Оля Черкасова
Приёмы игры на ложках и шумовых инструментах
▼ Скачать + Заказать документы
Учимся вместе: «Приёмы игры на ложках и шумовых инструментах»
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы о музицировании и приемах игры на деревянных ложках, влияние на воспитание культуры ребенка, познание народного творчества.
Ключевые слова: деревянные ложки, народная музыка, ритм, оркестр.
Публикация «Приёмы игры на ложках и шумовых инструментах» размещена в разделах
- Игры для детей
- Ложка. Все о ложках для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Игры, пособия, викторины
- Темочки
Актуальность. Знакомство с народным творчеством, народной музыкой, и с таким шумовым инструментом как ложки оказывает значимую роль в развитии эстетического и духовно- нравственного развития личности ребенка.
Цель: формировать творческое мышление, знакомить с различными приемами игры на ложках, развивать музыкальную память и чувство ритма.
Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека как части его общей духовной культуры в будущем. Для настоящей музыки не существует ничего невозможного! Необходимо лишь желать ее слушать и уметь слушать.
Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются музыкальные занятия. Они объединяют все виды музыкальной деятельности. Игре на детских музыкальных инструментах в нашем саду уделяется особое внимание, т. к. именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребёнка.
В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, совершенствуются творческие и музыкальные способности. Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, различают красоту звучания различных инструментов.
Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.
Работу по обучению детей игре на музыкальных инструментах стараюсь проводить организованно и последовательно.
Знакомство с инструментами проходит как на занятиях, так и во время индивидуальной работы с детьми. Вместе с воспитателями стараюсь применять разнообразные методические приёмы : показ иллюстраций, использование музыкально- дидактических игр, слушание музыки и т. д.
К занятию готовлюсь заранее, подобрав репертуар по программе, готовлю атрибуты, музыкальные инструменты, т. к. время, которое дается для занятий очень ограничено и надо успеть охватить все виды деятельности.
Что касается деревянных ложек.
Ложки были и остаются одним из наиболее самобытных и популярных у русского народа ударных инструментов. Ещё в восемнадцатом веке инструментальные ансамбли и солдатские хоры использовали в своём творчестве ложки. На них играли весёлые и шуточные песни. Скоморохи использовали ложки для ритмического сопровождения плясок и дополняли их звучание бубенцами, привязанными к ручкам ложек. В настоящее время этот музыкальный инструмент- обязательный атрибут фольклорных и инструментальных ансамблей.
Обучение дошкольников игре на музыкальных инструментах рекомендуется начинать как можно раньше. Это время, когда ребёнок очень активно воспринимает информацию и проявляет живой интерес ко всему новому.
Известно, что большую часть информации человек получает и усваивает в первые годы жизни. Дошкольный возраст- это благодатная почва, в которую нужно успеть бросить зерна успеха.
Для любого праздника детский шумовой ансамбль – это эксклюзивное украшение, а для публики- восторг и незабываемые впечатления.
Праздники и утренники, которые проходят у нас в саду обязательно включают в сценарий оркестр или ансамбль ложкарей. Чтобы ансамбль ложкарей выглядел действительно по- народному, мы позаботились о костюмах. Теперь наши дети с желанием и удовольствием выступают перед родителями, участвуют в муниципальных конкурсах, проводят деревенские посиделки, где знакомятся с бытом давних времен, пословицами и поговорками, различными прибаутками и, конечно же, играют на деревянных ложках.
Обычно мастер-класс проходит по следующему сценарию.
1. Небольшое информационное сообщение о музыкальных ложках и многочисленных шумовых инструментах, их наглядная демонстрация.
2. Подробный обучающий курс игры на музыкальных инструментах :
- постановка исполнительского аппарата (обучение тому, как правильно держать ложки). Как пишут в книгах курс обучения обязательно проводится на трёх ложках, т. к. только в этом случае развивается моторика рук.) В моей практике это не обязательное условие;
- знакомство и обучение технике элементарных приёмов игры на ложках. Вот некоторые из них: удар, тремоло, «часики», удары круговые, вертикальные и т. д;
- импровизация, создание из простых приемов игры на ложках более интересных и насыщенных ритмов, но не сложных, посильных для маленьких детей;
- создание музыкального произведения, это самая заключительная часть обучения и самая интересная.
В оркестре могут задействованы и шумовые инструменты : трещотки, бубенцы, колотушки и другие. В нашем саду наличие музыкальных инструментов с каждым годом пополняется.
В своей практике я стараюсь учитывать желание ребёнка (на каком инструменте он хочет играть, уделяю много времени индивидуальным занятиям. Наши дошкольники в этом году приняли участие во Всероссийском конкурсе под названием ««, а называлась наша музыкальная постановка «Вечерние посиделки» и подготовили ее дети подготовительной группы. Сколько эмоций и восторга, чувства удовлетворённости получили и взрослые и дети.
Как говорили наши предки: «Живите на красную ложку!». Это значит: пусть ваша душа поет и пусть с ней в унисон поют родственные души.