Ирина Косова
Профессиональная педагогическая этика современного педагога
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель в отношении нравственном
сам должен быть, тем,кем он хочет сделать
воспитанника; по крайней мере, должен
искренне желать быть таким и
всеми силами к тому стремиться.
В. Даль
«Этика – совокупность норм поведения (обычно применительно к какой – нибудь общественной группе)». (С. И. Ожегов)
Потребность общества передавать свой опыт и знания подрастающим поколениям вызвала к жизни систему школьного образования и породила особый вид общественно необходимой деятельности – профессиональную педагогическую деятельность.
Элементы педагогической этики появились вместе с возникновением педагогической деятельностью. И педагогу же в этом процессе отводится особая роль.
Вы знаете когда я готовилась к докладу, я столкнулась с такими понятиями как: педагогический такт, профессиональный такт, педагогическая культура, нравственная культура, профессиональная квалификация, все понятия между собой взаимосвязаны и нету четкой грани между ними. Но разбираясь потом поняла, что все имеет свою нишу, и каждая формулировка отвечает за свое.
Педагогическая этика это общее понятие и так:
Педагогическая этика – это совокупность норм форм и правил поведения педагога, обеспечивающая нравственный характер педагогической деятельности и взаимоотношений, обусловленных педагогической деятельностью.
1. Составляющие педагогической этики:
-профессиональная квалификация;
-педагогическая культура;
-нравственная культура;
-педагогический такт;
-профессиональный такт.
-Педагогическая справедливость
-Профессиональная честь педагога
Этот перечень можно еще перечислять и добавлять, но эти понятия отражают все. Не могу утверждать правильно ли я их распределила по иерархии, мне кажется, что здесь важно все, выкини какой либо пункт и само понятие как Педагогическая этика не будет иметь смысла. Но на 1 место я прежде всего поставила профессиональную квалификацию, т. к без диплома и соответствующей специальности и не о чем говорить.
А мы с вами все педагоги с дипломами и нас этот вопрос непосредственно касается. И так, что мы должны знать и выполнять, чтобы соответствовать нормам и правилам Пед. этики.
Профессиональная квалификация – образование (среднеспециальное, высшее). Непрерывность профессионального развития,профессионального мастерства, активно заниматься самообразованием и самосовершенствованием, повышение квалификация (категория, совершенствование своего интеллектуального, творческого и общенаучного уровня. Ответственность за результат обучения.
Педагогическая культура (нравственная культура) – внешний облик педагога (придерживаться делового стиля в одежде, культура речи, вежливость, корректность, культура и нормы поведения в школе и в обществе за пределами учебного заведения, чувство собственного достоинства, умение управлять своим состоянием, чувство юмора. Педагог имеет право на возмущение, но выраженный способами, адекватными требованиям педагогической культуры и этики, не унижающими достоинство личности как с коллегами так и с родителями и учащимися.
Ни при каких обстоятельствах не допускается применение методов физического и морального и психического насилия к участникам образовательного процесса. С уважением относится к особенностям, ценностям и достоинством каждой национальной культуре. Уважение прав и достоинства всех людей вне зависимости от социального, должностного положения.
Культурный педагог приходит вовремя на работу, деловые встречи; не повторяет слухов, непроверенных фактов, тем более, если они могут нанести ущерб окружающим.
Педагогический такт –(от лат. tactus – прикосновение) – чувство меры в поведении и действиях педагога, включающее в себя: уважение достоинства ребенка, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами. Т. е. выбор средств педагогического взаимодействия, умение в каждом конкретном случае применять наиболее оптимальные способы воспитательного воздействия, не переходя определенную грань.
Основными элементами педагогического такта являются: требовательность и уважительность к воспитаннику; умение видеть и слышать ребенка, сопереживать ему; деловой тон общения; внимательность, чуткость педагога.
Существует немало приемов, пользуясь которыми, педагог, не нарушая педагогического такта, добивается установления этически правильных взаимоотношений с воспитанниками и тем самым добивается эффективного общения. Некоторые из них можно назвать правилами педагогического такта и сформулировать следующим образом:
Воспитывать ребенка – это не значит «крепко держать его в руках»; воспитание, основанное преимущественно на методах принуждения, всегда чревато негативными последствиями; подавление воли воспитанника никогда не способствует формированию чувства уважения к наставнику;
никогда нельзя употреблять в разговоре с воспитанником выражений, оскорбляющих его человеческое достоинство; ни в коем случае нельзя подчеркивать преимущество своего положения; чем больше педагог подчеркивает свое превосходство перед ребенком, тем меньше он доверяет ему, советуется с ним, прислушивается к его требованиям; если педагог чувствует и осознает, что он оказался по стечению обстоятельств виноватым перед своим воспитанником, он обязательно должен извиниться, это в большой мере смягчает его положение; никогда не следует напоминать ребенку о его физических недостатках (если они есть); не следует часто говорить и о приобретенных им недостатках, если они осознаются самим учащимся; целесообразнее быть более щедрым на похвалу, чем на осуждение; в работе с детьми следует соблюдать дистанцию, не допускающую фамильярности со стороны воспитанника; всегда, при любых обстоятельствах, нужно поддерживать педагогическую уравновешенность во всех своих суждениях и действиях.
Профессиональный такт - умение быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников; умение сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации; сочетать разумную требовательность с чутким отношением к учащимся; хорошо знать возрастные и индивидуальные особенностей учащихся; в самокритичной оценке своего труда. Профессиональная солидарность, забота о престиже профессии.
Педагогическая справедливость – это качество педагога, проявляющееся в объективном отношении к каждому ребенку, в признании права каждого на уважение его личности, в отказе от избирательного отношения к детям, деления их на «любимчиков» и «нелюбимых». Во всяком случае, его личное отношение не должно влиять на оценку их успехов и принятие педагогических решений.
Профессиональная честь педагога, которая предписывает нормативные требования к его поведению и побуждает в различных ситуациях вести себя в соответствии с социальным статусом его профессии. То, что может позволить себе обычный человек, не всегда может позволить себе учитель. Выполняемая им социальная и профессиональная роль предписывает особые требования к уровню общей культуры, нравственному облику, и снижение им этой планки ведет не только к унижению его личного достоинства, но и влияет на отношение общества к учителю в целом.
Любовь к детям - одно из самых главных нравственных требований педагогической этики и, по мнению большинства педагогов, - самое необходимое качество учителя.
Любовь к детям – не только чувство, но и характеристика такого уровня педагогического сознания педагога, которому свойственно безусловное принятие ребенка со всеми его достоинствами и недостатками, признание его права быть таким, какой он есть, а не каким бы он хотел его в данный момент видеть, понимание, сопереживание, сострадание и сочувствие, желание помочь ребенку в его развитии
И хотелось бы называть те качества, которые дети наиболее всего ценят в педагоге, и прежде всего включают в данный список следующие: отзывчивость, доброжелательность, человечность, уважение к их личности, и только потом – знание предмета и умение объяснять учебный материал.
Не менее значимы для них и такие качества педагога, как терпение, уравновешенность, выдержка, которые являются важной составляющей и условием проявления истинной любви к детям. Без любви педагога (нашей любви) к своим детям не рождается ответная любовь и доверие.
Вот такими качествами мы должны с вами обладать, чтобы называться педагогами с высокой педагогической этикой. Все эти правила не новы и мы их все прекрасно знаем, но всегда ли соблюдаем. В гонке подготовки к конкурсам, экзаменам, концертам, иногда и приходится нарушать немного эти постулаты, но я думаю если и нарушаем, то в пределах допустимых норм, правда? Я на это надеюсь!