Людмила Владимировна Кирюхова
Конспект занятия «Профессия археолог»
▼ Скачать + Заказать документы
I. Организация начала. (Слайд №1)
Наверняка вы все рассматривали фотографии. Неправда ли, очень интересно посмотреть, какой ты был несколько лет назад; какой маленькой была мама, как она выглядела, какими были бабушка и дедушка? Благодаря фотографиям всегда можно заглянуть в прошлое. (просмотр старых фотографий) Как вы думаете, нужно ли нам помнить прошлое, для чего?
А как узнать о том, что было очень давно, так давно, что об этом не помнят даже бабушки и дедушки? О том далеком времени нет ни одной фотографии, по той простой причине, что раньше не было фотоаппаратов. Да и не только их, а и многого другого: утюгов, машин, телевизоров, холодильников, то есть тех предметов, без которых мы с вами не мыслим нашу жизнь. Посмотрите на эти рисунки, как вы думаете, все ли они отражают наш современный быт (показ рисунков из книги «Как жили люди на Руси»). Действительно, здесь есть предметы, которыми никто уже давно не пользуется, эти предметы хранятся в музеях.
Публикация «Конспект занятия „Профессия археолог“» размещена в разделах
- Археолог. Знакомимся с профессией
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Темочки
Издревле человек находил в земле различные предметы: черепки посуды, каменные топоры, украшения, изделия из камня, дерева, наконечники стрел, отдельные кости, а иногда даже целые захоронения, доспехи, монеты, клады… (показ фотографий, изображений старинных предметов). Как же они туда попали? Вы замечали, что если дома несколько дней не протирать мебель, на ней накапливается слой пыли. А за тысячи лет толстый слой пыли, песка и земли покрыл все, что осталось от древних людей. На этом месте выросли травы, деревья, или даже целый город. В результате землетрясений, наводнений, извержения вулканов, разрушались и пропадали целые поселения. Некоторые были завалены извергающимися лавами вулканов, некоторые скрылись в океанах. Чтобы отыскать следы прошлого, люди занялись— раскопками.
Людей, которые производят раскопки, называют: учеными – археологами; появилась наука – Археология. Ребята, а вы что-нибудь знаете о том, какие животные населяли нашу планету, какими были люди? (ответы детей).
Работа археолога очень трудная, потому что почти все интересные находки находятся под землей. Чтобы извлечь их из земли, нужно много потрудиться, а иногда ничего не удается найти. Поэтому археолог, прежде всего, должен знать территории, где следует искать. Для этого археологи проводят большую подготовительную работу: ищут в архивах старинные рукописи с описанием поселений, мест сражений и походов. Даже легенды и мифы нередко наталкивают археологов на неожиданные открытия.
Для поисков археологи используют вертолеты, самолеты, и даже космические корабли, ведь с воздуха можно увидеть те объекты, которые совсем незаметны на земле. Например, след гигантского ящера.
Но не только землю, но и водные глубины исследуют археологи, ведь там скрыты не только затонувшие корабли, но и целые города, замки, крепости После того, как ученые определят, что в данном месте можно найти исторические находки, наступает главный момент в работе археолога – раскопки. Место, где работают археологи, называется – раскоп. Для ориентира местность на раскопе делится на квадраты, чтобы точно отметить место находки. Некоторые называют археологию «Наукой лопаты». Как вы думаете, почему?
Конечно, когда надо вынимать большое количество земли, используют технику, но затем в работу вступает лопата, потом нож, савок и, наконец, кисточка. Как только находку очистили от остатков земли, ее фотографируют, и только потом пытаются поместить в специальный контейнер, чтобы отправить в лабораторию.
Старинные вещи очень хрупкие, и при транспортировке они часто рассыпаются в пыль или на мелкие осколки.
II. Основная часть. Закрепление.
-Ребята, а кто такой археолог? (Ответы детей).
-Археолог (Слайд №2) – это ученый, который занимается изучением прошлого человечества по найденным вещам и предметам. Эти вещи и предметы называются «находками».
Послушайте стихотворение:
Он ведет раскопки
В поле и на сопке.
И в пустыне южной,
И в Сибири вьюжной,
И во всех частях страны
Он предметы старины
Ищет для музеев,
Чтобы ротозеи
Заглянули в глубину –
Как мы жили в старину.
Как вы думаете, о ком это стихотворение? (Ответы детей).
(Слайд №3)Наука, которая изучает жизнь людей в древности называется археология. Давайте все вместе повторим: Наука – археология, ученый – археолог. (Ответы детей).
Предлагаю вам посмотреть одно видео «Десять невероятных археологических находок». (Слайд №4).
-Понравилось вам видео? О чем оно?
Я предлагаю вам помочь археологу в его раскопках! Согласны? (Ответы детей).
-Тогда закрываем глаза ладошками и начинаем отсчет.
Дети закрывают глаза ладошками и начинают считать: 1, 2, 3, 4, 5, 6; открывают глаза.
-Мы с вами попали на раскопки! Иногда кто-то из археологов что-то находит, кисточкой аккуратно очищает свою находку, и это оказывается: осколок разбитой миски (Слайд №5, или вазы (Слайд №5(1, или кружки – глиняный черепок (Слайд №5(2).
-Ребята, давайте подойдем к столам. Посмотрите, на столе лежат осколки от красивой посуды, которые нашли археологи на раскопках. Давайте попробуем из этих осколков собрать посуду.
Игра «Сложи из кусочков посуду» (Слайд №5 музыка).
-Молодцы! Вы отлично справились с заданием. А как вы думаете, радуются ли археологи своим находкам? (Ответы детей).По осколкам посуды можно понять, как люди жили много лет назад. Иногда археологам удается собрать из осколков целый кувшин или вазу. Посмотрите, какие красивые вазы отыскали археологи. (Слайд №6).
-Археологи ничего не берут себе, они все отдают государству, и на эти ценности в музеях люди могут любоваться и изучать далекое прошлое.
-Ребята, посмотрите на следующий слайд. (Слайд №7). Здесь изображены инструменты, которые использует археолог. Как вы думаете, для чего они нему нужны? (Ответы детей).
-А для чего археологу нужна кисточка? (Ответы детей).Кисточка – это волшебная палочка для археолога.
-Археологи очень сильные и выносливые, умеют копать, ходить на большие расстояния, работать под жарким солнцем. Они – очень терпеливые, иногда находку нужно очищать несколько часов!
Физкультминутка.
На раскопки мы идем,
Лопату в руки мы берем.
Раз копнем, два копнем,
Следом кисточку возьмем.
Раз махнем, два махнем -
Что-нибудь сейчас найдем.
Дальше снова мы пойдем.
Лопату в руки мы берем.
Раз копнем, два копнем.
Снова кисточку возьмем.
Раз махнем, два махнем –
Находку мы сейчас найдем.
-Благодаря ученым, мы теперь знаем, что поначалу древний человек не очень то отличался от животных. Люди не умели говорить, считать, их руки были ниже колен, и роста они были не высокого. Но зато они рисовали, правда, не обычными красками, какими рисуем мы с вами, и не на бумаге, ее раньше не было. Древние люди рисовали на камнях острым резцом; ученым удалось найти в пещере целый рассказ нарисованный таким образом. На плоских костях животных, на коре деревьев (такое письмо называлось «берестяная грамота»). Позже из глины стали делать тонкие «дощечки», на которых писали палочками. Такие «письмена» хранятся сейчас в музеях. Их изучают и пытаются прочитать.
Земля, как большая книга, лежит под нашими ногами. Каждый пласт земной коры – это лист книги. Мы живем на самом верхнем, последнем листе. А первые листы книги где-то глубоко на дне океанов, до них люди еще не добрались.
Сегодня мы побудем археологами : сначала обследуем камешки, найденные на прогулке, а затем отыщем и раскрасим предметы, найденные археологами.
Экспериментирование
Задание 1. Рассмотреть камешек через лупу. Кто что видит (кристаллики, трещины, узоры и т. п.).
Задание 2. Попробуем что-нибудь нацарапать на камешке монеткой или другим твердым предметом. Посмотрим через лупу, что получилось. Почему говорят: «твердый как камень», «стоит как каменный»?
Задание 3. «Превращаемся» в древних людей, у которых не было зажигалок и спичек, но был кремень. Попробуем получить огонь ударом двух кремешков друг о друга. Если очень стараться, можно заметить искру. Понюхаем теперь камни и определим запах. Твердый кремень или мягкий? Почему говорят: «крепкий как кремень»?
Задание 4. Подобрать камешки, из которых: можно воздвигнуть памятник; сделать украшения; построить дом. Объяснить свой выбор.
Задание 5. Каким камешком лучше всего рисовать на асфальте или фанерке? Пробуем мелом, углем, кремнем, графитом (это лучше всего делать во время прогулки).
Раскрашивание (найти среди раскрасок предметы, найденные археологами и раскрасить их).
III. Итог. Рефлексия.
-Ребята, давайте вспомним, что нового мы сегодня с вами узнали? (Ответы детей).
- Кто такие археологи? (Ответы детей).
- Как называется наука, которая изучает жизнь людей в ревности? (Археология).
- Что такое находка? (Ответы детей).
- Как называется место, где работают археологи? (Раскоп).
-Что больше всего вам понравилось на занятии? (Ответы детей).
-Мне очень понравилось сегодня заниматься с вами раскопками. Вы были настоящими археологами – сильными, выносливыми и терпеливыми! Спасибо вам за занятие! И запомните, археолог – это очень важная и нужная профессия!