Москалева Елена Александровна
Приобщение дошкольников к истокам народной культуры
▼ Скачать
«Приобщение дошкольников к истокам народной культуры»
«Культурное наследие народа – это огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы сохранить и приумножить, воплотив его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании».
Публикация «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры» размещена в разделах
Современная эпоха – это эпоха развития информационных технологий. Дети, живущие в настоящее время очень любознательны, пытливы, активно познают окружающий мир посредством современных гаджетов, но проблема заключается в том, что это познание не дает им в полном объеме представлений о предметах, явлениях окружающей действительности, не способствует речевому развитию и общению детей. Вследствие чего, утрачиваются такие важнейшие качества личности, как культура, духовность, нравственность. Понятие нравственности включает в себя знание принятых в обществе норм и правил поведения и взаимоотношений, способность к сочувствию, к радости, переживанию. Без нравственности человеку будет трудно жить в обществе среди других людей.
Воспитание любви и уважения подрастающего поколения к своей истории, к народной культуре, в том числе, к национальной литературе, традициям и обычаям – становится наиболее популярным направлением работы с детьми.
Одной из миссий педагога является воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма. Педагог обязан научить ребенка чтить и сохранять традиции своей страны, формировать чувство национального самосознания. Проводимая работа по воспитанию патриотизма у детей будет иметь педагогическую целесообразность, опираясь на краеведческий материал. Все собранные предметы обихода, образцы народного творчества и искусства, занимают особое место в формировании духовно-нравственной культуры у дошкольников.
Важной составляющей образовательной среды в группе является национальный уголок. Он несёт функцию воспитания у детей патриотических чувств, любви к родному краю и гордости за него. Национальный уголок способствует формированию представлений о том, как живут люди в республике, её географическом расположении, символах государства, достопримечательностях родного города, столицы, традиционных ремеслах. Для закрепления знаний о родной стране, мы создали картотеку дидактических игр.
В нашей дошкольной организации уже много лет существует мини-музей национальной культуры. За это время он пополнился предметами русского и мордовского декоративно-прикладного искусства: народной игрушкой (свистульки, матрешки, деревянные игрушки, народными костюмами и их основными элементами, керамической и деревянной посудой, изделиями из бересты, вышитыми полотенцами и др. Оформлены нескольких альбомов:
- о Мордовии и её столице г. Саранск,
- о символике республики и страны (флаг, герб,
- о нашем детском саде и профессиях и др.
Посещая мини-музей, ребенок соприкасается с культурой своего народа, погружается в его историческое прошлое. Например, изучая предметы обихода и быта, примеряя национальный костюм и украшения, рассматривая игрушки и музыкальные инструменты, ребенок виртуально переносится в ту, «прошлую» эпоху и становится полноправным участником событий того времени.
Наши дети с радостью посещают наш мини – музей, потому что здесь всё можно потрогать все предметы, примерить национальный костюм и даже поиграть с куклами в национальных костюмах.
При такой форме подачи учебного материала развивается познавательный интерес у детей, обогащается словарный запас, расширяется кругозор. Так как дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, занятия в мини-музее имеют большое познавательное значение.
В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей. Но в большинстве современных семей уклад жизни в соответствии с православными традициями утрачен. Взаимодействие сотрудников и родителей в деле духовного воспитания детей проходит через: занятия и праздники, совместные мероприятия детей и мам, на которых обсуждаются насущные вопросы воспитания детей.
В течение года обязательно ведётся работа о народных и православных праздниках, с которыми мы знакомим детей - Рождество, Масленица, Благовещение, Пасха, Троица.
Раскрытие личности в ребёнке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Учим детей не забывать свои корни, традиции, национальный колорит. Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него – родного дома, улицы, где он живёт, детского сада.