Людмила Мацкевич
Приёмы и игры для вызывания речи
▼ Скачать +Заказ
Добрый день, коллеги! Сегодня я предлагаю Вам поговорить о некоторых приёмах, а также используемых играх для вызывания речи или «Запуске речи».
На ту тему написано очень много учебников, ещё больше статей, и все они сводятся к одному – «Звукоподражанию».
Но обычное рассматривание картинок и просьба «Повтори» не всегда может заинтересовать ребёнка.
Поэтому, сегодня я покажу несколько приёмов и игр, которые использую на занятиях и которые «работают».
Публикация «Приёмы и игры для вызывания речи» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Так как в работе с детьми с ТНМР приходится много работать над пониманием речи и обогащением словарного запаса, на занятиях опираюсь на лексическую тему, это отправная точка, с которой я начинаю подготовку к занятию. Но главное в занятии – это ИГРА.
Добиться вызывания различных звукоподражаний и слов можно добиться в предметной деятельности с ребёнком. Здесь мы работаем и над обогащением словарного запаса, и над дифференциацией изученных понятий, и развиваем моторику. Вот некоторые варианты игр на лексические темы:
К занятию на темы: «Посуда», «Еда». На занятии мы изображаем приготовление пищи: жарим котлеты (шшшш, наливаем чай (ссссс, угощаем Олю (ам-ам) и т. д. Также обязательно используем глаголы, например: «Оля, ешь, пей!». «Я пеку! жарю! режу!» Также мы проговариваем названия и предметов посуды, и еды.
К занятию на тему «Одежда»
Сортируем белье: "Грязное/чистое", затем мы начинаем его стирать со словами: "Стираю. платье, стираю. штаны.». «Выжимаю платье, выжимаю…». «Вешаю штаны, вешаю кофту…».
К занятию на тему «Зимующие птицы». Как птички кричат? Слушаем, подражаем. Кормим птиц, проговаривая: «Ворона ешь, сова ешь и т. д.» Собираем фотографию воробья и проговариваем: «Это голова, это хвост».
К занятию на тему «Дикие животные».
- Используем слоговые дорожки. Наступая на каждый след, нужно произнести название животного по слогам. «Кто идёт в гости к Мише?» «Ли-са, бел-ка, зай-ка, ё-жик».
- Используем глаголы в повелит. наклонении: «Гости хотят поиграть в мяч». Говорим : «Зай-ка кати (мяч! Беги! Бел-ка кати!» И т. д.
* Один из приёмов, чтобы привлечь внимание к плоскостному изображению – использовать лупу. «Кто спрятался? Миша!»
К занятию на тему "Домашние животные"
- Рассматриваем, трогаем игрушки и кричим как животные! Соотносим с картинкой.
- Кормим животных и птиц, используя: пластилин, различные пособия, сопровождая звукоподражаниями: «Клю-клю, ам-ам и т. д.» и проговариванием названий корма. Ми-ша, ешь ка-шу!
- Угощаем гостей пицей: «Ё-жик ешь пиц-цу» и т. д.
- Находим животных или птиц в крупе, снова произнося их названия. - Используем клубок. Ловим разбежавшихся животных. Сначала отпускаем: «Иди! Гуляй!». Потом, сматывая клубок, называем, кого поймали.
- Различаем домашних и диких животных. «Где живет киса? Дома! Где живёт лиса? В лесу!».
К занятию на тему «Весна».
- Знакомимся с признаками весны. «Сдуваем» сугробы из ваты и прыгаем через лужи с соответствующими звукоподражаниями, одновременно закрепляя тему «Животные» : «Ми-ша прыг! За-я прыг!»
Ещё один способ вызывания речи – эмоциональное рассказывание всем известных русских народных сказок, которые сопровождаются движениями и звукоподражаниями.
Такое оречевление действий стимулирует ребёнка к произнесению звуков, звукоподражаний и слов.
Спасибо за внимание!