Екатерина Чернова
Проект «Приобщение детей к истокам народного творчества»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
"Приобщение детей к истокам народного творчества"
Автор: Ноговицына Екатерина Вячеславовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №159»
Населённый пункт: город Иваново
Тема: "Приобщение детей к истокам народного творчества»
Актуальность
Публикация «Проект „Приобщение детей к истокам народного творчества“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2020
Самый ответственный период в жизни любого человека – дошкольный возраст. Воспитание детей легче осуществлять через приобщение их к народным истокам. Русский фольклор глубоко патриотичен. Как важно это в настоящее время социальной нестабильности. Именно через фольклор дети получают представление о главных жизненных ценностях: семье, труде, уважения к социуму, любви к малой и большой Родине.
Музыкальный фольклор – уникальное явление. В нем неразрывно связаны музыка, слово и движение. В соединении этих элементов заключается большая сила педагогического воздействия. Фольклор уникален тем, что способствует развитию творческого начала ребенка, раскрытию лучших качеств его личности. Яркие, поэтичные, пронизанные добротой и любовью ко всему живому русские народные песни и игры помогают посеять в детской душе такие зерна, которые в дальнейшем прорастут стремлением созидать, украшать, а не разрушать.
Народное творчество – кладезь, неисчерпаемый родник, который несет всем нам, а особенно детям, добро, любовь, помогает формировать интересную личность ребенка – гражданина России, патриота.
Народные игры как жанр устного, музыкального народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. В веселой игровой форме дети знакомятся с обычаями, бытом русского народа, трудом, бережном отношении к природе. Пение в сочетании с танцем и игрой – очень увлекательное занятие, позволяющее не только весело и с пользой провести время, но и увести ребенка в необыкновенный мир добра, радости, творчества.
Цель работы:
Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре, воспитание на народных традициях и обрядах.
Задачи:
- воспитывать уважительное отношение к традициям своего народа;
-знакомство детей с разнообразными формами детского музыкального
фольклора;
-формирование исполнительских навыков в области пения, музыкально-
ритмических движений;
-развитие воображения, эмоциональности, творчества ребенка.
Срок реализации проекта
1 учебный год
Тип проекта :
общесадовый;
познавательно- творческий;
долговременный.
Участники проекта:
воспитатели;
дети старшего дошкольного возраста;
родители.
Предполагаемые результаты:
Младшая группа
• Интерес к народной музыке, умение эмоционально на нее откликаться.
• Обогащенный музыкальный опыт детей.
• Задатки культурного слушания народных песен.
• Умение петь песни, попевки, заклички, играть в народные игры, выполнять плясовые движения.
• Умение играть на детских музыкальных инструментах.
Средняя группа
• Углубление интереса к народной музыке, желание ее слушать, эмоционально на нее откликаться.
• Начало развитию звуковысотного, ритмического и тембрового слуха.
• Развитие задатков культурного слушания музыкальных произведений.
• Пение русские народных песен, частушек, попевоки закличеки дразнилок, прибауток, русские народные игры, умение выполнять движения, соответствующие характеру музыкального сопровождения. \
Старшая группа
• Закрепление интереса к народной музыке, желания ее слушать, эмоционально на нее откликаться.
• Совершенствование звуковысотного, ритмического и тембрового слуха.
• Устойчивый навык культурного слушания музыкальных произведений.
• Закрепление желания и умения петь русские народные песни, частушки, попевки, заклички, приговорки, дразнилки,прибаутки, играть в русские народные игры, выполнять движения, соответствующие характеру музыкального сопровождения, различать сольное и хоровое пение.
• Закрепление умения рассказывать о содержании музыкальных произведений, композиторах, определять и самостоятельно назвать музыкальные жанры (песня, танец, марш) и их виды, различать музыкальные инструменты (дудочка, колокольчик, бубен, ложки, балалайки, баян, аккордеон, гармошка, барабан, и т. п.)
Подготовительная группа
• Устойчивый интерес к народной музыке, желание ее слушать, эмоционально на нее откликаться.
• Развитие дикции, дыхания, звукообразования, чистоты интонирования, ритмического и тембрового слуха.
• Устойчивый навык культурного слушания музыкальных произведений.
• Совершенствование ранее приобретенных умений сопровождения, различать вокальную и инструментальную музыку, сольное и хоровое пение.
• Закрепление умения рассказывать о содержании музыкальных произведений, композиторах (не только русских, но и зарубежных, определять и самостоятельно называть музыкальные жанры (песня, танец, марш, опера, балет) и их виды;различать музыкальные инструменты (дудочка, колокольчик, бубен, ложки, балалайка, баян, аккордеон, гармошка, тамбурин, барабан, трещотка, треугольник и т. п.) в их сольном и оркестровом звучании по тембру, внешнему виду, характеру звучания; играть на детских музыкальных инструментах сольно и в оркестре, запоминать и называть знакомые музыкальные произведения, самостоятельно высказываться об их содержании, творчески обыгрывать хороводы, русские народные песни, частушки, колядки и т. п., анализировать и сравнивать музыкальные произведения разного характера; включать музыку и музыкальные игры в различные виды немузыкальной деятельности; выступать на праздникахпоказывая, принимать участие в районных конкурсах, создавать выразительные образы, участвовать в постановке русских народных сказок (театрализованная деятельность, в празднике народной игры, подготовке и проведении концертной программы для ветеранов.
Этапы реализации проекта:
• 1 этап - подготовительный;
• 2 этап - основной;
• 3 этап – заключительный.
Подготовительный этап
Подбор практического материала: песни, игры-хороводы, музыкально- фольклорные игры;
Анкетирование родителей;
Индивидуальные беседы;
Родительское собрание «Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре»;
Диагностика детей «Определение уровня знаний детей о народном творчестве»;
Оформление информационного стенда для родителей;
Основной этап
Музыка в дошкольном учреждении – источник особой детской радости. Ребенок открывает для себя красоту музыки, ее волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал.
Одной из форм приобщения детей к народной культуре являются музыкальные занятия в детском саду, на которых мы знакомим детей с различными видами народного музыкального фольклора. Это детские колядки, игровые попевки, колыбельные, шуточные песни, заклички, игры, хороводы, потешки, которые используются в различных обрядовых праздниках.
Фольклорный материал отражает различные виды музыкальной деятельности:
- пение народных песен;
- слушание народной музыки;
- народная хореография (танцы, хороводы)
- музыкально – фольклорные игры;
- игра на народных музыкальных инструментах.
Пение народных песен
Надо заметить, что с помощью народных песен с успехом решаются основные задачи пения - чистое выразительное интонирование, правильное, естественное дыхание; протяженное, гибкое и подвижное звуковедение; отчетливая выразительная дикция; единая манера пения и говора.
Чтобы научить детей чисто интонировать используются простые русские народные детские песенки и прибаутки. На их основе применяются разные методические приемы: пение в полголоса; пение закрытым ртом (мм); вокализируя мелодию (на а-а, по строчкам, по фразам (первую фразу поем вслух, вторую – «про себя», по рядам; пение без сопровождения (a’capella). Такие задания активизируют у детей внимание, они лучше слышат себя что положительно сказывается на умении интонационно точно передавать мелодию.
Развивать активное восприятие музыки, формировать эмоциональную отзывчивость, накапливать фольклорный багаж помогает детям слушание народной музыки.
Дети знакомятся с русскими народными песнями в исполнении различных исполнителей народной песни. На основе слушания народных песен необходимо проводить с детьми познавательные беседы о народном творчестве, праздниках, обрядах, так как песни эти неразрывно связаны с бытом, трудом и жизнью крестьян.
В работе с детьми ясельного возраста мы используем колыбельные песни. Дети не только слушают песенки, но и сами поют куклам про Кота-воркота, про гулей. Ребята старшего возраста знакомятся с русской народной лирической песней, в которой отражается жизнь человека, его горести и радости.
С целью развития чувства ритма используем игру на музыкальных инструментах: погремушках, ложках, бубнах.
Продолжаем знакомить с колыбельными песнями, даем сведения о колыбели, рассказываем о доброте материнских рук, через это показываются выразительные средства колыбельной песни. Обращаем внимание детей и на различные виды фольклорных песен: лирические, плясовые, шуточные, игровые. Используем эти виды песен как на занятиях, так и на праздниках: «В огороде заинька»- на осенних праздниках, «Весна-красна», «Весняночка», «Солнышко» - на весенних гуляньях.
Слушание народной музыки
В процессе слушания детям прививается интерес и к русским народным инструментальным произведениям. Лучше всего предлагать произведения контрастного характера, например, веселую «Камаринскую» и спокойную «Во поле береза стояла», «Светит месяц» и «Ходила младешенька по борочку». Так, дети вникают в музыкальный образ, учатся сравнивать и анализировать характер произведения.
При прослушивании музыки должны обязательно использоваться иллюстрации, репродукции картин русских художников. Так же в процессе слушания необходимо знакомить детей со звучанием русских народных инструментов (гусли, гармонь, баян, балалайка, домра, рожок, свистулька, трещотки, а также рассказывать об истории их происхождения.
Народная хореография (танцы, хороводы)
Дети отличаются большей самостоятельностью. В легкой доступной форме мы начинаем знакомство с народным календарем. Например, осенью, на занятиях по познавательному развитию, когда дети знакомятся с явлениями природы, с трудом взрослых, используем песни, хороводы: «Огородная-хороводная», «Капустка», «Тень-тень, потетень». Популярностью, особенно у девочек, пользуются хороводы «Заинька, выходи», «Мы на луг ходили», «Ходит Ваня» «Кто у нас хороший», «Как на тоненький ледок» и т. д. Хороводы всегда украшают праздник.
В старшем дошкольном возрасте мы расширяем музыкальный материал, направленный на освоение русских традиций. Продолжаем развивать интонационную выразительность, акцентируя на умение слышать себя и своего соседа, на ритмичность движений в играх, плясках, хороводах. Например: «На горе-то калина»,-хоровод, игра «Плетень», «Заинька»-игра-хоровод, игра «Теремок», «Земелюшка-чернозем»-хоровод.
Игра на народных музыкальных инструментах,
музыкально – фольклорные игры
Для закрепления знаний народных инструментов можно проводить музыкально-дидактические игры «Определи инструмент по звучанию», «Музыкальное лото», «Убери лишний инструмент», «Собери картинку» («Разрезные картинки»).
Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют фольклорные праздники, проведение которых в нашем саду стало традицией.
Это: «Осенины», «Масленица», «Веснянка», «Колядование», «Святки». В такие дни с утра звучат народные мелодии, воспитатели встречают детей в национальных русских костюмах.
Заключительный этап
Углубленная работа по приобщению детей к народной культуре принесла свои положительные результаты: у детей появилось желание исполнять русские народные песни, особенно частушки, развивался музыкальный слух, память, расширился словарный запас, проявилось творческое самовыражение детей в инсценировках песен, потешек, сказок, народных играх.
В ходе проекта мы привлекли родителей к пошиву народных костюмов (кокошников, сарафанов, картузов, исполнению ролей на праздниках, вечерах-досуга, к пополнению экспонатами музея старого быта, где дети получают первоначальное представление об истории, традициях и обычаях русского народа.
Уголки музыкально-театрализованной деятельности пополнились народными музыкальными инструментами, наглядными пособиями, дидактическими играми, направленными на расширение и закрепление знаний по народному творчеству.