Светлана Ампилогова
«Приобщение дошкольников к культурно-историческим ценностям родного края». Консультация для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно-нравственным ценностям Российского образования и воспитания. Данное направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальных культур и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа.
На сохранение и развитие духовной культуры нацеливают нас первые лица нашего государства и последние законодательные акты в области образования. Так, в Федеральном законе «Об образовании» (ст. 64) определено, что «Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие нравственных, эстетических и личностных качеств…».
Система образования, как провозглашено в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации на период до 2025года» призвана обеспечить:
- историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
- воспитание патриотов России, граждан правового гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.
Федеральный государственный стандарт на этапе завершения дошкольного образования определяет целевым ориентиром приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Период дошкольного детства наиболее благоприятен для воспитания начал патриотизма, т. к. ребенка этого возраста отличает внушаемость, большая впечатлительность, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств, безграничное доверие взрослому, подражание ему. Впечатления и чувства, пережитые в детстве, оказывают глубокое влияние на дальнейшее развитие ребенка, остаются в памяти на всю жизнь.
Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному городу, родной улице начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству. Академик Д. С. Лихачев так писал об этом: «Воспитание к родному краю, родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.
Элементы культуры, накопленной человечеством, не могут быть переданы ребенку в готовом виде через выработанные нормы и правила. Освоение культуры как системы ценностей должно проходить в специально организованной педагогом деятельности, и в специально созданных условиях. При планировании работы в ДОУ по данному направлению необходимо разработать систему работы учреждения по приобщению детей к национальной культуре, особенностям национального, местного фольклора, народным промыслам, национальным традициям, произведениям местных поэтов, художников и композиторов. На первый план выходит задача создания специальной предметно-пространственной среды, позволяющей использовать потенциал культурно-исторических ценностей родного края. Основными компонентами этой среды являются мини-музеи («Народная кукла», «Русская изба»); центры краеведения в каждой возрастной группе детского сада; организация тематических выставок («Моя малая родина», «Улица моего детства», «Край родной, навек любимый». Воспитание детей на национально-региональных традициях интегрируется в общую систему воспитательно-образовательной работы с детьми. Пронизывая все ее направления. Прежде всего, это занятия познавательного цикла, которые дополняются занятиями по изобразительной, конструктивной, музыкальной деятельности, а также организованная кружковая и студийная работа, самостоятельная художественно- творческая деятельность детей и взаимодействие с родителями. Все это помогает решать поставленные задачи в системе. Планируя непосредственно образовательную деятельность по познавательному развитию, необходимо включать в нее знакомство с историей родного города и края, его традициями и культурой:
• «Путешествие в прошлое» (история возникновения города);
• «Путешествуем по Оренбургу» (знакомство с достопримеча-тельностями: музеями, памятниками и памятными местами, парками отдыха, театрами и т. д.);
• «Город - труженик» (предприятия, заводы и фабрики города);
• «Героическое прошлое города» (вклад города в победу в военные годы,
• «Народы Оренбуржья» (национальный состав, культура и традиции, фольклор, народные промыслы) и др.
Одним из направлений работы является приобщение детей к миру прекрасного. Для этого используются разнообразные формы и методы работы:
• ознакомление с художественной литературой и произведениями оренбургских поэтов и писателей
• посещение музеев, выставок художественных галерей. Красоту Оренбургского края воспевали поэты, художники.
Знакомство воспитанников с величайшим достоянием русского народа помогает детям эмоционально воспринимать окружающее, пробуждает в душе ребенка гордость за принадлежность к столь уникальным местам, и что самое ценное - находит отклик в самостоятельной художественно-творческой деятельности детей: выставки детского рисунка «Над Уралом рекой», «Мой город».
Изучение музыкального наследия волжского народа, прослушивание знакомых песен о Оренбурге: «Оренбургский пуховый платок», «Край оренбургский», «Мы с оренбургской земли» на занятиях, в процессе подготовки народных праздников, посиделок, «музыкальных гостиных» способствует развитию устойчивого интереса к местной музыкальной культуре и фольклору.
Воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой Родины невозможно без сотрудничества с родителями, без активной позиции родителей - наших помощников в осуществлении всей планируемой работы, их желание сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей, осознание себя частицей малой Родины, гражданином России. Результатом данной работы является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно - нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.
Таким образом, только системная работа всех участников образовательного процесса позволит приобщить детей к культурно-историческим ценностям родного края, поможет дошкольникам осознать величие своей малой родины, установить положительное отношение с миром людей, миром природы и с самим собой. Да, наши дети пока не употребляют слово «патриотизм», но мы посеем зернышко патриотизма, которое со временем обязательно даст свои ростки.