Татьяна Недельская
Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Я и моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : познавательный, личностно-ориентированный, социально-значимый
Продолжительность: долгосрочный, октябрь 2020 -май 2021 г
Участники: воспитатель, дети, родители воспитанников.
Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Художественно-эстетическое развитие".
Актуальность проекта :
Публикация «Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников „Я и моя семья“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Воспитывая детей средней группы мы уже в этом возрасте задумываемся о том, как развить и сформировать личность ребёнка, воспитать настоящего гражданина с морально-нравственными качествами, патриотическими чувствами и гражданской позицией. И первыми нашими помощниками в этом направлении, конечно, же, является семья. Для маленького ребёнка – мама и папа – это мир, в котором закладываются основы морали, чувство любви ко всему, что окружает маленького гражданина, толерантного отношения к людям.
Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей. Она была и остаётся жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребёнка. Чувство любви к родному дому, к Родине зарождается в семье.. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы.
В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходят в прошлое традиционное семейное воспитание. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья» невозможна без поддержки самой «семьи».
Наш проект - прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях.
Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепление и развития детско - родительских отношений. Родители должны дать понятие ребёнку, что он часть семьи, что это очень важно. Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому, а также содействовать обновлению традиций в семьях воспитанников, умению помнить о своих корнях.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Цель проекта : формирование у детей первоначальных представлений о семье; воспитание патриотизма и чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам.
Задачи проекта :
познакомить детей с понятиями «семья», «имя», «фамилия»;
учить называть членов своей семьи : мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка;
воспитывать у детей патриотические чувства, любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях;
способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Ожидаемые результаты:
для детей:
дети больше узнают о своей семье : о членах семьи, о жизни бабушек и дедушек;
воспитывать у детей патриотические чувства, любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях; способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
для родителей:
Возрождение традиций семейного воспитания;
Применение родителями педагогических знаний о воспитании детей в семье;
Установлены партнёрские взаимоотношения с педагогами группы.
Развит творческий потенциал при совместной творческой деятельности.
Проявлена заинтересованность родителей к проведению совместных творческих мероприятий с детьми и педагогами группы.
Повысилась педагогическая компетентность родителей, уверенность собственных педагогических возможностях.
для педагога:
Созданы все условия для сотрудничества педагогов и родителей и детей в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей младшего возраста,
Определены оптимальные пути взаимодействия в воспитательном влиянии на ребенка.
Обогащение РППС группы в активном взаимодействии с родителями воспитанников.
Продукт проекта :
Лэпбук "Семья"
Оформление Центра нравственно-патриотического воспитания в группе (дидактические и настольные игры, наглядный материал, книги, энциклопедии)
Выставка рисунков «Моя семья».
Этапы реализации проекта
Первый этап: Подготовительный (предварительная работа)
Чтение рассказа Д. Грабе «Мама» Беседа по прочитанному.
Скажите, кто в семье больше всех заботится о детях?
Какая мама? Почему мы живем вместе с семьей?
Почему есть и мама и папа?
Почему есть брат и сестра?
Кто такие дедушка и бабушка?
Почему у ребенка есть 2 бабушки и 2 дедушки?
После беседы поняли, что следует вызвать в детях не только восхищение мамой, но и потребность в оказании ей посильной помощи – сложить самому одежду, убрать игрушки и т. д.
Приложение
План работы по теме проекта
Подготовительный этап
Анализ имеющихся условий в группе для реализации проектной деятельности.
Разработка тематического плана работы
Оформление родительского уголка (консультации)
Создание условий для организации работы: обогащение развивающей предметно-пространственной среды.
Довести до участников проекта важность данной проблемы.
Подобрать методическую и художественную литературу.
Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, театрализованной деятельности.
Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей.
Привлечь активное участие родителей.
Основной этап
Месяц
Содержание работы
Цели
Сентябрь
Беседа «Моя семья».
Учить детей называть членов своей семьи. Знать, что в семье все заботятся и любят друг друга.
Понимать роль взрослых и детей в семье. Вызвать у детей радость и гордость за то, что у них есть семья.
Беседа «Мама - самое прекрасное слово на земле».
Развивать у детей доброе отношение и любовь к своей маме. Вызвать чувство гордости и радости
за дела и поступки родного человека, чувство
благодарности за заботу.
Рисование «Портрет
семьи».
Воспитывать у детей доброе отношение к
маме, папе, себе; учить передавать эти образы в рисунке доступными средствами выразительности.
Беседа «Мама, папа, я - семья».
Учить детей отвечать на вопросы взрослого; уточнять состав семьи. Учить с уважением
относиться к ним.
Октябрь
Сюжетно-ролевая игра «Бабушка приехала»
Учить детей проявлять заботу о своей бабушке, относиться к ней с нежностью и любовью.
Воспитывать культуру поведения.
Рассматривание иллюстраций
«Мамы всякие нужны, мамы
всякие важны!» Дать детям представление, что у всех есть мамы.
Развивать добрые, нежные чувства к своим родным людям и уважение к семьям.
Чтение художественной
литературы: Сказка «Гуси - лебеди». Вызвать у детей интерес к сказкам, желание слушать
запоминать содержание сказок.
Театрализованная деятельность:
инсценировка русской народной сказки «Репка».
Развивать разговорную речь детей, действовать
согласно взятым на себя ролям.
Ноябрь
Экскурсия по детскому саду:
Знакомство с сотрудниками
детского сада, с помещениями.
Закреплять навыки знакомства с людьми. Учить детей обращаться к людям на «Ты», и на «Вы». Помочь детям адаптироваться в помещении детского сада, чувствовать себя уверенно.
Воспитывать у детей самостоятельность,
решительность в общении со взрослыми людьми.
Сюжетно-ролевая игра «В детском саду».
Развивать чувства коллективизма, учить играть, дружно не ссорясь.
Беседа «Моя любимая
игрушка».
Познакомить с обобщенным словом «игрушки». Учить бережно, относиться к игрушкам, рассказывать о способах игры с игрушками.
Учить составлять простой рассказ описания своей любимой игрушки.
Декабрь
Беседа «Хорошо у нас
в саду»
Наблюдение за трудом младшего воспитателя.
Познакомить детей с трудом младшего
воспитателя. Воспитывать уважение к труду
взрослых.
Беседа «Традиции семей при подготовке к Новому году»
Продолжать обогащать знания детей о быте и традициях семьи.
Январь
Беседа «Как животные родного
края готовятся к зиме». Продолжать обогащать представление детей
об образе жизни диких животных.
Лепка «Угостим новых знакомых
оладушками».
Развивать любознательность.
Воспитывать добрые отношения к своим
новым знакомым. Учить преобразовывать
круглую форму шара в диск, расплющивая
шар пальчиками.
Февраль
«Белая береза под моим окном» (зимняя природа родного края).
Закрепить знания детей о времени года -зима. Учить детей сравнивать разные времена года, отмечать
характерные признаки каждого, уточнить, что время года закономерно наступает один после другого. Развивать чувственность, наблюдательность.
Рассказ о празднике
день Защитника Отечества. Развивать разговорную речь детей знакомить с главными праздниками страны.
Беседа «Как стать
сильным».
Вызвать у детей желание подражать взрослым в семье, совершенствовать свои физические
способности.
Рисование «Приглашаем
снегирей съесть рябинку поскорей»
Воспитывать в детях интерес к изобразительной
деятельности, воспитывать бережное отношение к природе. Вызвать желание нарисовать
ветку рябины, чтобы покормить снегирей,
которые прилетели и ждут.
Март
Беседа «Я и моя мама».
Развивать у детей доброе отношение и
любовь к своей маме. Вызвать чувство
гордости и радости за дела и поступки
родного человека, чувство благодарности за
заботу.
Рисование «Моя любимая мама.»
Воспитывать у детей доброе отношение к маме. Учить передавать образ в рисунке доступными
средствами выразительности; закреплять представления округлой и овальной формах,
формировать умение рисовать их; учить
видеть эмоциональное состояние, передавать радость.
Рассматривание предметов
народно-прикладного искусства: глиняных игрушек, матрешек.
Беседа «Домашние
животные у нас дома».
Дать представление о том, как народные
мастера делают игрушки; вызвать интерес к образам, учить видеть красоту.
Продолжать знакомить детей с классификацией
животных (дикие домашние).Закрепить умение сравнивать, находить сходство и различие.
Познакомить с ролью взрослого по уходу
Апрель
Конструирование
«Мы построим новый дом»
Развивать у детей фантазию, желание создавать постройки работать дружно слажено.
Театрализованная
деятельность:
инсценировка русской
народной сказки
«Теремок». Способствовать развитию речевому, интеллектуальному и социальному.
Развивать воображения детей.
Аппликация «Строим,
строим дом. Вырос
дом, огромный дом».
Продолжать развивать эстетическое восприятие;
воспитывать любовь к поселку; учить подбирать цвет бумаги в соответствии с колоритом; учить
создавать аппликации домов
Май Рисование «Это вспыхнул перед нами яркий, праздничный
салют».
Побуждать детей отражать свои впечатления,
полученные от наблюдений; воспитывать интерес к окружающему, к родному городу. Учить изображать огоньки салюта.
Чтение стихотворений о природе.
Видеть красоту природы в произведениях.
Развивать желание слушать и слышать
Беседа «Человек и его семья»
Закреплять знания детей по теме проекта.
Образова-тельные
области Виды
деятельности в режимных моментах в период реализации проектной деятельности
Речевое развитие Проговаривание потешек про семью.
Чтение стихов о маме, бабушке, сказок:
«Коза с козлятами», «Три медведя», «Курочка ряба»
«Репка».
Рассматривание фотографий и картинок семьи и беседа.
Заучивание потешек.
Чтение стихотворений, разучивание песен на тематику: «Разговор с дочкой», «Мама» А. Барто, «Мама» К. Ибряев, «Мама», «Моя мамочка» Я. Ким, «А что у вас» С. Михалков, «Посидим в тишине» Е. Благинина, «Купание» «Младший брат» А. Барто, «Маму поздравляют малыши»Л. Миронова, «Яблочко румяное» Е. Стеквашова, «Мамин портрет» Г. Виеру, «Мамочке подарок» О. Чусовитина, «Каждый по своему маму поздравляет» И. Ивенсен
Познавательное развитие
Опрос детей «Что я знаю о семье?»
Рассматривание фотографий членов семьи, семейных альбомов.
Дидактические игры: «Назови правильно», «Мамин помощники», «Пчелкина семья, сказка для малышей», «Чьи детки?», «Назови ласково»
Художественно-эстетическое
развитие Рисование с элементами аппликации: «Цветок для мамы», «Букет цветов»
Рисунки совместно с детьми
«Портрет моей мамы», «Дом в котором я живу».
Аппликация. «Моя семья».
«Творческая мастерская» (украшение фото рамок для семейного альбома.
Конструирование «Мой дом».
Физическое развитие Пальчиковая гимнастика «Семья»
Подвижные игры: «Переезд на дачу», «наседка и цыплята», «Бегите ко мне»,
«Курочка хохлатка»
Соц. -коммуникативое развитие
Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Дочки матери», «Путешествие», «К нам приехала бабушка»,
«Приготовим обед для мамы»
Игра-драматизация: «Волк и 7 козлят»
Общение: «Чем можно порадовать близких», «Почему мама поздно ложится спать», «За что бы меня похвалили дома»
Игра-драматизация: «Три медведя», «Река»
Кукольный театр «Маша и медведь»
Работа с родителями
Анкетирование родителей «Нравственно-патриотические ценности»
Тест для родителей «Умеете ли вы воспитывать своих детей?»
Памятка родителям: «Создание благоприятной семейной атмосферы», «Что вы знаете о правах детей», «Не забыть сделать для ребёнка и вместе с ребёнком».
Социологическая анкета семьи.
Консультации: «Как правильно вести себя с ребёнком», «Роль отца в воспитании ребёнка», «Как желательно (не желательно) вести себя с первым ребёнком», «Детские игры – дело серьёзное»
Вовлечь родителей в работу над проектом.
Родительское собрание «Моя семья - что может быть дороже»
Участие в сборе информации о своей семье.
Изготовление семейных стенгазет, фотовыставок.
Участие в тематических конкурсах, праздниках, родительских собраниях.
Заключительный
Лэпбук "Семья"
Оформление Центра нравственно-патриотического воспитания в группе (дидактические и настольные игры, наглядный материал, книги, энциклопедии.
Выставка рисунков «Моя семья».
Заключение
Данный проект – это яркий пример того, что дружная семья – это коллектив. Пусть маленький, разновозрастной, но коллектив. И в обычных буднях, праздничных заботах, ярко проявляется воспитательное богатство коллективной работы, где закладывается уважение, любовь и привязанность ребёнка к семейным традициям, осознания себя членом этой семьи.
Своё проект хочется завершить словами
Семья – источник вдохновения,
Где рядом взрослые и дети,
В семье от всех невзгод спасенье,
Здесь друг за друга все в ответе.
Список литературы:
1. Т. А. Шорыгина «Беседы о правах ребёнка», Москва, 2009 год.
2. В. И. Петрова «Нравственное воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации; М. Мозайка – Синтез, 2005г.
3. А. К. Бондаренко «Воспитание детей в игре» — Москва «Просвещение» 2010г.
4. А. В. Козлова «Работа с семьёй» -М-ТУ Сфера, 2007г.
5. Л. Куцакова «Нравственно – трудовое воспитание ребёнка дошкольника» — М. Владос, 2005г.
6. Пыжьянова Я. «Права ребенка». Журнал «Ребенок в детском саду, 2003, №3,4.
7. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова «Я – ребенок, и я…и я имею право», Москва, 2007.
8. Гетманова А. Р. «Программа по воспитанию основ правовой культуры у дошкольников», Набережные Челны, 2009.
9. Российская Федерация и Конвенция о правах ребенка. Юнисеф 2008г.
10. С. В. Чиркова Родительские собрания в детском саду». Москва 2011г.