Надежда Иванченко
Проектная деятельность дошкольников «Кто съел листья?»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ
«Кто съел листья?"
НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА : «Кто съел листья?»
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА : дети подготовительной группы, родители, воспитатели
ТИП ПРОЕКТА : Информационно –познавательный
ВИД ПРОЕКТА : групповой
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: долгосрочный
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Публикация «Проектная деятельность дошкольников „Кто съел листья?“» размещена в разделах
Человека всю жизнь окружает живая природа, ее многогранный и прекрасный мир. Первые представления о многообразии животного мира человек получает еще в детстве. Общение с природой положительно влияет на становление личности человека. Он становится добрее, мягче, душевнее. В нем просыпаются такие чувства, как сострадание, милосердие, любовь; пробуждается желание беречь, помогать, созидать, делать окружающий мир лучше. В воспитании ребёнка огромное значение имеет общение с живой природой, формирование представлений об экологических ценностях, эмоциональная отзывчивость на природу и ее явления, положительные чувства и ощущения от общения с окружающей природой, желание познавать и узнавать окружающий мир.
ВВЕДЕНИЕ:
Во время проведения прогулок, в процессе наблюдений в природе, всегда нацеливаю детей найти что-нибудь необычное, что привлекает внимание. И вот, в один из дней, когда мы проводили обзорную экскурсию по территории детского сада, на мой вопрос "Что вы заметили необычного?", Матвей Н. ответил: "Листья на каштанах высохли".
Между детьми возник разговор, в котором выдвигалось множество вопросов и версий: почему на всех деревьях листья зеленые, а на каштанах коричневые? почему они высохли?
Я предложила детям рассмотреть каштановую аллею за территорией детского сада (за забором видны коричневые кроны). Тут же Андрей Ш. выдвинул гипотезу: может все деревья заболели? Влада М. и Богдан П. предположили, что листья просто кто-то съел.
Для подтверждения выдвинутых гипотез приступили к составлению плана реализации проекта "Кто съел листья?".
Ребята тут же получили первое домашнее задание: рассмотреть по дороге домой листья на всех деревьях в поселке. На следующий день дети рассказывали о том, что все каштаны в поселке коричневые! Под деревьями летают тучи мелких насекомых.
Таких же насекомых увидели в огороде Саша К. и Герман К.
Дима Д. увидел таких насекомых в саду.
Что же это за таинственное насекомое, которое наносит вред почти всем растениям?
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Узнать о том, что случилось с каштанами с помощью исследовательской и творческой деятельности.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
1. Формирование у детей интереса к исследовательской деятельности.
2. Расширение представления детей о вредителях растений.
Развивающие:
1. Развитие речи путем формирования умения строить диалог, монолог.
2. Развитие познавательной деятельности и творческих способностей.
Воспитательные:
1. Воспитание бережного отношения к природе.
2. Привлечение родителей к участию в проектной деятельности.
3. Воспитание умения работать в коллективе.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
1. Подготовительный – постановка цели и задач, выработка мотивации по реализации проекта.
2. Основной этап – создание условий для формирования у детей представлений о вредителях растений.
3. Заключительный – обобщение полученных знаний в процессе исследовательской деятельности.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Пополнение знаний и расширение представлений детей о вредителях растений, вызвать желание охранять родную природу.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ:
Познавательное развитие:
Компьютерная презентация «Кто живет в траве? Минирующая моль. "
Просмотр научных и мультипликационных фильмов:
"Южноамериканская томатная моль" https://youtu.be/Jd1GVFyRjFQ
"По всей Москве облетают каштаны - их уничтожает моль - Россия 24" :
https://youtu.be/79ehVDIueig
"Каштановая Моль" https://youtu.be/yMoGU9FlzQA
Уроки Тетушки Совы - Уроки живой природы (Бабочка) : https://youtu.be/fF90b7Wd_eg
Речевое развитие:
Проговаривание чистоговорок о моли.
Разучивание стихотворений о минирующей моли.
Развитие монологической и диалогической речи в процессе наблюдений.
Художественно-эстетическое развитие:
Коллективная объемная аппликация с помощью техники "оригами" : "Зеленая планета для красивых и полезных бабочек!"
Нетрадиционные способы рисования:
- Заминированные листья – выдувание рисунка с помощью трубочки
Рисование – зарисовки стадий развития минирующей моли.
Физическое развитие:
Подвижные игры:
"Моль и синички"
Социально-коммуникативное развитие:
Экологические игры: «Чем питается моль?"
«Кто съест моль?»
Совместная деятельность с родителями :
Акция "Спасите каштаны".
Рефлексия:
1. Создание фильмотеки "Минирующая моль".
2. Создание альбома-раскраски "Спасатели каштанов"
3. Итоговое занятие «Кто съел листья?" (вручение дипломов научного исследователя)
ПЛАН РЕАЛИ3АЦИИ ПРОЕКТА :
№ п/п Дата проведения мероприятие ответственные
1. 24-27 июня Наблюдения за насекомыми.
2. 25 июня- 2 июля Просмотр фильмов: Уроки Тетушки Совы - Уроки живой природы (Бабочка).
Изучение народныx примет, связанныx с насекомыми. Воспитатель, родители, дети
3. 5- 12 июля Просмотр компьютерной презентации «Минирующая моль»
Наблюдения за насекомыми возле каштанов. Воспитатель, дети
4. 15- 19 июля Разучивание чистоговорок о моли.
Наблюдения за насекомыми в огороде. воспитатель
5. 22- 26 июля Наблюдения за насекомыми в повседневной жизни. Зарисовывание наблюдений.
Разучивание стихотворений о минирующей моли. Родители и дети
воспитатель
6. 29 июля- 9 августа Наблюдение за насекомыми в повседневной жизни.
Разучивание подвижной игры "Моль и синички" Воспитатель, дети
7. 12-23 августа Создание фильмотеки "Все о минирующей моли"
Коллективная объемная аппликация с помощью техники "оригами" : "Зеленая планета для красивых и полезных бабочек!" Воспитатель, дети, родители.
8. 26 августа- 26 сентября Акция "Спасите природу от моли!"
Создание альбома-раскраски "Спасатели каштанов"
Разучивание экологических игр: «Чем питается моль?"
«Экологический патруль" Воспитатель, дети, родители.
9. 30 сентября - 4 октября Наблюдения в природе: Почему зацвели каштаны?
Работа волонтерского отряда:
Сбор каштанов для уголков природы II младшей и средней групп. Воспитатель, дети
10. 4 октября Итоговое занятие «Кто съел листья?" (вручение дипломов научного исследователя) Воспитатель, дети, родители.
Цель нашего исследования, а именно, узнать, кто нанес вред окружающей растительности, достигнута. С помощью наблюдений ребята узнали о вредном насекомом - минирующей моли.
Участие детей и родителей в проекте позволило сформировать представления о том, кто съел листья на каштанах, какова роль минирующей моли в природе. Тем самым у детей появилось желание охранять природу.
С помощью проектной деятельности при проведении акции "Спасите каштаны" ребята выяснили, что без помощи взрослых в выполнении экологических задач не обойтись.
Выдвинутые гипотезы подтвердились:
1. Листья на каштанах кто-то съел. - Вред наносит минирующая моль.
2. Может, деревья заболели? - Массовое поражение деревьев минирующей молью требует "лечения", помощи взрослых. Это своеобразное заболевание растений.
Дети научились понимать о роли человека в охране окружающей среды, о необходимости бережного отношения к природе.
ПРОДУКТ ПРОЕКТА :
1. Фильмотека "Минирующая моль".
2. Подвижная игра "Моль и синички"
3. Экологические игры: «Чем питается моль?", "Экологический патруль"
4. Альбом-раскраска "Спасатели каштанов"
Список литературы:
1. Баранов, В. С. Исследовательская работа в ДОУ / В. С. Баранов // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 4. – С. 23 – 24.
2. Баулина, Ю. В. Наблюдения в детском саду / Ю. В. Баулина // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 7. – С. 30 – 31.
3. Золотова Е. И. «Знакомим дошкольников с миром природы», Москва. — 1992г.
4. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Под. ред. Вераксы Н. Е., КомаровойТ. С., Васильевой М. А. – М., Мозаика – Синтез, 2015
5. Источник интернет: vsezagadki.ru
6. Источник интернет: domnagorke.ru
7. Танасийчук В. В гостях у насекомых: Рассказы. – М., Детская литература, 1970.
8. Шорыгина Т. А. Насекомые. Какие они? М. : «ГНОМ и Д»-2005г.
9. Я познаю мир. Насекомые: энцикл. /авт. - сост. П. Р. Ляхов. - АСТ: Астрель: Хранитель, 2007.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Чистоговорки:
Ан-ан-ан-ан - кто испортил наш каштан?
ане-ане-ане-ане - кто съел листья на каштане?
оде-оде-оде-оде- кто нашкодил в огороде?
ошке-ошке-ошке-ошке - кто ходы сделал в картошке?
ор-ор-ор-ор - кто испортил помидор?
ду-ду-ду-ду - кто шалил у нас в саду?
ины-ины-ины-ины - на листочках что за мины?
оде-оде-оде-оде - что за мины в огороде?
ите-ите-ите-ите- что за страшный там вредитель?
оль-оль-оль-оль - везде минирующая моль!
су-су-су-су - все каштаны я спасу!
бу-бу-бу-бу - листья граблями сгребу.
онь-онь-онь-онь - папа разведет огонь.
оль-оль-оль-оль - чтоб погибла эта моль!
ду-ду-ду-ду - в огороде, во саду
ду-ду-ду-ду - клопов-солдатов разведу,
овок-овок-овок-овок - позову божьих коровок,
ят-ят-ят-ят- пусть всю моль они съедят!
ЗАГАДКИ
Ей каштанов было мало -
Она за лето всё сжевала.
Перелетела в огород!
Едой и там забила рот!
Ей помидор – и хлеб и соль.
Она – прожорливая … (МОЛЬ).
СТИХИ ПРО МОЛЬ
Было лето, и без дела
Моль под деревом летела.
Смотрит, перед ней каштан-
большой, зеленый великан.
Села на листочек моль, яйца отложила,
Полетела на другой и на третий живо.
Через 10 дней - беда! Появились детки!
Разделили лист они на десятки клеток!
Несколько десятков мин
На одном листочке
Отложили гусеницы,
Моли вредной дочки!
Листьев много они съели,
Все на них толстели,
А когда все есть устали,
Куколками вдруг все стали!
Куколки потом раскрылись
И моли в небо устремились!
И началось тут все опять!
Давайте мир от них спасать!
Иванченко Н.
ПОДВИЖНАЯ ИГРА
"Моль и синички"
Цель: учить детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу быстро. Развивать ориентировку в пространстве, умение менять направление.
Описание игры: дети, выполняющие роль моли, строятся в круг вокруг "дерева" с зелеными бумажными листочками. По сигналу воспитателя: «Раз, два, три, четыре, пять – моль листочки ест опять!» дети бегут к "дереву", пытаясь сорвать листочки. Другая группа детей, выполняющая роль синичек, защищающих дерево, ловит моль и уводит в "гнездо".
После подсчета пойманных, игра повторяется.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ЭКОЛОГИИ
"Чем питается моль?"
Цель: закрепить знания детей о минирующей моли, как о вредном насекомом.
Научить различать растения.
Материал: карточки с изображением растений, соком которых питается минирующая моль и растениями, которые моль "не любит", зеленый и красный круг.
Ход игры: Воспитатель смешивает карточки в одну группу. Предлагает детям разложить карточки на зеленый и красный круг. На зеленый положить карточки с изображением растений, которых любит минирующая моль, а на зеленый круг - с изображением растений, которые отпугивают моль.
Пояснительная информация:
"Любимые растения" минирующей моли: каштан, липа, яблоня, вишня, тополь, рябина, розы, томаты, картофель, огурцы, свёкла, одуванчик, клевер, арбуз, петрушка.
"Нелюбимые растения", отпугивающие минирующую моль: полынь, душица, ромашка, пижма, тысячелистник.
"Экологический патруль"
Цель: закрепить знания детей о врагах минирующей моли, о способах борьбы с ней.
Материал: карточки с изображением насекомых, птиц, предметов и действий, которые защищают растения от минирующей моли.
Картина с изображением природы, картина с изображением взрослого человека и картинка с изображением ребенка.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям разложить правильно карточки. На картинку с изображением природы положить карточки "естественных" врагов минирующей моли. Это: большая синица, черноголовая гаичка, муравьи, божья коровка, клоп-солдатик, богомол, кузнечик, златоглазка.
На картинку с изображением человека положить карточки, на которых изображены способы борьбы с молью с помощью человека: сжигание листьев растений (моль в них зимует, побелка деревьев, опрыскивание растений, применение клеящихся лент, смывание бабочек струей воды.
На картинку с изображением ребенка положить карточки, изображающие виды помощи, которую могут оказать дети: запрет на уничтожение полезных насекомых (красный круг, внутри которого полезные насекомые, изготовление домиков для птиц, кормушек для подкармливания птиц зимой, липкие ленты, сбор осенних листьев.