Марина Геннадьевна Череватова
Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством русских народных сказок
▼ Скачать + Заказать документы
"Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством русских народных сказок"
Сейчас, с возвращением к нам национальной памяти, растёт интерес к укреплению и активной пропаганде народных традиций, все больше хочется знать о русской культуре, о том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, какие соблюдали традиции, что ели и пили.
Публикация «Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством русских народных сказок» размещена в разделах
Сказка - это одно из знакомств ребенка с национальной культурой, недаром издавна говорилось: «Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». И потому, каждая сказка несет в себе главную мысль: беречь то, что нас окружает, быть настоящим другом, помогать друг - другу, смело бороться со злом, не быть лентяем, уметь трудиться.
Русские народные сказки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка, они вводят ребёнка в мир народной мысли, духа, традиций, их простой и ясный язык понятен детям. Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений переводятся в детские игры. Проживая в игре жизнь любимых героев, дети приобщаются к духовному и нравственному опыту. Сказки своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребёнка, ведь сказка не дает прямых наставлений детям (Слушай родителей, Уважай старших и т. д., но в ее содержании всегда заложен урок, который они постоянно воспринимают, например: сказки «Репка», «Теремок», «Зимовье зверей» - учат детей быть добрыми, дружными, трудолюбивыми. Сказка «Гуси лебеди» учит слушать родителей. Поэтому нашей главной задачей является создание системы детской деятельности по приобщению детей к русским народным сказкам с целью воспитания нравственной личности ребёнка, приобщения детей к истокам русской народной культуры через комплексное взаимодействие, сотрудничество и сотворчество детей и взрослых.
Одним из эффективных средств решения данной задачи я считаю метод педагогического проектирования. В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. Поэтому свою работу я решила осуществлять через проектную деятельность по теме:
"Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством русских народных сказок".
Система работы по данной теме является долгосрочной и рассчитана на три года.
Цель проекта: воспитание нравственной личности ребёнка, приобщение его к истокам русской народной культуры посредством русских народных сказок.
Определив направления в работе, я приступила к их реализации.
В группе создана предметно - развивающая среда соответствующая возрасту детей.
Созданы альбомы «Жилище и предметы быта наших предков», «Одежда русского народа», «Народные праздники», «Русские народные игры». Собрана небольшая библиотека красочных книг с русскими народными сказками, где дети, рассматривая иллюстрации из книг, вспоминают интересные эпизоды знакомых сказок, обсуждают героев, вспоминают их реплики, действия.
В группе отведено место для театральной деятельности. Имеется уголок ряженья с элементами костюмов и шапочек для игр-драматизаций и инсценировок сказок, кукольные театры: настольный, теневой, пальчиковый, на деревянных лопатках по сюжетам русских народных сказок : "Курочка Ряба", "Теремок", "Колобок", "Маша и медведь", "Гуси-лебеди"и др. Дидактические и настольно-печатные (лото, мозаика) игры: "Собери сказку","Из какой сказки герой", "Из какой сказки предмет".
После каждого прочтения новой сказки мы с детьми пополняем альбом «Наши любимые сказки», в него мы собираем рисунки детей по сказкам. Ребятам нравится участвовать в драматизации сказок. Ведём беседы с детьми о смысле сказок, о характерах и поступках персонажей. При рассказывании сказок, объясняю многие слова и выражения, встречающиеся в них, например: ухват, кочерга, ступа, веретено, «лубяная избушка», «наливные яблочки».
Под впечатлением услышанной сказки, у детей возникает естественное желание показать действие персонажей: как шел медведь, прыгал зайчик, бежала мышка: лисичка красивая, игривая, хитрая, а лягушка прыгает, растопырив лапки, шлепает по болоту, медведь переваливается с боку на бок. Также выполняем упражнения в проговаривании отдельных реплик героев, звукоподражании животных.
Пересказываем сказки, с целью закрепления знаний детей о прочитанных ранее произведениях, а так же с целью формирования нравственных качеств: честность, признание своих ошибок, смелость, доброта.
Игра в сказку помогает ребенку почувствовать себя ее героем, волшебником, поэтому я предлагала детям придумать новую концовку сказки, развивая тем самым фантазию ребят.
Основными принципами дошкольного образования по ФГОС являются содействие и сотрудничество детей и взрослых, сотрудничество организации с семьей и приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и Государства.
Наши родители, вовлекаясь постепенно в педагогический процесс, хорошо знают, чем живут их дети, меняют свои ориентиры, меняются сами, принимают активное участие в совместных праздниках с детьми, где перевоплощаются в героев сказок, помогают готовить костюмы для театральных постановок.
На таких мероприятиях дети видят своих родителей с другой, непривычной для них стороны. Ведь нигде больше не смогут увидеть, например, маму в русском костюме или папу, поющего песни героев сказок. Дети рады таким праздникам, т. к. в повседневной жизни дети зачастую испытывают недостаток родительского внимания.
Одна из последних театральных постановок была в ноябре, к празднику День матери, мы с детьми подготовили театрализацию сказки «Волк и семеро козлят (выступление в записи).
Для успешного решения поставленных задач, активно взаимодействуем с музыкальным руководителем, подбираем с ней сценарии праздников с элементами русских народных сказок.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что знакомство детей с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, способствует духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины.