Наталья Касумова
Проект по ранней профориентации для детей старшего дошкольного возраста «Профиград для дошколят»
▼ Скачать + Заказать документы
«Проект по ранней профориентации для детей старшего дошкольного возраста»
«Профиград для дошколят»
Пояснительная записка:
Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом
для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к различным профессиям.
Профориентация дошкольников это новое, малоизученное направление в дошкольном воспитании. Ознакомление с трудом взрослых и ознакомление с окружающим, куда можно отнести это направление работы, занимает микроскопически малое место.
Публикация «Проект по ранней профориентации для детей старшего дошкольного возраста „Профиград для дошколят“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Ранняя профориентация дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
Сложность работы заключается в том, что у дошкольников, по мнению большинства педагогов детских садов и родителей, эта тема не вызывает волнующего интереса, как некоторые другие. А ребенок будет с интересом заниматься только тем, что его привлекает. Поэтому наша работа заключается, во-первых, в том, чтобы заинтересовать детей и родителей миром профессий. Это очень важно - иметь определенную подготовку по ранней профориентации. Кем бы ни стал ребенок в будущем, он должен хорошо понимать свою роль в окружающем мире, роль
выбора профессии. Поэтому важно научить ребенка видеть и беречь красоту родной природы.
Реализация проекта будет способствовать формированию первоначальных представлений о роли труда в жизни человека и общества, о трудовой и профессиональной деятельности взрослых людей. Миром профессий, включению в доступную трудовую деятельность в детском саду и семье, приобретению допрофессиональных способностей (планировать деятельность, выполнять простейшие трудовые операции по плану, по алгоритму, прикладывать усилия, доводить начатое дело до конца, взаимодействовать с партнерами, оказывать помощь, ценить результаты своего и чужого труда).
Федеральной образовательной программой дошкольного образования определены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, часть которых направлена на раннюю профориентацию дошкольников:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
Ознакомление дошкольников с профессиями осуществляется с учетом принципа интеграции пяти образовательных областей в соответствии с федеральной образовательной программой дошкольного образования, возрастными особенностями воспитанников.
Цель проекта: формирование ранней профориентации детей, посредством знакомства с профессиями взрослых на основе проектной деятельности.
Задачи:
1. Расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государственную значимость, представления о труде как экономической категории).
2. Расширять и систематизировать представления о современных профессиях.
3. Расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий; расширять представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах - помощниках человека.
4. Формировать представление о видах производственного труда (шить, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование, о связи результатов деятельности людей различных профессий.
Реализация обозначенных задач позволяет к моменту завершения дошкольного образования достичь следующих результатов:
1. ребёнок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых; - называет профессии разных сфер экономики;
2. различает профессии по существенным признакам;
3. называет профессионально важные качества представителей разных профессий; - выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат);
4. объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий; - объясняет роль труда в благополучии человека;
5. имеет представление о семейном бюджете и назначении денег;
6. моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;
7. участвует в посильной трудовой деятельности взрослых;
8. эмоционально-положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом;
9. демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели и родители.
Тип проекта: исследовательский, творческий, информационный.
Этапы проекта:
1. Подготовительный этап: (январь 2023 года)- разработка и утверждение тематического плана, проведение мониторинга, подбор методического сопровождения, подготовка наглядного материала.
2. Этап практической реализации проекта (февраль 2023-апрель 2024 года) - реализация плана проекта через посещение социальных структур, организацию совместной и самостоятельной деятельности детей, «погружение» воспитанников в реальные практические ситуации, привлечение родителей к реализации проекта.
Этапы реализации проекта:
1 Изучение и сбор теоретического и методического материала по использованию проектного метода. Повышение собственной профессиональной компетентности через изучение технологии проектирования (Февраль/март 2023 года)
2 Составление плана проекта. Реализация мероприятий по
проектной деятельности (Февраль/март 2023 года)
3 Обсуждение проекта на родительском собрании с родителями. Беседа с родителями на тему: «Ранняя профориентация дошкольников» Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта (Март 2023 года)
4 Тест «Знаешь ли ты профессии?» Выявить уровень знаний детей о профессиях (Март 2023)
5 Консультация для родителей «Профориентация детей в дошкольном образовании» Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта (Апрель 2023 года)
6 Мероприятие «Дефиле «Все работы хороши – выбирай на вкус» закрепить представление о профессиях, о значимости труда взрослых, воспитать уважение и любовь к труду взрослых. (Май 2023 года)
7 Знакомство с профессиями и трудом взрослых. Просмотр
презентаций «Профессии», «Все работы хороши», «Дело мастера боится» Расширить кругозор и представление детей о разнообразии профессий, конкретных трудовых действиях. (Сентябрь 2023 года)
8 «Профессии в детском саду» экскурсия по детскому саду, посещение познавательно-увлекательной зоны «Город профессий»
Обогащать знания и представления детей о профессиях работников детских учреждений. (Октябрь-Ноябрь 2023 года)
9 Создание стенгазеты «Здоровейка» Закрепить знания детей о здоровом образе жизни, формировать сознательное отношение к своему здоровью. Закрепление знаний о профессии доктор/врач. (Ноябрь 2023 год)
10 Рассматривание репродукций, альбомов, иллюстраций на тему «Профессии»
Серия бесед: «Предметы и инструменты, нужные людям различных профессий», «Мир профессий»; беседы о профессиях родителей местах их работы; составление рассказов о профессии родителей.
Обогащать знания и представления детей о профессиях родителей (Декабрь 2023 года)
11 "Познавательное развитие" по теме: "Все профессии нужны, все профессии важны" Закрепить знаний о профессии кондитер, повар (Декабрь 2023 года)
12 Составление фотоальбомов по профессиям «Профессии моей семьи» Обогащать знания и представления детей о профессиях родителей (Январь 2024 года)
13 Выставка творческих работ на тему «Кем хочу я стать» учить детей передавать в рисунке представления о труде взрослых, изображая фигуры людей в характерной, профессиональной одежде, в трудовой обстановке, с необходимыми атрибутами. (Февраль 2024 года)
14 Фотовыставка «Моя мама на работе»
Экскурсия в музей геологии, нефти и газа. создание условий для развития познавательной деятельности воспитанников, сформировать представление о музее; расширить и углубить знания воспитанников об
истории родного края. (Март 2024)
15 Викторина «В мире профессии» закрепление у
воспитанников представления о мире взрослых, пробуждать интерес к их профессиональной деятельности, формировать уважение к труду (Апрель 2024 год)
16 Диагностика
«Представления о труде взрослых» Изучения уровня информированности детей о труде взрослых (Май 2024 год)
17 Опрос «Профессиональная деятельность взрослых» Изучения уровня информированности детей о труде и деятельности взрослых (Май 2024 год)
18 Фотоальбом по профессиям «Профессии моей семьи» (Май 2024 год)
Заключительный этап (апрель-май 2024 года) - проведение повторного мониторинга, анализ и обобщение опыта. Подведение итогов. Создание фотоальбома по профессиям «Профессии моей семьи».