вдохов или сосчитайте до десяти, прежде чем что-то сказать или сделать.
Это поможет вам успокоиться. Слушать музыку, петь или кричать во всю мощь легких тоже может помочь.
Вы также можете попросить ребенка нарисовать картинку с изображением его чувства гнева. Таким образом, агрессия найдет выход в творчестве.
Родители могут узнать, как управлять агрессивным поведением детей :
Уделяйте особое внимание детским играм. В играх дети реализуют свои мечты, фантазии и страхи. Обсудите с ребенком, на кого он хочет быть похожим, какие личности его привлекают, а какие отталкивают. Если ребенок критикует и «вешает ярлыки» на других, это может быть повторением ваших слов. В сновидениях дети часто видят то, чего им не хватало в жизни. Обращайте особое внимание на повторяющиеся сюжеты снов, поощряйте ребенка говорить о том, что его волнует и переживается, учите его прямо говорить о своих чувствах, симпатиях и антипатиях.
Не нужно пытаться полностью оградить ребенка от негативных переживаний. Невозможно избежать гнева, дискомфорта и насилия в повседневной жизни. Важно научить их противостоять обидчику, не становясь при этом похожими на него.
Дети должны уметь говорить «нет», не поддаваться на провокации других, относиться к неудачам с юмором и знать, что иногда лучше довериться взрослому, чем разбираться с проблемами самостоятельно.
Однако если родители любят смотреть фильмы ужасов или боевики, их дети тоже будут в восторге. Кроме того, если вы бьете свою собаку на глазах у детей, не удивляйтесь, что через некоторое время они начнут издеваться не только над животными, но и над людьми. Дети - максималисты, и, усвоив в детстве урок иронии, они не будут задумываться о чувствах своих жертв, когда вырастут. Единственный способ противостоять волне агрессии, захлестывающей детей с экранов телевизоров, мониторов компьютеров и страниц популярных газет и журналов, - это личным примером развивать в детях эмпатию, сочувствие и желание помочь уязвимым.