Владимир Папин
Консультация «Приобщение детей к музыкальной культуре в семье»
Для приобщения детей к музыкальной культуре, в семье должны быть созданы определенные особые условия.
Музыку следует органично включать в различные виды деятельности (подвижные игры, занятия изобразительной деятельностью, зарядка или иные физкультурные занятия и др.). Полезно использовать соответствующее музыкальное сопровождение (оформление) при организации режимных моментов (при проведении зарядки; веселая, подвижная музыка на прогулке; колыбельная перед сном). Но следует соблюдать меру, так как постоянный музыкальный фон может утомить ребенка и притупить их восприимчивость к музыке.
Публикация «Консультация „Приобщение детей к музыкальной культуре в семье“» размещена в разделах
В доме должен оборудован музыкальный уголок, оснащенный детскими музыкальными инструментами (металлофон, деревянные ложки, дудочка, свистульки, бубен, треугольник, трещотки, колокольчики, барабан, рубель, музыкальные игрушки).
Если ребенок осознанно готов заниматься музыкой, то в доме соответственно должен быть музыкальный уголок, оснащенный музыкальным инструментом (баян, гитара, рояль или фортепиано и др.).
Экспериментируя с инструментами и другими звучащими предметами, дети учатся извлекать разнообразные звуки, сравнивать их по высоте, имитировать звучание разных инструментов (например, дудочка – «ду-ду-ду», колокольчик или треугольник – «динь-динь», барабан – «бум-бум»).
Приобщая ребенка к миру музыки, важно помнить, что эмоциональная отзывчивость на образы, созданные звуковыми красками, - это основа будущей музыкальности. Для развития у детей эмоциональной отзывчивости на музыку взрослые дома должны предлагать для прослушивания детские песенки, фрагменты классических музыкальных произведений, произведений песенного фольклора и народной музыки как в исполнении взрослого, так и в качественной аудиозаписи. При прослушивании музыкального произведения следует побуждать детей ритмически двигаться в соответствии с характером музыки, хлопать, прыгать, топать, пританцовывать, подпевать, приседать, кружиться. Можно побуждать детей привлекать к танцам под музыку игрушки кукольного театра, куклы, медвежат, игрушки, которые имеются под рукой. Взрослый должен разделять любой эмоциональный отклик ребенка на музыку, подключиться к его действиям, хвалить.
Следует предоставлять детям возможность прослушивать разнообразные музыкальные инструменты и игрушки, акцентируя внимание детей на их звучании (высота, громкость, тембр, темп и др.). При этом взрослый должен использовать различные эпитеты, характеризующие (отражающие) настроение, передаваемое музыкальным инструментом («звонкий треугольник», «грустная скрипка». «озорная дудочка». «задорный бубен» и т. п.); побуждать ребенка ассоциировать характер музыки с теми или иными образами (чирикают птички, пробуждается природа, бежит озорной ручей, грустный дождик, хитрый волк бежит сквозь темный лес и т. п.).
При прослушивании музыкальных фрагментов взрослый может предложить ребенку изобразить движениями, мимикой, жестами настроение, передаваемое музыкальными инструментами.
Взрослые должны поддерживать интерес и побуждать детей к пению, игре на различных музыкальных инструментах, танцам, организуя соответствующие игры. Например, он может пригласить в гости других детей и раздать им дудочки, трещотки, барабаны, колокольчики, свистульки и всем вместе поиграть на них – получится «веселый оркестр». Также роль музыкантов могут сыграть и сами взрослые. Подражая взрослым и друг другу, дети овладевают простыми танцевальными движениями (машут руками, ставят ножку на пяточку, прыгают, приседают, кружатся). Взрослый может предложить ребят спеть колыбельную куколке, сделать зарядку с котятами под зажигательную песенку.
Привлекая ребенка к музыкальным играм, следуют учитывать их желание и интерес. Главное – чтобы он испытывал удовольствие от предлагаемой ему деятельности. Умение ритмично двигаться под звучащую музыку или чисто интонировать не должно быть целью привлечения детей к музыкальной культуре.
Музыкальному развитию способствует участие детей в праздниках, организуемых вместе с родителями и другими детьми. А также просто домашнее музицирование или походы на концерты, в театры, на различные мероприятия. Ребенок может не только смотреть, как поют и танцуют взрослые, но и сами участвовать в выступлениях и общих мероприятиях (хороводах, танцах, играх).